Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 367 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Плещеев А. Наш балет (1673-1896). Балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1896 года.

Спб., типография А. Бенке. 1896. [8], 391, [5] с., ил. С 106 портретами и рисунками. В издательском коленкоровом художественном переплете с золотым и полихромным тиснением. Формат 20х27,5 см. Первое прижизненное издание. Музыкальные критики отмечают, что это был первый опыт написания истории балета в России, начиная с XVII и до конца XIX вв.

 

 

 


А. Плещеев разбил весь материал на три основные части «Балет в С.-Петербурге прежде и теперь», «Балет в России до начала XIX столетия» и «Балет в Петербурге в XIX столетии». В своем издании  А. Плещеев определяет этапы становления и развития танцевального искусства годами правления российских царей и императоров. Первый этап охватывает отрезок времени с 1673 по 1761 гг. И не случайно, 1673 г. датируется первое балетное представление, показанное при дворе царя Алексея Михайловича. Как известно, для культуры России XVIII в. в первую очередь тесно связан с реформами Петра I. В 1702 г. в Москве был открыт общедоступный публичный театр. Довольно быстрое развитие музыкального искусства в XVIII в. способствовало распространению любительского музицирования, созданию оперного театра, организации публичных концертов. О достаточно регулярной постановке балетов в России можно говорить с середины 1730-х гг. К этому времени балы, маскарады и театр получили широкое распространение при дворе, а вступившая в 1741 г. на престол Елизавета слыла любительницей танцев и балета, и в 1742 г. ей был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы, с 1762 г. — воцарение на престол Екатерины II — наступил следующий виток в развитии отечественной хореографии!

Следующий этап А. Плещеев определил границами царствования с 1762 по 1796 гг. Екатерины II. Это время, когда русская культура обращается к опыту западноевропейской, переживающей эпоху Просвещения, и развивается в теснейшей связи со двором. К концу века значительно обогатилась техника танца, произошли сдвиги в балетной драматургии, музыку к постановкам стали писать профессиональные музыканты. Среди вельмож стало модным иметь свой театр.

На рубеже XVIII–XIX вв., во многом благодаря деятельности И.И. Вальберха балетмейстера петербургской труппы, были заложены основы самоопределения русского балета, которые связаны в первую очередь с появлением национального репертуара и утверждением на сцене русских исполнителей, открытию новых театров (Большой театр в Москве, Мариинский театр с Санкт-Петербурге и др.). Особой гордостью автора стали многочисленные фотографии и рисунки, которые он кропотливо собирал и подбирал для этого издания. Безвозвратно уходил XIX в. и в следующем столетии открылись новые таланты, были достигнуты другие вершины. Русский балет завоевывал мировую славу, не оставляя равнодушными иностранных зрителей к своему великолепию.


Короткая справка: Плещеев, Александр Алексеевич (19 октября 1858, Санкт-Петербург — 5 декабря 1944, Париж) — писатель, театральный критик, историк балета, эмигрант. Александр Алексеевич принадлежал к древнему дворянскому роду, летоисчисление которого начиналось с XIII–XIV вв. На протяжении шести столетий представители династии Плещеевых сумели отличиться во многих сферах общественной и культурной жизни России. Жил и родился в Петербурге, рано потерял мать, получил домашнее образование. Сам А.А. Плещеев был выпускником Первой Санкт-Петербургской гимназии. Еще не окончив Петербургскую 1-ю гимназию, он увлекся театром, любовь к которому пронес через всю жизнь. Выступал в качестве драматического актёра на сценах Малого театра в Москве и Александринском театра в Санкт-Петербурге. Им были написаны около 30 пьес, пять из которых представлены на сцене Александринского театра, а остальные в основном в театре Литературно-художественного общества. Среди этих пьес — комедия «В своей роли», о жизни самих актёров. Печататься начинает в 1876 году. Кроме пьес им написаны различные рассказы, путевые очерки, мемуары о русских актёрах и писателях, среди которых И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, М.Е. Салтыков, А.П. Чехов, М. Горький, А.Н. Плещеев, С.Я. Надсон, Н.А. Морозов, С.А. Андреевский, И.А. Бунин, А.Я. Ваганова, Е.В. Гельцер, В.А. Каралли, А.И. Куприн, М.И. Петипа, О.И. Преображенская, Е.Н. Рощина-Инсарова. Сотрудничал с газетами «Петербургский листок», «Московский листок», «Музыкальный свет», «Петербургские ведомости», «Новое время» и др.

Сам был издателем:

газеты, а позднее журнала «Театральный мирок» (1884—1886)

газеты «Петербургский дневник театрала» (1903—1905)

журнала «Невод» (1906—1907)

Автор книги «Наш балет (1673—1896)» (1896, 2-е изд. в 1899, испр. и доп.) — первой книги об истории балета в России с XVII до конца XIX века. В 1919 году эмигрировал во Францию, где продолжал работать как театральный критик, мемуарист. В Париже издал книги «Под сенью кулис» (1936) и «Сергей Лифарь» (1938). Умер в Париже. Библиография работ А.А. Плещеева настолько велика, что могла бы стать предметом отдельного исследования. Это сборники многих пьес и рассказов, многочисленный статейно-рецензионный и мемуарный материал в дореволюционных отечественных и зарубежных периодических изданиях, отдельные книги по истории балета, его деятелях и воспоминания!

Второе издание "Нашего балета" вышло через три года после первого, что объяснялось большой популярностью книги А. Плещеева. За это время автор продолжал собирать всевозможный материал, прибегал к помощи многих артистов, балетмейстеров и критиков, предоставлявших ему не только фотографии, но и интереснейшие сведения. Таким образом, в 1899 г. в свет вышло второе издание, значительно дополненное и переработанное — «Наш балет. (1673–1899). Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1899 года». Особой гордостью автора стали многочисленные фотографии и рисунки, количество которых по сравнению с первым изданием увеличилось почти вдвое. Правда есть и существенный недостаток второго издания: исчез шикарный типографский переплет с полихромным тиснением...


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?