Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 249 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Готтенрот, Фридрих (Goitenrot Friedrich). История внешней культуры. В 2-х томах. Спб.-М., изд-во Тов-ва М.О. Вольф, 1911.

Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времён. 2-е издание. Перевод с немецкого С.Л. Клячко.   С 220 раскрашенными таблицами и 78 рисунками в тексте. Т. 1: [2], IV, 224 c., 120 л. цветных иллюстраций. Т. 2: [4], 240 c., 100 л. цветных иллюстраций. В двух издательских коленкоровых переплётах с тиснением золотом на верхних крышках и корешке. Тройные золотые обрезы. 30x22,8 см. Издательство выполнило переплёты разных цветов: белые, красные, зелёные, синие, чёрные. Издание является капитальным систематическим обзором сведений, относящихся к быту разных народов. С давних пор человек посредством одежды, нарядов, украшений, амулетов наводил мосты между ранимым телом и беспощадным окружающим миром. Комплект «Истории» Готтенрота в идеальной сохранности в наши дни встречается крайне редко.

В "Полном каталоге т-ва М.О. Вольф. 1853-1905", Спб. - Москва, 1905, с.23 смотрим обозначенную цену на это издание ... 20 рублей, а в двух роскошных, тисненых золотом и серебром переплётах - 25 рублей! Хорошая цена! Книга немецкого учёного Фридриха Готтенрота «История внешней культуры» -свидетельство начавшегося с середины XIX столетия перехода исторической науки к планомерному изучению материальной культуры, к выявлению особенностей, сходства и различий образа жизни различных народов на разных стадиях их развития. Влияние быта на нравственное состояние общества и их взаимосвязь становились предметом серьёзных научных исследований. Как известно, первое издание «Истории внешней культуры» появилось в 1885 году и за короткое время стало настольной книгой художников, историков искусства, преподавателей и студентов. О необходимости перепечатки «Истории внешней культуры» говорилось в сопроводительной издательской статье: «Человек и человеческое общество всегда были и будут для нас самыми интересными и привлекательными объектами изучения и исследования. Мало-помалу учёные и философы пришли к той мысли, что настоящее может быть понято и надлежащим образом оценено только в связи с прошлым.

Теперь тщательно собирается и подвергается самому точному исследованию всё, что сохранилось от наших древних предков: их черепа, скелеты, обломки грубой домашней утвари, украшения, орудия охоты и рыбной ловли, сваи построек, обточенная кость, заострённые камни - всё это оживает под руками антрополога и рассказывает нам поучительную историю. Таким образом мы видим, что на полуистлевших костях наших далёких предков теперь отчасти уже воздвигнута, отчасти ещё воздвигается стройная область науки, освещающая до мельчайших подробностей склад жизни и быт, а следовательно, и нравственное мировоззрение людей отдалённейших времён. Это, в свою очередь, разъясняет нам, каким путём постепенно совершенствовалась человеческая культура, развивалось человечество в умственном и нравственном отношении: на каком уровне стояло человечество в разные эпохи и как преемственно передавалось это развитие, постепенно расширяясь, совершенствуясь.

В этой всё пока ещё юной области науки капитальный труд Готтенрота «История внешней культуры» занимает одно из весьма почётных мест. Исследуя историю костюма, утвари, наблюдая за теми переменами, которые произошли во внешней обстановке человека, мы получаем историю его культуры». Для достижения максимальной достоверности Готтенрот попытался объединить данные археологических раскопок, старинные тексты и древние изображения.

Вот как он описывает вооружение средневекового русского воина: «По сведениям, доставленным арабом Ибн-Фосланом, жившим в X столетии, каждый русский носил тогда меч, нож и секиру: нож обыкновенно сзади в сапоге, меч у пояса, топор на плече. Оружие, найденное в могилах Балтийского побережья того периода, состоит из железных мечей и сабель с одним лезвием или обоюдоострых длиною почти в 1 метр и более, из железных кинжалов с перевязью из цепочек, из ножей и топоров, из наконечников копий и стрел, из остатков колчанов, шпор, стремян и трензелей.

В византийских описаниях того же периода упоминаются шлемы. кольчуги, остроконечные высокие щиты, обтянутые красной кожей, метательные стрелы и длинные копья. На древнейших изображениях мы видим панцирь, склёпанный по византийскому образцу из пластинок; он надет поверх кафтана, который внизу разделён на несколько рядов лопастей. Древнейшими военными значками служили грубо вырезанные идолы на длинных шестах, со времени распространения христианства - знамёна. Для подачи сигналов использовали рога, трубы, свирели, волынки, литавры и бубны». Особый интерес в этих роскошно изданных фолиантах представляют 220 красочных таблиц с изображением одежды, оружия и домашней утвари всех времён и народов. Облачённая в яркие издательские переплёты (известны несколько вариантов: белого, красного, зелёного, чёрного и синего цветов), двухтомная «История внешней культуры» украсила собой многие солидные государственные и частные библиотеки. Например, в фондах Государственного Литературного музея хранится экземпляр, принадлежавший поэту-символисту Валерию Яковлевичу Брюсову.


Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?