Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 145 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Старк Э.А. Шаляпин. Пг.: Тип. Т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1915.

[4], IV, [2], 210, [6] с., 23 л. ил., портр (фронт.) – тоновые фототипии; 15 л. ил. – меццо-тинто; 4 л. ил. – цв. автотипии. Титульный лист, заставки и концовки работы Е. Нарбута. Оригинальные рифлёные форзацы с цветочным орнаментом. Шелковое ляссе.  Бумага верже с филигранями. Высококачественная печать. В издательском холщовом переплете с набойкой в две краски. Причем рисунок на холсте бывает разный. На корешке контрастная кожаная художественно оформленная наклейка с тиснёным золотым названием книги и именем автора. 32,5х23,6 см. В издательской коробке, стилизованной аллегорическими декоративными элементами растительного и животного мира. Первая монография, посвященная творчеству великого русского оперного певца Ф.И. Шаляпина. Особую ценность представляют великолепные фотографии М. Шерлинга, В. Чайковского, Будшота, Визенберга, К. Фишера, С. Прокудина-Горского, знаменитый портрет титана оперной сцены кисти блистательного Валентина Серова и три работы главного художника-декоратора Императорских театров, утончённого мирискусника Александра Головина. Экземпляр с автографом Шаляпина на авантитуле: "Александру Семеновичу / Гольдеру на память о / наших "веселых минутках" в / печальные годы". Ф. Шаляпин. / 1920 г."

ПРЕДИСЛОВИЕ

Счастливы художники, ибо они в своих созданиях обретают бессмертие. Зодчий возводит величественный храм, и память о нем сохраняется навеки в каменном кружеве, в стройно возносящихся колоннах; искрится и дышит белый мрамор, тая в себе отзвуки души ваятеля; лик Мадонны сияет нам с алтарей соборов, со стен бесчисленных музеев, и мы чтим память того, кто чистою кистью своею славил Бога; красота стиха, сложенного много веков назад, пребывает нетленной, и далекие поколения повторяют имя поэта; вдохновенная симфония оживает, вечно та же, в звуках оркестра; так душа художника переживает столетия, неразлучная с человечеством. Но есть искусство, не менее дивное, -и ему не дано бессмертия. Это- искусство актера, искусство сценическое. Имена сохраняются, правда. Но и только. Душа художника сцены, покинув земную оболочку, уносится безвозвратно, не оставляя нам ничего от своего бытия. Образы, творимые на сцене, сколь бы ни были они прекрасны и величавы, -только мимолетные видения. Они живут в нашей памяти, в нашем воображении. Но слабеет память, меркнет воображение, и эти образы тают, обращаясь в ничто. И когда для артиста потухает рампа, потому ли, что он покинул сцену, потому ли, что он ушел из жизни, наступает конец и его искусству. Свидетели еще хранят в душе восторги и радости, навеянные творчеством актера. Но что остается тем, кто его не видел? И что перейдет к потомкам?..

Только прекрасное предание. Мимолетно и неповторимо сценическое искусство; только для своего времени живет оно. Но тем счастливее поколение, которому судьба посылает великого художника сцены. На нашу долю выпало это счастье. Конец XIX века, ознаменовавшийся пышным расцветом русского искусства, высвободившегося из тесных пут литературщины, видел торжество русского театра. Он дал нам истинного титана сцены, Федора Ивановича Шаляпина. Дело, конечно, не в Шаляпине-певце, не в том, какой у него голос и как он им владеет, а в Шаляпине-артисте, создающем недосягаемые по законченности и глубине художественные образы, исполненные подлинно трагического пафоса, в которых искусство актера и искусство певца сливаются в строжайшей гармонии. Важной заслугой Шаляпина является его широкое новаторство в сфере оперного творчества, решительно опрокинувшее всю прежнюю рутину. От Шаляпина начинается новый путь в оперном искусстве не только с чисто внешней стороны, но и с точки зрения музыкально-вокальной интерпретации: Шаляпин показал, что звуком можно рисовать целые картины, изменяя характер этого Звука сообразно тем настроениям, которые хочет вызвать артист.

Быстро летит время. В нынешнем году исполнилось 25 лет с тех пор, как Шаляпин вышел на тернистый путь служения сценическому искусству. Поразительна судьба артиста! Сын народа, не имеющий за собою никакого культурного прошлого, он достиг в своем искусстве пределов, каких до него не достигал никто. И жизнь его похожа на сказочный сон. Идя все вперед, непрерывно совершенствуясь, Шаляпин могучею силою своей творческой фантазии покорил себе полмира. В настоящее время Шаляпин находится в полном расцвете своего таланта. Но страшно подумать, что ведь настанет же когда ни будь день и... его прекрасное искусство обратится в легенду. Созданные им образы растают бесследно. Ничто не удержит их от разрушения, нет такого волшебства, которое сохранило бы им жизнь... Невольно хочется сделать попытку запечатлеть эти властные образы, и именно сейчас, пока артист еще живет, еще творит, пока его искусство в полном блеске, и такой попыткой, совершенно скромной, является предлагаемая вниманию читателя книга. Она нисколько не притязает ни на исчерпывающую полноту сведений о замечательном артисте, ни на особенную глубину в стремлении охарактеризовать его художественную личность; нет, книга эта-только ряд впечатлений. Заманчива задача-не критиковать художника, а рассказать о нем.

Это необходимо оговорить. Пусть читатель не ищет здесь никаких глубокомысленных рассуждений за и против, никаких замечаний, почему Шаляпин толкует роль так, а не иначе. Оскар Уайльд в своем предисловии к "Портрету Дориана Грея" говорит: "Критиком является тот, кто в новой форме или иными средствами может передать свое впечатление от прекрасного"... Передать впечатление от прекрасного искусства Шаляпина, передать его так, чтобы читатель, никогда не видевший Шаляпина, почувствовал, хоть сколько нибудь, аромат этого великого искусства, а видевший, пробегая страницы книги, вновь пережил то, что переживал в театре, вот задача, осуществить которую пытается моя книга. В заключение считаю своим священным долгом выразить горячую признательность редактору "Аполлона", Сергею Маковскому, благодаря любезному содействию которого настоящая книга увидала свет, секретарю "Аполлона", М.Л. Лозинскому, принявшему на себя неблагодарнейший труд редакторской корректуры, и художнику-фотографу М.А. Шерлингу, на долю которого выпала большая работа по изготовлению снимков специально для этой книги.

Эдуард Старк. (Зигфрид). Петроград 15-го октября 1915 г.


Краткая справка: Старк, Эдуард Александрович (псевдоним Зигфрид) (1874, Петербург — 1942, Ленинград) — русский музыкальный критик и искусствовед, автор статей по истории музыкальных произведений, театральных постановок, рецензий на музыкальные спектакли. Окончил Санкт-Петербургский университет.Литературно-критическую деятельность начал в 1901. Часто писал под псевдонимом Зигфрид, сотрудничал со многими СМИ: журналами «Театр и искусство», «Обозрение театров», «ЕИТ», работал в ряде петербургских газет до 1917. С приходом советской власти работал с не меньшим успехом в советской печати — в журналах «Жизнь искусства», «Советское искусство», «Театр и музыка», газетах «Россия», «Петроградский курьер» и др. Писал музыкальные обзоры, рецензии на музыкально-театральные спектакли, критические статьи о творчестве композиторов и исполнителей: о Чайковском, Глинке и его опере «Иван Сусанин», Ф.И. Шаляпине, И.Ф. Стравинском, Л.В. Собинове, И.В. Ершове, А. Больской и мн. др.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?