Худеков, С.Н. История танцев. Чч. 1-3. СПб.: Тип. «Петербургской газеты», 1913-1915.
310, IX, 372, XII, 402 c., ил. С многочисленными иллюстрациями на отдельных листах и хромолитографированными заставками в тексте. Рисунки исполнены художниками Бодаревским, Измайловичем, Ламбиным, К. Маковским, Чикиным и др. Помимо этого издание украшено воспроизведениями с рельефов и античных ваз, а также рисунками из коллекции С.Н. Худекова. Сохранены оригинальные обложки. В трех составных издательских переплетах с барельефами по верхним крышкам с изображением Терпсихоры, золотая головка, торшонированный обрез, шелковые ляссе, мелованная бумага. 32,2х25,8 см. Роскошное, блестяще иллюстрированное издание по истории танца. Единственный фундаментальный труд такого объема и охвата вопросов, связных с историей танцев различных эпох, стран и народов. Автором даются подробные описания танцев — от их возникновения до середины XIX века и прослеживаются пути их распространения и развития. Издание с трагической судьбой всегда пользовалось вниманием любителей театра, профессионалов и собирателей.
Сгоревшая четвертая часть этого фундаментального труда описана у Н.П. Смирнова-Сокольского во 2-м томе "Моей библиотеки" под № 4276:
История танцев. С.Н. Худекова. Ч. 4. Спб, [1918]. 128 с. с ил. В 4-ю долю листа.
Тираж четвертого тома считался полностью утерянным при пожаре в типографии в 1918 году, пока в 2007 году случайно не было обнаружено в Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей несколько чудом сохранившихся экземпляра. Эксперты считают, что в России сохранилось не более 5 сигнальных экземпляров этого издания.
В начале XX столетия Худеков С.Н. (1837-1928) задался целью наиболее полно отразить картину хореографического искусства с древнейших времен, уделив основное внимание теории и терминологии танца, характеристике европейских балетных школ, а также биографиям выдающихся танцовщиц и танцовщиков. Худеков использовал в своем фундаментальном труде богатейший материал из личной коллекции – около 15 тысяч рисунков и фотографий XVII-XX вв. Настоящий труд посвящен древнейшему и наиболее популярному из всех искусств - "танцу". Уделив сначала место разъяснению вопроса о происхождении танца и о последовательном его развитии, на первый план поставлены вымершие, античные народы, у которых танцы занимали определенное место в историческом ходе их культурной жизни. Описание танцев в Египте, Индии, Китае, Греции и других странах составило первую часть издания. В следующие части вошли средние века и за ними эпоха Возрождения.
С этого момента, хореография вступила в такую фазу своего развития, что представилась уже полная возможность проследить историческое, последовательное развитие сценического, балетного искусства. Последняя часть издания, в двух отделах, посвящена описанию национальных танцев народов, населяющих оба земных полушария. На народные танцы обращено особенное внимание, потому что в них, как в зеркале, отражается характер и дух каждого народа, уделяющего в своей жизни известное место этим последним остаткам первобытно-наивного искусства.
Кроме того, определив значение балета в ряду изящных искусств, отдельное место отведено всему, что имеет отношение к танцевальному искусству, а именно:
1) Теория танцев, балетная школа;
2) Характеристики балетных артистов;
3) Краткое изложение салонных танцев;
4) Орхесография - запись танцев;
5) Танцы, в поэтических сказаниях народов;
6) Танцы разных сект;
7) Танцы в театрах "Варьете". В заключении, выяснив влияние музыки на танцы, автор уделяет место хореографическому модернизму.
В приложении дан список сочинений, послуживших материалом для составления настоящего труда.
Худеков – не только скрупулезный исследователь, но и талантливый рассказчик. Четвертый том уникален тем, что написан современником-балетоманом. Сергей Худеков не сторонний наблюдатель, так как всецело погружен в культурную жизнь столицы. Он дружил с Петипа и даже был соавтором его балетов. «Баядерка» по либретто Худекова с успехом шла на российской сцене. Яркая жизнь театра отражена в книге в мельчайших подробностях. Колоссальное количество иллюстраций из коллекции Худекова позволяет наглядно представить столь зрелищное искусство балета.
Екатерина Трубицина
Сергей Николаевич Худеков
«Посади дерево, построй дом, вырасти ребенка», – говорят мудрые.
Сергей Николаевич Худеков вырастил троих собственных детей и еще троих приемных, реставрировал два особняка в Санкт-Петербурге и усадьбу в Рязанской губернии, построил виллу «Надежда» на Черноморском побережье Кавказа и насадил целых два дендропарка, один из которых находится в Сочи. Основатель парка Дендрарий Сергей Николаевич Худеков (1837-1928 гг.) известен в первую очередь как редактор и издатель «Петербургской газеты». И действительно, «Петербургскую газету» можно по праву назвать его основным детищем, которому он посвятил лучшие годы своей жизни, но она не является единственным делом его жизни. То, что С. Н. Худекову удалось успеть за свой век, пожалуй, с лихвой хватит на несколько замечательных человеческих жизней и увлекательных биографий. Он был писателем, драматургом, журналистом, театральным критиком, искусствоведом, юристом, предпринимателем, растениеводом, животноводом, а так же занимался архитектурой, ландшафтным и фитодизайном. Сложно даже представить, как один человек сумел успешно проявить себя в столь многих и различных сферах деятельности. Родился Сергей Николаевич 10 декабря 1837 года в семье мелкопоместных дворян Рязанской губернии. Окончил 3-ю московскую гимназию и юридический факультет Московского университета. Сразу после окончания университета в 1854 году начал военную карьеру в действующей армии. За доблесть и отвагу, проявленные в боях Крымской войны (1853-1856) был удостоен ордена на Андреевской ленте. В конце 60-х С. Н. Худеков оставил военную службу, выйдя в отставку в чине майора. Первые литературные опыты Сергея Николаевича относятся к началу 60-х годов, то есть еще ко времени его военной службы. Это были небольшие очерки из военного быта и статьи о балете, которые он печатал в различных периодических изданиях под псевдонимами «Жало» и «Жорж» – армейское начальство отрицательно относилось к литературному творчеству своих подчиненных. В эти же годы он становится членом санкт-петербургского литературного общества. Серьезно занималась литературой и его будущая жена Надежда Алексеевна Страхова (1846-1918 гг.). Она была дочерью отставного поручика Алексея Федоровича Страхова и выросла в доме, где, по словам ее сестры Лидии «не было ни книг, ни журналов, ни газет», что, однако, не помешало им обеим стать писательницами. История семейной жизни Сергея и Надежды Худековых – воплощенный в жизнь роман о любви с интригующе-приключенческим началом. Отец Надежды был категорически против их брака. Он довольно снисходительно относился к литературному увлечению дочерей, но «легкомысленного занятия» поклонника одной из них, мягко говоря, не приветствовал. Да и вообще красивый, бойкий и остроумный, но не отличающийся стабильным материальным положением Худеков не внушал ему доверия, не видел добропорядочный и во всем основательный отставной поручик в претенденте на руку своей дочери человека способного стать отцом респектабельного семейства. Тем не менее, Худеков обладал необычайной упорством, но чем упорнее он был, тем непреклоннее и бдительнее становился Страхов. И что же? Во время одного из петербургских балов, Страхов, зная о присутствие среди гостей не в меру настойчивого воздыхателя Наденьки, глаз с нее не спускал. Однако все его предосторожности оказались тщетными. В самый разгар светского раута, прям из-под бдительного родительского ока, Худеков все ж таки ухитрился похитить свою возлюбленную. Отставной поручик оказался поверженным и влюбленные вскоре обвенчались. Зря Алексей Федорович опасался за материальное благополучие своей дочери. Буквально через десяток лет полунищий помещик, отставной майор, начинающий литератор стал хозяином двух особняков в Санкт-Петербурге, достаточно крупным землевладельцем и, пожалуй, самым преуспевающим издателем, про газету которого говаривали:
«Петербургская газета» стоит много больше золотоносного прииска».
Конечно, десяток лет – срок немалый, да и путь непростой, однако, как говорится, никто и не обещал, что будет легко. Но когда занимаешься любимым делом и трудности в радость, а Сергей Николаевич и Надежда Алексеевна едва поженившись, полностью отдались тому, о чем мечтали – литературе. Желание печатать свои произведения, не завися от субъективного мнения редакторов, подвигло их обзавестись собственным изданием. «Петербургская газета» выходила с января 1867 года под редакторством Ильи Александровича Арсеньева и представляла собой один единственный листок, тираж которого составлял всего 600 экземпляров. Сначала Худековы арендовали газету, а «8 июля 1871 года Арсеньев заявил Главному управлению по делам печати, что передал газету отставному майору С.Н. Худекову. С 8 июля газета была временно приостановлена, а № 1 газеты под фирмою С.Н. Худекова вышел 1 августа 1871 года» (из воспоминаний Лидии Алексеевны Авиловой, сестры Надежды Алексеевны). Издательская деятельность – удовольствие не из дешевых, а превратить полумертвую газетенку в прибыльное предприятие ох как непросто. Никаких иллюзий С. Н. Худеков по этому поводу не питал, а потому годом раньше он приобрел имение Ерлино в Скопинском уезде Рязанской губернии. В XVIII веке его получил в дар от императрицы Елизаветы генерал-майор Матвей Михайлович Ивинский – один из героев переворота 1741 года приведший Елизавету Петровну на престол. Он построил здесь великолепный особняк, церковь, окружил парком в английском стиле с каскадным прудом на манер Царскосельского. Это имение в свое время было одним из самых богатых и видных в губернии. Но потомки М. И. Ивинского не смогли вести хозяйство должным образом. Ерлино пришло в запустение, и в итоге оказалось заложенным в Дворянском земельном банке. Ни воспитание, ни образование, ни жизненный опыт Сергея Николаевича никак не были связаны с сельским хозяйством. И, тем не менее, ему удалось в короткие сроки превратить убыточное имение в постоянный источник дохода. Ерлино впоследствии даже было включено в перечень хозяйств известных в европейском масштабе:
«Всей земли при трех хуторах 3 500 десятин чернозема с разными системами хозяйства, из них луговой 300 десятин и 320 десятин леса. При нем находятся плодовый питомник на 30 десятин. Яблонь и груш исключительно сортов для средней полосы России ежегодно продаётся 20 000 шт. Отведено 30 десятин под питомник декоративных растений. На 34 десятинах посажены фруктовые сады, сдаваемые в аренду. Несколько десятин разных сортов ивы для различных поделок из ее лозы».
С.Н. Худеков уделял внимание и племенному животноводству. В имении выращивали свиней, овец, коров, а также кур, уток, голубей и фазанов. Был свой конный завод, специализирующийся на разведении разных пород лошадей – от рысистых до тяжеловозов. Гордостью ерлинского хозяйства стали особые сорта роз – морозоустойчивые и цветущие все теплое время года. В 1890 году на I Всероссийской выставке садоводства и плодоводства в Санкт-Петербурге С.Н. Худеков за достижения в области сельского хозяйства стал кавалером ордена Св. Анны I степени. Но главной достопримечательностью Ерлино стал созданный С.Н. Худековым парк-дендрарий, где он собрал множество растений из разных, весьма далеких мест. За его создание Сергей Николаевич был награжден золотой медалью Всемирной выставки в Париже. Вместе с развитием и увеличением доходов от имения все более процветающей становилась «Петербургская газета». Худеков «взялся за дело энергично и сумел подобрать талантливых и полезных сотрудников. Он быстро двинул газету вперед. До 1875 года газета выходила четыре раза в неделю, затем – пять раз, а с 1882 года она стала ежедневной. Кроме того, она увеличилась в объеме в четыре раза. Сергей Николаевич сам как главный редактор очень много работал...» (Л.А. Авилова). К началу 90-х тираж «Петербургской газеты» составлял 24 000 экземпляров. Самое активное участие в ее издании принимала и Надежда Алексеевна. «Конечно, и сестра была очень занята. Она с самого замужества стала работать в газете как переводчица романов. Позже она стала писать рецензии о театре и изредка печатала собственные маленькие рассказы» (Л.А. Авилова). В эти же годы С.Н. Худеков написал два романа «Балетный мирок» и «На скамье подсудимых», ряд драматических произведений: «Петербургские когти» (водевиль в 4-х действиях, совместно с Г.Н. Жулевым), «Герои темного мира» (пьеса в 4-х действиях с куплетами, совместно с Г.Н. Жулевым), «Передовые деятели» (пьеса в 5-ти действиях), «Житейские предрассудки» (комедия в 4-х действиях, совместно с А.Н. Похвисневым), «В чем сила?», «Кассир», «Княгиня Жорж», а также либретто к балетам «Зарайя или Мавританка в Испании» и «Баядерка» Л. Минкуса и «Весталка» М. Иванова. В эти же годы С.Н. Худеков активно занимается еще и общественной деятельностью – не раз избирается депутатом городской Думы Санкт-Петербурга, а также судьей Скопинского уезда. В начале 90-х Сергей Николаевич передает бразды правления «Петербургской газетой» своему сыну Николаю и целиком посвящает себя давно вынашиваемому замыслу – пишет фундаментальный искусствоведческий труд «История танца всех времен и народов». Балет был еще одной страстью Худекова. За свою жизнь он собрал уникальную коллекцию рисунков, открыток, фотографий и документов по истории русской и западноевропейской хореографии с XVII по XIX век – всего около пятнадцати тысяч экземпляров. Эта коллекция послужила основой для его четырехтомной «Истории танца всех времен и народов». Первые три тома увидели свет в 1914-1916 годах. К сожалению, во время пожара в типографии сгорел почти весь тираж четвертого тома. Применительно к С.Н. Худекову выражение «целиком посвящает себя» носит несколько иной не совсем привычный оттенок, ведь «целиком посвящая себя» истории балета Сергей Николаевич одновременно занимается созданием сочинского Дендрария. История знаменитого на весь мир музея флоры под открытым небом началась в один из летних вечеров 1889 года, когда в гости к редактору ведущей газеты Санкт-Петербурга заглянул Император Александр III. Беседа за чаем охватывала самые разные темы. Коснулась она и проблем с освоением не так давно присоединенного к Российской Империи Черноморского побережья Кавказа:
- А отчего бы вам, Сергей Николаевич, не купить участок земли у Черного моря? Надо же укреплять русское влияние на новых землях, – предложил Государь. – И цены там пока не слишком высоки...
- Дело не в деньгах, Ваше Величество. Купить участок земли можно, но только что потом делать с ним? – ответил Худеков.
Тут в разговор вступила Надежда Алексеевна:
- Помнишь, дорогой, когда мы были еще очень молоды и нуждались в средствах, ты все говорил мне, дескать, когда разбогатеем, куплю участок земли, построю дачу, назову твоим именем. Может, пришло уже время?
Буквально через несколько дней Худековы стали владельцами 50 десятин земли неподалеку от приморского посада Даховский на южном склоне Лысой горы. В 1890 на 12 гектарах расчищенной от дикой растительности территории закладываются персиковый и сливовый сады. В дальнейшем доход от них целиком тратился на развитие субтропического парка, общая планировка которого завершилась к октябрю 1892 года. 11 октября 1892 года теперь считается датой основания Дендрария. Учитывая особенности ландшафта территории, парк формировался сочетая два стиля – франко-итальянский и английский. Как в музее создавались зоны, посвященные растительности различных уголков планеты: средиземноморская, китайская, австралийская, кавказская, гималайская, японская, мексиканская. Саженцы приобретались в ботанических садах Крыма и Кавказа (питомник князя Ольденбургского в Гаграх), а также в Германии и странах бассейна Средиземного моря. На месте работами руководил знаменитый садовник Франц Лампау, но «главным дизайнером проекта» стал сам Сергей Николаевич Худеков. И не только главным дизайнером – он, посещая свое новое землевладение, превращался в заправского садовника, со знанием дела, по всем правилам собственноручно высаживая растения. А их закупку так и вовсе никому не доверял, предпочитая сам выбирать саженцы, даже если приходилось для этого ехать за тридевять земель. Так же обстояло дело и с садовым инвентарем. В 1899 году, придавая законченность композиции парка, в его центральной части вырос «беленький, красивой архитектуры домик с выступами, башней и широкими террасами, который стоял на фоне темных дубов и гигантских буков высоко над поляной, засаженной редкими тропическими растениями» (Н.А. Худекова). Как и было обещано любимой жене в далекой юности, дача получила имя «Надежда» и вскоре стала постоянным местом жительства четы Худековых. Со временем в парке, удачно подчеркивая его живописность, появились беседки, скульптуры, фонтаны, вазы для цветов, изготовленные Франко-итальянской компанией чугунного литья по заказу Сергея Николаевича.
В книге «Старый Сочи конца XIX – начала XXвеков (воспоминания очевидца)» сочинского старожила, кандидата медицинских наук, Почетного члена Сочинского отделения Русского Географического Общества Кирилла Аркадьевича Гордона даче Худекова и самому владельцу посвящена отдельная статья «Землевладение С.Н. Худекова». Вот небольшая выдержка из нее:
«Мы же, сочинцы, знали С.Н. Худекова как большого любителя растений, создавшего огромный и великолепный парк, красиво художественно оформленный, куда были свезены представители флоры многих стран мира и который является основой теперешнего парка «Дендрарий». Надо отметить, что владелец этого парка, затрачивая на его содержание немалые средства, не держал ворота виллы «Надежда» постоянно на запоре, а разрешал желающим безвозмездно посещать этот великолепный парк. Автор этого повествования имел возможность убедиться на собственном ухе и в том, что этот пожилой, худощавый человек очень цепко удерживал то, что попалось ему в руки, когда однажды был изловлен хозяином парка во время охоты за черепахой в бассейне, предназначенном для сбора дождевой воды для поливки растений».
Во всех смыслах красиво прожитую жизнь Сергея Николаевича под конец омрачил целый ряд трагических событий. Весной 1912 года умер его сын Николай Сергеевич Худеков, возглавлявший «Петербургскую газету». Октябрьский переворот 1917 года лишил Худекова всего. В ноябре 1917 была разгромлена его усадьба в Ерлино:
«Не громите имение, все это ваше. Ничего не ломайте, вы так не построите. Все это ваше, я ничего с собой не возьму», – это строки из обращения Сергея Николаевича к погромщикам.
«Петербургскую газету» закрыли, дома в Петрограде и дача в Сочи национализировали. В 1918 не стало его любимой жены Надежды. Разменявший девятый десяток Худеков стойко перенес все личные трагедии и общественные потрясения и прожил еще десять лет. Умер Сергей Николаевич 20 февраля 1928 года в Ленинграде. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.