Бенуа А.Н. Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Спб, изд-е Тов-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1910.
Материалы для истории искусств в России в XVIII веке по главным архитектурным памятникам. Санкт-Петербург, издание Товарищества Р. Голике и А. Вильборг, 1910. [22], 262, [4], XLVI, 59 с. с иллюстрациями, в том числе цветными, 55 отдельных листов цветных иллюстраций. Шмуцтитул по рисунку К. Сомова. Цветные и тоновые заставки по рисункам Е. Лансере. Бумага мелованная. В бордовом цельнокожаном издательском переплёте с симметричными рамками растительного орнамента, выполненными золотым тиснением. На корешке золототисненые имя автора, название книги и растительный орнамент. Дублюра из муара с золототисненой подверткой. Торшонированный обрез с золотой "головкой". Форзацы муаровой бумаги. 33,5х26,5 см. В издательской картонажной коробке. Часть тиража вышла в издательском картонаже с суперобложками из толстой рельефной бумаги с золотым тиснением. Богато иллюстрированное издание с авто- и фототипиями, гелиогравюрами и хромолитографированными заставками художников Е. Лансере, К. Сомова, М. Добужинского, вошедшее в золотой фонд русского типографского искусства.
Какая царская нынче осень в Царском селе!
Какие красные листья тянутся к черной земле,
какое синее небо и золотая трава,
какие высокопарные хочется крикнуть слова.
Булат Окуджава
Библиографические источники:
1. Дар Губара. Каталог Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России. Москва, 2006, №1482
2. Венгеровы А.А. и С.А. «Библиохроника», т. I, Москва, 2004, №137
3. «Магия книги». Собрание ГИМ. Каталог выставки. Москва, 2003, 80-83с.с.
4. Научная и справочная литература, искусство. Каталог-прейскурант на покупку и продажу букинистических и антикварных книг. Издание второе, переработанное. Москва, 1989, №1850
Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
А. С. Пушкин
Бенуа, Александр Николаевич (1870-1960). Александр родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. Постепенно А. Н. Бенуа стал выдающимся историком искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником. Впоследствии он опубликовал книги «История русской живописи в ХIX веке» (1902), «Русская школа живописи» (1904-1906), «История живописи всех времён и народов» (1912-1917). Один из наиболее известных трудов А.Н. Бенуа-искусствоведа - «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны».
Предполагалось, что монография станет частью серии богато иллюстрированных альбомов «Материалы для истории искусств в России в XVIII веке по главным архитектурным памятникам». К сожалению, этот замысел остался неосуществлённым. «Елизаветинский» период Царского Села был выбран Бенуа как пора расцвета этой императорской резиденции. Ещё в начале XVIII столетия здесь находилась Сарская мыза, в 1710 году подаренная Петром I А.Д. Меншикову. В 1710 году мыза перешла к жене Петра - Екатерине Алексеевне. Небольшой каменный дворец был сооружён в Царском Селе ещё в 1717-1723 годах. Однако создание уникального дворцово-паркового ансамбля относится именно к царствованию Елизаветы Петровны. При ней в 1747-1751 годах дворец расширили, а в 1751-1756 годах практически полностью перестроили. Автор проекта В.В. Растрелли объединил отдельные части здания в одно целое, надстроил галерею, соорудил главную парадную лестницу и создал сквозную анфиладу роскошно убранных золочёной резьбой и зеркалами парадных залов. Тогда же в Царскосельском парке были воздвигнуты павильоны «Эрмитаж», «Грот», установлены декоративные сооружения и скульптуры. По словам самого Бенуа, ему хотелось описать Царское Село времён Елизаветы Петровны - «интимную резиденцию, в которой царица отдыхала от утомительной пышности и назойливого многолюдства». Стремясь к документальной точности, Бенуа много работал в архивах, о чём вспоминал впоследствии: «Ценнейшие сведения я нашёл в Государственном архиве, помещавшемся на Дворцовой площади.
Много интересного оказалось и в Архиве министерства двора на Шпалерной. Наконец, работа в Дворцовом архиве Царского Села доставляла мне особое удовольствие. Этот архив был сложен в здании царской оранжереи, и надлежало пройти через «лес пальм», чтобы, поднявшись на верхний этаж, очутиться в небольшом, очень светлом помещении, на архив мало похожем. В нём я проводил многие часы в полном одиночестве, в полной тишине, при открытых окнах, через которые вливался знаменитый своей живительной прелестью царскосельский воздух». К оформлению издания Александр Николаевич привлёк своих друзей и единомышленников: М.В. Добужинского, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохина, К.А. Сомова. «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» увидело свет в одном из лучших петербургских издательств - «Товариществе Р. Голике и А. Вильборг». Сегодня эта монография А.Н. Бенуа справедливо относится к выдающимся книжным памятникам мирискуснического периода русской культуры. Царское Село оставалось любимым местом отдыха императорской семьи вплоть до февраля 1917 года.