Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 710 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Северное сияние. Русский художественный альбом, издаваемый Василием Генкелем. 4 т.т.

СПб., тип. Спиридонова и Ко и Головина, 1862-1865. Три иллюстрированных заглавных листа по рис. А. Шарлемана и Б. Орловского, по одному в каждом томе, кроме четвертого, и гравюры на стали вне текста, по 47 гравюр в первых двух томах, 39 — в третьем и 12 — в четвертом. Все гравюры исполнены у Брокгауза в Лейпциге. Бесспорно стали известны на всю империю 3 сюиты из "Северного сияния": "Петербург и его окрестности", "Виды Москвы и её окрестностей" и "Виды городов: Рязань и Тобольск" по 12 листов в каждой. Генкель даже умудрился их продавать, как отдельные произведения художественной графики. Это издание, прекратившееся на четвертом томе, который остался неоконченным, принадлежит к числу наиболее интересных русских иллюстрированных сборников, как по богатству, так и по разнообразию сюжетов. Чистые экземпляры в издательских коленкоровых переплетах с золотым тиснением на крышках и корешках встречаются чрезвычайно редко.

Библиографические источники:

1. Бурцев А.Е. «Русские книжные редкости. Библиографический список редких книг». Спб, 1895, № 753

2. Верещагин В.А. «Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий. (1720-1870)». Библиографический опыт. СПБ., 1898, № 839

3. Смирнов-Сокольский Н.П. «Русские литературные альманахи», М., 1965, №№ 724, 736, 741 и 756.


Оно заключает в себе: 1) копии с замечательных картин русских художников Брюллова, Иванова, Федотова, Сверчкова, Егорова, Ге, Неффа, Айвазовского, Якоби, Чистякова, Угрюмова, Дмитриева, Шубина, Зауервейда, Раева и др.; 2) сцены из русской истории, преимущественно с рисунков художника А. Шарлеманя; 3) рисунки к сочинениям русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Писемского и др. Над этим отделом трудились художники Микешин, Лебедев и Трутовский. Сцены, изображенные художниками, взяты из Евгения Онегина, Руслана и Людмилы, Кавказского пленника, Графа Нулина, Бориса Годунова, Полтавы, Демона, Записок охотника и др. и 4) виды замечательных русских местностей. —Издатель этого выдающегося для своего времени художественного сборника — известный петербургский книгопродавец Василий Егорович Генкель. С 1857 года им же издавался журнал «Живописный сборник», который в 1870 г. перешел к А. Ф. Марксу и был преобразован затем в известный иллюстрированный журнал «Нива». «Северное сияние» было подписным изданием. Выходило в течение года 12 выпусков, которые и составляли годовой том. Каждый выпуск был украшен многочисленными гравюрами (виды русских местностей, сцены из русской истории, копии с картин русских художников, рисунки к сочинениям русских писателей). Здесь опубликованы 12 иллюстраций к произведениям Лермонтова таких художников, как К. Д. Флавицкий, А. И. Лебедев, Н. Негодаев, М. И. Песков, В. В. Верещагин, иллюстрация к поэме Некрасова «Мороз-Красный нос» и многие другие. На первый год издания «Северного сияния» количество подписчиков составляло 4500 человек, однако постепенно подписка уменьшалась, и в 1865 г. количество подписавшихся было около 1000. Издание потерпело крах и не было закончено: четвертый том (1865) представляет собой тоненькую тетрадь. «Северное сияние» состояло из великолепных гравюр на стали, воспроизводящих картины русских художников, иллюстраций к произведениям классиков литературы, видов русских городов и т. д. Иллюстрации сопровождались очерками и статьями. Часть статей носит разнообразный характер и к помещенным иллюстрациям отношения не имеет. В истории русских иллюстрированных изданий «Северному сиянию» принадлежит почетное место.

Т. 1. Спб., тип. В. Спиридонова, 1862. [8] стр.; 804 стб.; 48 гравир. л. илл.

Содержание [пояснения к картинам и статьи]: Нимфа, с карт. Неффа.— И. Шишкин. События в Москве в 1610—1611 гг.— В. Зотов. Татьяна. [А. С. Пушкина].— И. М. Михайлов. Описание Петербурга.— Проект общества издателей и учреждения книжной торговли внутри империи.— Библиография.— В. Зотов. Иванов и его картины.— И. Шишкин. Крещение Руси.— В. Толбин. Граф Федор Толстой и его произведения.— [И. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 2-я.— Библиография.— Конкурс для художников.— П. Петров. Карл Штейбен.— И. Шишкин. Наполеон в Москве.— В. Зотов. «Руслан и Людмила».— Сцена из «Евгения Онегина»,— [И. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 3-я.— А. Пластов. Петербургские типы: Охтянка.— Список русских художественных произведений, назначенных на Лондонскую выставку.— Библиография.— П. Петров. П. Федотов и его значение.— М. Хмыров. Ермак.— В. Зотов. «Кавказский пленник».— [И. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 4-я.— Библиография.— П. Петров. Аллегория Брюллова.— И. Шишкин. Основание Петербурга.— В. Зотов. «Граф Нулин».— [И. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 5-я.— Библиография.— П. Петров. Ссора на свадьбе Василия Темного.— М. Хмыров. Мария Мнишек.— В. Зотов. «Борис Годунов».— [//. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 6-я.— Художественный фельетон.— Перечень художественных произведений на постоянной выставке.— Библиография.— П. Петров. Отечественная живопись за сто лет ,— М. Хмыров. Суворовский поход в Швейцарию.— В. Зотов. «Братья разбойники».— [И. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 7-я.— П. Петров. Привал арестантов.— П. Петров. Айвазовский и его картины.—Шишкин. Вступление на престол Анны [Иоанновны].— В. Зотов. «Бахчисарайский фонтан».— [И. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 8-я.— Художественный фельетон.— Библиография.— А. Петров. Картина Угрюмова.— И. Шишкин. Царевич Алексей.— В. Зотов. «Цыгане» Пушкина.— [И. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 9-я.— 77. Петров. Профессор Нефф.— М. Хмыров. Малолетство царя Ивана Грозного.— В. Зотов. «Полтава» и эпические произведения Пушкина.— [И. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 10-я.— Художественное известие.— П. Петров. К. Брюллов.— И. Шишкин. Праздник у Потемкина.— В. Зотов. Пушкин как лирик.— [И. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 11-я.— П. Петров. К. Брюллов. (Оконч.).— М. Хмыров. Местничество и разряды.— В. Зотов. Пушкин как драматург.— [И. М. Михайлов]. Петербург и его окрестности. Статья 12-я.

Иллюстрации на отд. л.: 1. Нимфа. С карт. Неффа.— 2. Явление Христа Магдалине, А. Иванова.— 3. Спаситель на Голгофе, К. Штейбена.— 4. Приезд жениха, П. Федотова.— 5. Диана на крыльях ночи, К. Брюллова.— 6. Свадьба кн. Вас. Темного, П. Чистякова.— 7. Арестанты на привале, В. Якоби.— 8. Овцы, загоняемые вьюгой в море, Айвазовского.— 9. Испытание силы Усмаря, Г. Угрюмова,—10. Нимфы в гроте, Неффа.—11. Троица, К. Брюллова.— 12-23. Сцены из Русской истории, А. Шарлемана,— 24-35. Двенадцать рис. к соч. Пушкина — М. Микешина, А. Лебедева, К. Трутовского, К. Брюллова. 36—47. Виды Петербурга и его окрестностей.— 48. Гравир. загл. л. «Северного сияния» по рис. А. Шарлемана.


Северное сияние. Русский художественный альбом, издаваемый Василием Генкелем. Т. 2. Спб., тип. В. Спиридонова, 1863. [8] стр.; 788 стлб.; 48 л. илл.

Содержание [пояснения к картинам и статьи]: К. Варнек. Профессор Худяков как один из представителей элегии в нашем искусстве.— П. Петров. Патриарх Гермоген.— Вл. Зотов. «Княжна Мери» Лермонтова.— А. Л. [А. Левитов]. Москва и ее окрестности.— П. Петров. Итальянские сцены и виды в русской живописи.— М. Хмыров. Владимир Мономах.— Вл. Зотов. «Демон» Лермонтова.— А. Л. Москва и ее окрестности.— М. Хмыров. Стрельцы.— В. Зотов. Лермонтов в его народных произведениях.— А. Л—в. [А. Левитов?]. Москва и ее окрестности.— П—в. [П. Петров?]. Нелюдимка.— М. Хмыров. Аскольд и Дир.— В. Зотов. Первые поэмы Лермонтова.— А. Л. Москва и ее окрестности. [Продолж.].— П—в. [П. Петров?] Забулдыга.— М. Хмыров. Федор Борисович Годунов.— В. Зотов. Юношеские произведения Лермонтова.— А. Л. Москва и ее окрестности. [Продолж.].— А. Левитов. Имянины сельского дьячка.— М. Хмыров. Андрей Боголюбский.— В. Зотов. Лермонтов в его лучших произведениях.— А. Л. Москва и ее окрестности. [Продолж.].— Материалы для истории русской живописи. Кн. 1. Н. Рамазанова. М., 1863.— П—в. [П. Петров?]. Мыльный пузырь,—Я. Петров. Коренное изменение русского быта при Петре.— В. Зотов. Кавказские стихотворения Лермонтова.— А. Л—в. Москва и ее окрестности. [Продолж.].— П. Петров. Коренное изменение русского быта при Петре. [Продолж.].— С. Шубинский. Граф Остерман,— В. Зотов. Петербургское супружество.— А. Л. Москва и ее окрестности. [Продолж.].— П. Петров. Отечественная живопись за сто лет.— И. Ремезов. Куликовская битва.— В. Зотов. Петербургское супружество. [Продолж.].— А. Л. Москва и ее окрестности. [Продолж.].— П. Петров. Отечественная живопись за сто лет. [Продолж.].— М. Хмыров. Иван Грозный и татары.— В. Зотов. Петербургское супружество. [Оконч.].— А. Л. Москва и ее окрестности. [Продолж.].— П. Петров. Отечественная живопись за сто лет. [Продолж.].— П. Петров. Испытание.— М. Хмыров. Избрание Романова.— В. Зотов.— «Мцыри» Лермонтова.— А. Л. Москва и ее окрестности. [Продолж.].— П. Петров. Русские скульпторы.— П. Петров. Екатерина II — законодательница.— В. Зотов. Юмористические поэмы Лермонтова.— А. Л. Москва и ее окрестности. [Оконч.].

Иллюстрации на отд. л.: 1. Гравир. загл. л. «Северного сияния», Б. Орловского.— 2. Тайное посещение, В. Худякова.— 3. Итальянский грот, Неффа.— 4. Капри, Л. Лагорио.— 5. Завтрак на жатве, А. Морозова.— 6. Путешественники под дождем, Г. Седова.— 7. Имянины дьячка, А. Саломаткина.— 8. Сватовство, М. Петрова.— 9. Ассамблея при Петре, Хлебовского.— 10. Бедная невеста, М. Клодта.—11. Хоровод, К. Трутовского.—12. Счастливая мать. М. Клодта.— 13. Парубки, И. Соколова.— 14. Вдова, М. Клодта.— 15. Вот те и батькин обед, Венецианова.— 16-27. Сцены из русской истории, П. Чистякова, Н. Маковского, Шустова, Угрюмова, Шарлеманя.— 28-36. Илл. к произведениям Лермонтова — Верещагина, Негодаева, М. Пескова, Флавицкого и без подп.— 37-48. Виды Москвы и ее окрестностей.


Северное сияние. Русский художественный альбом, издаваемый Василием Генкелем. Т. 3. Спб., тип. В. Головина, 1864. [8] стр.; 752 стлб.; 40 л. илл.

Содержание [пояснения к картинам и статьи]: К. Варнек. Академик Зичи.— М. Хмыров. Казанский поход Ивана Грозного.— К. Варнек. К. Е. Маковский.— В. Зотов. «Тамара», стих. Лермонтова.— Прекрасная партия.— М. Хмыров. Богдан Хмельницкий.— П. Петров. Антон Лосенко.— П. Петров. Карл Брюллов «Потерянная».— И. Шишкин. Эпизод из войны Петра со Швецией.— П. Петров. Св. Алипий, иконописец Печерский.— К. Кноблох. Рязань и ее окрестности,— П. Петров. Александр Иванов.— П. Петров. Екатерина Вторая.— Н. Д. Дмитриев. Дурочка. Рассказ.— П. Петров. Дедушкино благополучие.—М. Хмыров. Коронование Екатерины II.— В. Зотов. Лермонтов как прозаик.— Я. Петров. В чужом пиру похмелье. Сцены.— Я. Аристов. Предания о разбойниках,—Я. Аристов. Казнь Пугачева.—В. Зотов. Лермонтов как драматург.— П. Петров. Султанша.— М. Хмыров. Царевич Иван, сын Ивана Грозного.— А. Чужбинский. Лето в Малороссии.— П. Петров. О зверописи вообще и в особенности на Руси.— М. Хмыров. Россия и русские эпохи второй войны с Наполеоном.— П—в. [П. Петров]. Тобольск.— П. Петров. Сусанна.— М. Хмыров. Союзники во Франции в 1814 г.— К. Фогт. Взгляд на естествоведение.— Глеб Успенский. Воскресение в деревне.— Спаситель на кресте, образ К. Брюллова.— В. Головин. Финляндский сейм.— В. Зотов. Как оканчивают некоторые писатели.— К. Фогт. Из области естествоведения.— Гл. Успенский. Сельские сцены.— В. Зотов. Иван Сергеевич Тургенев.— Г. Брызгин. Побирушки.— К. Фогт. Новые исследования о черепе.— К. Варнек. Барон Клодт,—Я. Петров. «Нарцисс» Карла Брюллова.— Я. Дмитриев. Ночь.— Яков Капков.— В. Зотов. И. С. Тургенев. (Продолж.).

Иллюстрации на отдельных л.: 1. Гравир. загл. л.— Конь на Аничковом мосту, скульптура Клодта.— 2. Сожжение еретиков, Зичи.— 3. Женская головка, К. Маковского.— 4. Неравный брак, В. Пукирева.— 5. Принесение Исаака в жертву, А. Лосенко.— 6. В харчевне, Попова.— 7. Последний день Помпеи. К. Брюллова.— 8. Св. Алипий, В. Раева.— 9. Явление Христа народу, А. Иванова.— 10. Похороны, К. Трутовского.— 11. Отправление в школу, А. Корнеева.— 12. Утро после пирушки, П. Федотова.— 13. Одалиска, К. Петрова.— 14. Обмен яблок, К. Трутовского.— 15. Возвращение с охоты, Н. Сверчкова.— 16. Сусанна, Гр. Лапченко.— 17. Воскресение в деревне, Дмитриева-Оренбургского.— 18. Распятие, К. Брюллова.— 19. Зарок не пить, А. Корнеева.— 20. Христа ради, Егорова.— 21. Нарцисс, К. Брюллова.— 22. Силоамская купель, Я. Капкова,— 23. Екатерина II, скульптура Ф. Шубина.— 24-32. Сцены из русской истории, Угрюмова, Зауервейда, Торелли, Шустова, Шарлеманя.— 33-38. Рисунки к сочинениям: Лермонтова — А. Лебедева, Писемского — Дмитриева-Оренбургского, Тургенева — Дмитриева-Оренбургского и А. Лебедева.— 39-40. Виды городов: Рязань и Тобольск.


Северное сияние. Русский художественный альбом, издаваемый Василием Генкелем. Т. 4. Спб., 1865. [4] стр.; 140 стлб., [1] стр.

Содержание [пояснения к картинам и статьи]: Г. Брызгин. Скандал,— В. Зотов. Певцы,—Карл Брюллов. (Продолж.).—Петербургские типы: Приживалки, А. Пластова,— Инесс де Кастро [Брюллова].— В. Зотов. «Мороз, Красный Нос», Н. Некрасова.— А. Н—в. Кавказские минеральные воды.— А. Левитов. Праздничный сон. (Московские нравы).— Г. Брызгин. Вдова. Очерк из Петербургской жизни.— В. Зотов. «Накануне», Тургенева.— Саул.— К. Фогт. Самозарождение.— Склад чая на ярмарке в Нижнем.— Г. Брызгин. В балагане. Очерк,—Л". Фогт. Первобытный человек,— М. Хмыров. Первое нашествие татар на Россию.— Богоматерь.

Иллюстрации на отдельных л.: 1. Прерванное обручение, А. Волкова.— 2. Певцы, Н. Дмитриева-Оренбургского.— 3. Господь, К. Брюллова.— Инесс де Кастро, К. Брюллова.— 5. Мороз, Красный Нос, Н. Дмитриева-Оренбургского.— 6. Виды Кавказских минеральных вод, А. Писченкова.— 7. Вдовушка, П. Федотова,— 8. Елена у Инсарова, Н. Дмитриева-Оренбургского,— 9. Саул, Н. Ге,— 10. Склад чая на ярмарке в Нижнем, Попова.— 11. Татары, пирующие после битвы на Калке, Н. Кошелева.— 12. Богоматерь, К. Брюллова.

К середине XIX века сложилась ситуация, когда старая форма чистого альманаха не удовлетворяет уже время, что было доказано чудесно историей „Северного Сияния" того же Вильгельма Генкеля. Этот „русский художественный альбом", выходивший с 1862 по 1865 год, задуман был всячески, роскошно и в стиле нарядных кипсеков 40-х годов. В программу входят как „Виды русских местностей", так и „Сцены из русской истории", а наряду с „копиями с картин русских художников" также „рисунки к сочинениям русских писателей". „Северное Сияние" — издание бесспорно весьма важное, и именно оно вполне определяет стиль русской новой внекнижной иллюстрации. Его интересно сравнить с изданиями 50-х годов XIX века, как по издательской форме, так и по принципиальному подходу к самой иллюстрационной задаче. Первым выводом было бы признание в бесспорно высоко стоящей чисто типографской технике. Правда, все иллюстративные и иные приложения печатаются со стали у Брокгауза в Лейпциге, сделавшегося со второй половины века очевидным монополистом данной техники. Вторым— полная и сознательная воля к реализации, натурализации скорее, художественного вымысла. Все, что выше было сказано о дисгармонии иллюстрационного принципа с самостоятельностью бытия отдельного художественного создания, может быть наилучше применено именно к „Северному Сиянию": на его примере видно весьма ясно, что основным врагом книжного искусства явится прежде всего станковизм, то есть самозамкнутость художественного произведения,— все равно, живописи ли, или даже такой самостоятельно стальной гравюры, как она образует серию в „Северном Сиянии". Сравнение внекнижных иллюстраций этого последнего издания с центральным для предшествовавшего десятилетия тиммовским „Русским Художественным Листком" весьма поучительно. Из „Листка" можно взять в качестве примера литографию плодовитого А. И. Шарлемана, мастера для данного времени весьма важного. Лист к „Евгению Онегину" является иллюстрацией типа комбинативного. Ряд сцен поэмы соединен более или менее удачно в общую декорацию, желто-коричневый фон литографии еще подчеркивает эту орнаментальность впечатления. Из всей поэмы выделены сценки как раз наиболее общеприемлемые. Ни отдельные типы, ни выбор иллюстрируемых моментов не отличаются остротою замысла. Увы, художник— читатель самый банальный! Самое соединение в одно целое сценок иллюстративного характера, рамок, венков и подписей всего менее конструктивно, то есть как раз наибольше характерно для разбираемого времени. В „Северном Сиянии" 1862 года тому же „Евгению Онегину" посвящены два рисунка М.О. Микешина, младшего Шарлеманя на десять лет, бесспорно уже вполне иного по подходу. Если Шарлемань, к которому здесь несколько подходит и Зичи, является представителем орнаментальной композиции иллюстраций, то Микешин, пожалуй, начинает серию чисто жанрово-реалистической трактовки иллюстрации в книге ли — о чем дальше — или вне её. Его „Татьяна", типичная барышня-интеллигентка, в очень малой мере героиня Пушкинского романа. Сама иллюстрация, разменивающаяся на мелочи обстановки, повторяя как-то старого Нотбека, превращая вдохновенную поэзию в „любовную" повесть среднего уровня, конечно, не адекватна тексту, ни в коей мере не заставляя жалеть об ее оторванности от издания. В „пояснении" сказано, что „вся обстановка картины вполне соответствует стихам Пушкина". Что же; но только,— как этого мало для иллюстрации действительно серьезной! Из иллюстраторов „Северного Сияния" к Пушкину ближе подошел А.И. Лебедев, в своей „Людмиле" неожиданно и убедительно показав в лице сказочной героини шалунью - девочку. К.А. Трутовский („Граф Нулин", „Борис Годунов", „Братья-разбойники", „Цыгане", „Полтава", „Жених" и „Русалка"), более плодовитый, чем другие, в то же время наименее интересен и наиболее натуралистичен. При всем желании ничего пушкинского нельзя найти ни в „Женихе", ни в сцене корчмы из „Бориса Годунова". Сцена из „Русалки"— типичная опера, „Нулин"— oneретка. Помещенный в той же серии „Бахчисарайский фонтан" К. П. Брюллова, гравюра с картины в Румянцовском Музее, пример столь внекнижный, что его невольно следует рассматривать, как „копию с произведения русской живописи", не как иллюстрацию. Может быть еще меньше чем Пушкину повезло Лермонтову во втором томе „Северного Сияния". Герои Флавицкого — Измаил-бей, Ангел, Мцыри—дико вращают глазами и хотят быть романтичными во что бы то ни стало. М. Песков изобразил именно „кулачный бой при Иване Грозном" — и вполне по оперному, а не сцену из „Купца Калашникова". В третьем томе А.И. Лебедев, мастер, как мы потом увидим, с определенными эротическими тенденциями, достаточно вдохновительно передает сцену поцелуя из „Героя нашего времени". Наиболее интересными исторически явились бы, пожалуй, последние попытки „Северного Сияния" дать иллюстрации к современным авторам — Писемскому и Тургеневу. Их автором был совсем молодой тогда Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, не забывший в двух иллюстрациях к „Запискам Охотника" поместить в сторонке портрет писателя, давший, пожалуй, наиболее интересную иллюстрацию к „Накануне". Из романа выбрана характерная и драматически-выразительная сцена. Лишь бы не был так скучен сам рисунок, разменивающийся на ненужные мелочи! На всем этом варианте внекнижной иллюстрации мы остановились так длительно именно потому, что он позволяет понять наиболее заметные моменты в эволюции русской книги за это время. Текст разорван с своим зрительным сопровождением. Раз к этому привыкло потребление, то известное небрежение к соответственным зрительным же достоинствам издания текста будет неизбежным. Получается специализация или дифференциация книжного искусства. Типография отрывается от печатно-графической мастерской; и результатом является — понижение уровня и той и другой отрасли единого производства. Жизнь мстит за это немедленно. В первом году „Северное Сияние" имело до 4.500 подписчиков, в 1865— едва достигло 1.000. Самый тип журнала-сборника, желающего балансировать между чисто литературным и чисто художественным, был, очевидно, уж обречен на неудачу. Издатель „Сияния" Вильгельм Генкель, один из энергичнейших и культурнейших прусских немцев, впоследствии первый переводчик Достоевского на немецкий язык, сделал еще попытку выдержать прежний тип в „Живописном сборнике" последующих лет. „Сборник" этот за 1869 год представляет интереснейшую комбинацию „Сборника" 1858 года „Северного Сияния". Здесь пара стальных брокгаузовских гравюр, но на первом месте—„политипажи", все, как и раньше, заграничные. Композиция выдержаннее в смысле сочетания текста с иллюминирующими его клише, обложка, рисованная В. Крюковым, выполнена цветною литографией и, комбинируя те же идеи, что и в 1858 году, ясно показывает, как улучшилась чисто типографская техника в России с одной стороны, как, с другой, еще большая пропасть вскрылась между новым реалистическим искусствопониманием и неизбежным в книге условным языком формы. Буквы здесь, правда, удобочитаемы; но зато какое невозможное сочетание ангела, глобусов, швейных машин, пароходов, радуг и восходящих солнц! „Живописный сборник" на 1869 год-последний. С 1870 года начинается победная эпопея „Нивы".

Генкель, Вильгельм (Василий Егорович Генкель; нем. Wilhelm Henckel; 1825—1910) — российский и германский переводчик и издатель. Родился в Пруссии. Служил в различных книжных магазинах в Санкт-Петербурге и за границей. В 1854 году вместе с Смирдиным-сыном основал известную фирму А. Смирдин и Ко. Выделившись в 1860-х годах в самостоятельную фирму, Генкель издал художественный альбом «Северное Сияние», первые сборники произведений А. И. Левитова, Глеба Успенского, В. Я. Якушкина, А. М. Станюковича и принял ближайшее участие в издании «Недели». В 1870-х годах его дела пришли в расстройство. Поселившись в Мюнхене, Генкель посвятил себя переводам с русского языка и много способствовал знакомству немецкой публики с новейшей русской литературой. Его перевод романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» («Raskolnikow»), выпущенный в 1882 году, имел выдающийся успех и способствовал изучению европейской критикой творчества Достоевского. Всего Генкелем издано около 30 томов переводов И. С. Тургенева, Достоевского, Н. И. Костомарова, В. М. Гаршина, Льва Толстого, И. Н. Потапенко, Я. П. Полонского и других русских писателей. Генкель помещал также статьи о русской литературе в разных немецких газетах, всего чаще в «Münchener Allgemeine Zeitung».

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?