Бенуа А. "История живописи всех времен и народов". 4 т.т., 22 вып. СПб., изд. Шиповник, 1912 -1917.
4°. 30х24 см. Шикарное издание А. Бенуа "История живописи всех времен и народов" в четырех издательских переплетах с узорным золотым тиснением на корешках. Заказные расписные художественные форзацы с царской символикой. Золотая головка блока, торшированный обрез. Множество цветных картин (вклеены вручную) работы великих художников мира, ч/б иллюстраций, рисунков, фототипий, зарисовок, фотографии, факсимиле, портреты и т.п. Отпечатано на высоко качественной мелованной бумаге разных сортов и цвета, изысканное оформление всего издания (известными художниками и иллюстраторами), расписные цветные заставки, концовки, виньетки, буквицы и многое другое. Роскошное издание, посвященное истории практически всех классических школ живописи с древнейших времен до конца ХIХ века (живопись барокко в Венеции, нидерландская и немецкая живопись в эпоху Ренессанса, итальянская живопись в XVII веках и др.). Множество цветных иллюстраций в тексте и на отдельных листах. Данное издание выходило отдельными выпусками. Первоначально планировалось издать 32 выпуска "Истории живописи", охватывающие период с древнейших времен и до конца XIX века и вышедшие тома, сообразно с избранной автором системой должны были быть разделены на четыре части: первая часть – история пейзажной живописи, вторая часть – история портрета, третья часть – история бытовой (жанровой) живописи и четвертая часть – история идейной живописи (религиозные, мифологические, фантастические и исторические темы). Однако осуществить задуманное А. Бенуа не удалось. Вышло в свет всего 22 выпуска (4 тома), с началом революции издание было прервано. В издательских переплётах в хорошем состоянии данное издание практически не находимо. Чрезвычайная редкость!
Как мы уже писали, вышло 22 выпуска, издание прекращено и не окончено было из-за войны и революций. 22-ой выпуск обрывается на полуслове... Должно было выйти 32 выпуска. 4-й том этой книги по-своему уникален! Каждый из трех предыдущих томов состоял из шести выпусков. В 4-й том вошли только пять. Текст 6-ого (последнего) выпуска был набран в петербургской типографии "Сириус", но во время Октябрьской революции типография была разгромлена, поэтому 4-й том обрывается на полуслове. К сожалению, остаток этого текста утерян для читателей безвозвратно. Все клише к изданию были специально разработаны и изготовлены одной из самых лучших цинкографий на нач. ХХв. - "Э. Фришмут"! Все цветные картины к изданию были отдельно отпечатаны известной фирмой Е. Seemannв Лейпциге! Бумага для издания была тщательно отобрана из самых лучших и дорогих сортов - заказана и изготовлена Акционерным обществом "Кюммене" в Финляндии!
Первый том: История пейзажной живописи. 1912. - [4], 542, [8] с., [4] л. цв. ил.
Пейзаж в древности
Пейзаж в Византийской живописи
Пейзаж в Средневековой живописи
Пейзаж в Итальянском треченто
Пейзаж в Северной готике. Нидерланды
Французский и испанский пейзаж в XV в.
Немецкий пейзаж в XV и XVI веках
Тосканский пейзаж в начале кватроченто
Живопись Кватроченто на севере Италии
Второй том: История пейзажной живописи: (Общая часть). - 1912-1913. - [6] н.с., 502, [8] с., [3] л. цв. ил.: ил;
Пейзаж в тосканской и умбрийской живописи второй половины XV века
Живопись "Золотого века" в средней Италии
Конец "Золотого века" в средней Италии
Венецианская живопись "Золотого века"
Третий том: История пейзажной живописи (общая часть). [1913-1914]. Вып. 11. [2], 96 с.: ил., 1 л. ил.; Вып. 12. 97-192 с.: ил.; Вып. 14. 273-360 с.: ил., 1 л. ил.; Вып. 15. 361-440 с.: ил., 1 л.; Вып. 16. 441-518, [10] с.: ил., 1 л. ил.;
Живопись барокко в Венеции
Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
Немецкая живопись в эпоху ренессанса
Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
Четвертый том: Общая часть. [1915-1916]. Вып. 17. 88 с.: ил., 1 л. ил.; Вып. 18. 89-168 с.: ил., 1 л. ил.; Вып. 19. 169-232 с.: ил., 1 л. ил.; Вып. 20. 233-296 с.: ил., 1 л. ил.; Вып. 21. 297-360 с.: ил., 1 л. ил.; Вып. 22. 361-424 с.: ил., 1 л. ил.
Испанская живопись с XVI по XVIII век
Французская живопись с XVI по XVIII век
Каждый из трех предыдущих томов состоял из шести книжек. В 4-й том вошли только первые пять. Текст 6-ой (последней) книжки был набран в петербургской типографии "Сириус", но во время Октябрьской революции типография была разгромлена, поэтому 4-й том обрывается на полуслове. К сожалению, остаток этого текста утерян для читателей безвозвратно.
Бенуа, Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Эти же темы господствовали в его книжных и театральных работах, которым он, как большинство "мирискусников", уделял не меньше, если не больше, внимания, чем станковому творчеству. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905), камерным "Версалем" и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).
А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником. Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.
К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения. В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.
Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям. Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.
Сочинения:
- Иллюстрации к ист. очерку Н. Кутепова Царская и Императорская охота на Руси. Конец XVII-XVIII в.в. Спб, 1901 (продолжил в 1907 и 1908 годах);
- Русская школа живописи, СПБ, 1904;
- Пушкин А.С. Медный всадник. Спб., 1903;
- Азбука в картинках. Спб, 1904;
- Художественные письма, газета «Речь», ноябрь 1908 — февраль 1917;
- Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, СПБ, 1910;
- Пушкин А.С. Пиковая дама. Спб., 1910;
- Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа. Спб., 1911
- История живописи всех времён и народов, т. 1-4, СПБ, 1912-17 (не окончена);
- Петергоф. Серия литографий. Л., 1918-1922;
- Версаль. Пг., 1922;
- Возникновение «Мира искусства», Л., 1928;
- Жизнь художника. Воспоминания, т. 1-2, Нью-Йорк, 1955;
- Александр Бенуа размышляет… (статьи и письма 1917—1960 г.), М., 1968;