Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1095 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Российский императорский флот.

1913. СПб.: тип. А. Бенке, 1913. [8], 264, [2] с., [1] л. фронт. (ил.), [5] л. черт. Множество черно-белых изображений кораблей, а также чертежи в тексте и на отдельных раскладных листах. Издание напечатано на мелованной бумаге. В издательском коленкоровом переплете с полихромным тиснением на передней крышке. 20х14,5 см.

 

 

 

 


Книга содержит общие сведения о различных составляющих военно-морской силы (флот, минное дело, морская артиллерия, подводное плавание), а также механические данные о судах Российского Императорского флота.

«Предлагаемое изданіе представляетъ изъ себя попытку распространенія въ широкихъ слояхъ общества самыхъ элементарныхъ свѣдѣній о военно— морской силѣ и военномъ флотѣ. Заключая въ себѣ популярныя статьи по всѣмъ отраслямъ военно — морского дѣла, это изданіе, кромѣ того, даетъ таблицы главнѣйшихъ данныхъ судовъ Россійскаго ИМПЕРАТОРСКАГО флота въ современномъ его состояніи и фотографіи нѣкоторыхъ, боевыхъ единицъ его».

Линейный корабль „Андрей Первозванный".

(Фот. И. Яковлевъ, въ Кронштадтѣ)

Вооруженная морская сила страны, составленная изъ боевыхъ судовъ разныхъ типовъ, называется Военнымъ Флотомъ. Однако терминъ этотъ не обусловливаетъ ни численнаго состава морской силы, ни ея качествъ. Будучи— одинаково примѣнимъ какъ для обозначенія морской силы первоклассной державы, преслѣдующей міровыя задачи, такъ и таковой второстепеннаго государства съ ограниченными интересами, онъ указываетъ лишь на наличіе этой силы, но не служитъ опредѣленіемъ морского могущества страны. Постоянные Военные Флоты, т. е. суда, предназначенныя исключительно къ веденію войны на морѣ, появились сравнительно недавно. Прежде, съ древнѣйшихъ временъ, когда морская торговля находилась подъ постоянной угрозой морского разбоя, коммерческіе корабли, вооружаясь противъ возможнаго нападенія, являлись одновременно и военными. Но борьба такихъ судовъ съ кораблями пиратовъ, фактически являющимися первыми настоящими военными судами, была слишкомъ неравной и ослабленіе морского разбоя наблюдается лишь съ того времени, когда государства, имѣвшія интересы на морѣ, въ свою очередь завели спеціальныя боевыя суда и тѣмъ положили начало постояннымъ Военнымъ Флотамъ. Создавшись для скромной цѣли охраны морской торговли, Военные Флоты быстро дѣлаются важнѣйшимъ политическимъ факторомъ и оказываютъ все возрастающее вліяніе на ходъ политическихъ событій; ни одно изъ нихъ не обходится безъ прямого или косвеннаго вмѣшательства морской силы, высокая степень развитія которой, являясь показателемъ мощи соотвѣтствующей страны, заставляетъ другія государства считаться съ нею не только въ военное, но и мирное время. Міровая исторія свидѣтельствуетъ о неразрывной связи издавна существовавшей между блестящимъ состояніемъ флота страны и собственнымъ ея расцвѣтомъ. Судьба древней Греціи и Рима, въ средніе вѣка — Генуи, Венеціи и Ганзы и наконецъ Голландіи и Испаніи, служа тому яркимъ примѣромъ, указываетъ вмѣстѣ съ тѣмъ и на то, какъ гибельно отражается на государствѣ пренебреженіе его морской силой. Съ другой стороны, Англія, своимъ исключительнымъ богатствомъ и могуществомъ всецѣло обязана Военному Флоту, бывшему всегда предметомъ особыхъ заботъ страны, а начало небывалаго роста Германской Имперіи, наблюдаемаго за послѣдніе 25 лѣтъ, совпадаетъ съ возсозданіемъ Германскаго Военнаго Флота.

Броненосный крейсеръ „Рюрикъ".

Линейный корабль „Слава“.

Линейный корабль „Цесаревичъ“.

(Фот. Е. Ивановъ, въ Ревелѣ).

Все это указываетъ на то, что нація не владѣющая морской силой, или почему либо ее утратившая, лишается вмѣстѣ съ тѣмъ и рѣшающаго голоса въ міровыхъ вопросахъ, а съ нимъ и увѣренности въ свою независимость и безопасность. Оглядываясь на прошлое Россіи, мы видимъ, что сдѣланные только что выводы о значеніи для страны Военнаго Флота, оправдываются въ исторіи нашего отечества съ точностью закона. Стремленіе къ морю, связанное съ желаніемъ завести заморскія сношенія, наблюдается уже при Іоаннѣ Грозномъ, но морской державой Россія дѣлается лишь волей Великаго Петра и съ тѣмъ вмѣстѣ становится въ ряды первоклассныхъ европейскихъ государствъ. Дальнѣйшая исторія Имперіи указываетъ на то, какъ отражалось на международное положеніе страны то или другое отношеніе правящихъ круговъ къ ея морской силѣ. Необходимость держать Военный Флотъ на наибольшей высотѣ сознавалось къ сожалѣнію не всегда и не всѣми и Флотъ разсматривался часто какъ модная и дорого стоющая игрушка, а не какъ необходимый атрибутъ полноправнаго государства, имѣющаго интересы на морѣ. Забывалось также, что если Флотъ, т. е. военные корабли, особенно въ парусную эпоху, могутъ быть построены быстро, даже только тогда, когда въ нихъ встрѣчается дѣйствительная потребность, душа Флота — его личный составъ — создается въ теченіе долгаго ряда лѣтъ, путемъ преемственности, неустанной работы и практики.

Линейные корабли на ходу.

Такое непостоянство въ отношеніи къ морской силѣ сказывалось конечно и на нашей внѣшней политикѣ, препятствуя ея прямолинейности и порождая непонятныя на первый взглядъ переходы отъ силы къ слабости. Не подлежитъ никакому сомнѣнію, что будь нашъ Военный Флотъ всегда на одинаковой высотѣ, соотвѣтствующей достоинству Россіи какъ первоклассной державы, наличіе его не только измѣнило бы въ нашу пользу ходъ и результатъ веденныхъ нами послѣднихъ войнъ, но во многихъ случаяхъ сдѣлало бы невозможными воинственныя выступленія нашихъ противниковъ. Въ Довершеніе вышесказаннаго необходимо замѣтить, что какъ не естественно стремленіе всякаго государства къ морю, владѣніе берегами служитъ лишь въ томъ случаѣ къ усиленію государства, когда послѣднее въ состояніи постоянно поддер— живать свое превосходство на омывающихъ его водахъ, т. е. единственно при наличіи соотвѣтствующаго боевого Флота. Итакъ, для государства съ морскими границами, морской торговлей и широкими интересами — для Великой Державы — необходимость имѣть Военный Флотъ не подлежитъ никакому сомнѣнію. Посмотримъ теперь каковы задачи этого Флота въ мирное и военное время.

Линейный корабль „Цесаревичъ".

(Фот. К. Ивановъ, въ Ревелѣ).

Само опредѣленіе морской силы указываетъ на ту конечную цѣль, къ выполненію которой предназначены Военные Флоты. Тѣмъ не менѣе, ни долговременный миръ, ни безоблачность политическаго горизонта не умаляютъ значенія Флота и не снимаютъ съ него высокой отвѣтственности передъ страной; принимая же во вниманіе продолжительность постройки современныхъ судовъ, обученія личнаго состава Флота и необходимость придать тѣмъ и другимъ наивысшую степень боевой готовности, мы убѣждаемся, что главная работа Флота — его подготовка къ войнѣ — должна происходить въ мирное время. Исходъ войны, являясь почти всецѣло результатомъ этой работы, рѣшается на морѣ часто въ теченіе немногихъ часовъ и т. к. непріятель, желая сразу же нанести чувствительный ударъ нашимъ силамъ и притомъ съ наименьшими для себя потерями, прибѣгнетъ. по возможности къ внезапности, то очевидно, что для того, чтобы не быть застигнутымъ врасплохъ, Флотъ всегда долженъ быть готовъ къ бою. Но готовясь къ войнѣ, Военный Флотъ и въ мирное время оказываетъ неоцѣнимыя услуги государству. Онъ служитъ поддержкой отечественной морской торговли и національныхъ интересовъ въ дальнихъ колоніяхъ; наличіе сильнаго Флота обезпечиваетъ государству миръ и придаетъ вѣсъ его голосу при рѣшеніи международныхъ вопросовъ. Такъ напримѣръ, въ случаѣ необходимости поддержать въ чужой странѣ національный пре— стижъ, защитить интересы торговые или своихъ подданныхъ, одно только присутствіе морской силы бываетъ часто достаточнымъ, чтобы произвести на иностранное правительство должное давленіе и добиться желаемыхъ результатовъ, не прибѣгая къ вооруженному насилію. Наконецъ, военныя суда, посѣщая во время мирнаго плаванія иностранные порта, являются краснорѣчивымъ свидѣтельствомъ могущества той страны, которой они принадлежатъ. Необходимо также указать и на мирную научную работу Флота — изслѣдованіе морей и океановъ, съемку береговъ и всякаго рода географическія, астрономическія и метеорологическія изысканія и напомнить о той первенствующей роли, которую Военные Флоты всѣхъ странъ сыграли въ исторіи міровыхъ открытій.

Броненосный крейсеръ „Рюрикъ".

(Фот. И. Яковлевъ, въ Кронштадтѣ).

Во время войны, всѣ дѣйствія Флота независимо отъ ея объекта, должны быть направлены къ отысканію и уничтоженію Флота противника; только тогда Флотъ становится полнымъ хозяиномъ воднаго театра военныхъ дѣйствій, или, какъ принято выражаться — „владѣетъ моремъ“. До того, какъ бы мы не превосходили численно или качественно морскую силу противника, владѣніе моремъ остается спорнымъ и никакія дѣйствія на морѣ, какъ то перевозка сухопутныхъ силъ на непріятельскую территорію, наши торговыя сношенія и гіроч. не могутъ считаться обезпеченными, а собственные наши берега будутъ подъ постоянной угрозой непріятельской высадки или обстрѣла. Безопасность береговъ возможна лишь въ томъ случаѣ, когда нашъ флотъ господствуетъ на омывающихъ ихъ водахъ. Оборона огромнаго протяженія береговой полосы не мыслима ни съ помощью береговыхъ укрѣпленій, ни сухопутныхъ войскъ: первое связано съ непо— мѣрпыми и при томъ мало продуктивными затратами, а второе кромѣ того и не выполнимо, т. к. благодаря своей малой подвижности по сравненію съ флотомъ, войска не могутъ успѣть сосредоточиться въ томъ мѣстѣ, гдѣ непріятель найдетъ удобнымъ сдѣлать высадку. Естественно, что разъ конечной цѣлью нашего флота является овладѣніе моремъ, то таково же должно быть и намѣреніе непріятеля несли флоты противниковъ болѣе или менѣе равны по силѣ и качествамъ и въ одинаковой степени готовы къ рѣшительнымъ дѣйствіямъ, то вопросъ сводится къ тому, кто первый, отыскавъ флотъ противника, возьметъ на себя иниціативу боя и использовавъ его слабыя стороны, сумѣетъ нанести ему чувствительный ударъ. Въ случаѣ же неравенства флотовъ или нерѣшительности одного изъ воюющихъ, послѣдній, уклоняясь отъ боя главныхъ силъ, можетъ поддержать такимъ образомъ спорность владѣнія моремъ и выжидая болѣе выгоднаго момента для рѣшительныхъ дѣйствій, въ тоже время вредить непріятельской торговлѣ, угрожать путямъ сообщенія и дѣлать набѣги на его берега. Однако подобныя дѣйствія одного изъ воюющихъ, причиняя большія, неудобства его противнику, хотя и могутъ на долгое время отдалить исходъ войны, все же не способствуютъ рѣшенію главнаго вопроса — вопроса владѣнія моремъ, который, рано или поздно, долженъ быть выясненъ и притомъ лишь путемъ боя главныхъ силъ.

Линейный корабль „Св. Пантелеймонъ".

Чтобы нанести непріятелю окончательный ударъ, противникъ овладѣвшій моремъ блокируетъ непріятельскія гавани или даже все его побережье и дѣйствуя одновременно на торговыхъ путяхъ, прекращаетъ его морскую торговлю. Такая операція, нанося существенный вредъ экономическому и финансовому состоянію страны, оказывается особенно дѣйствительной въ тѣхъ случахъ, когда страна за недостаткомъ собственнаго производства, получаетъ жизненные припасы путемъ морского ввоза изъ своихъ отдаленныхъ колоній или другихъ государствъ.

Броненосный крейсеръ „Россія".

(Фот. И. Яковлевъ, въ Кронштадтѣ).

Страна, которая недовольствуясь пасивной ролью въ международныхъ дѣлахъ, считаетъ необходимымъ обезпечить за собой нѣкоторое на нихъ вліяніе, не ограничивается постройкой оборонительнаго флота, а создаетъ морскую силу, годную для активныхъ выступленій. О необходимости послѣдней для великой державы мы говорили выше и указывали при этомъ на ея задачи въ мирное и военное время; посмотримъ теперь каковы должны быть ея размѣры и составъ. Вопросъ нами затронутый является въ настоящее время существенно важнымъ, т. к. съ одной стороны, все возрастающая стоимость боевыхъ судовъ при продолжительности ихъ постройки и обученія личнаго состава, а съ другой, скорое устарѣваніе кораблей и современнаго оружія, какъ слѣдствіе быстраго прогресса техники, крайне затрудняютъ задачу созданія внушительной морской силы и не всегда позволяютъ довести ее до должныхъ размѣровъ. Опредѣленіе необходимаго размѣра флота составляетъ предметъ стратегіи мирнаго времени и должно находиться въ тѣсной связи съ внѣшней политикой страны. Каковы бы размѣры эти не были, устанавливаются они путемъ обзора положенія государства въ случаѣ войны со всѣми возможными врагами по очереди, причемъ минимальный составъ флота долженъ соотвѣтствовать морской силѣ наиболѣе могущественнаго изъ нашихъ возможныхъ противниковъ. Однако, руководствуясь такими соображеніями, мы все же подвергаемся извѣстнаго рода риску, т. к. упускаемъ изъ вида возможность комбинаціи изъ двухъ или нѣсколькихъ державъ, дѣйствующихъ противъ насъ одновременно — случай, когда наши силы такъ составленныя, окажутся далеко недостаточными. Исходя изъ этого, нѣкоторыя страны вырабатываютъ извѣстный образецъ флота, отношеніе котораго къ флотамъ другихъ державъ — его вѣроятныхъ противниковъ есть величина постоянная. Такъ, образцомъ англійскаго флота, еще недавно былъ такъ называемый „Two power Standard", т. е. флотъ Великобританіи долженъ былъ быть сильнѣе двухъ слѣдующихъ за нимъ по силѣ флотовъ взятыхъ вмѣстѣ. Вообще же, въ странахъ, имѣющихъ интересы на морѣ, издается обыкновенно „Законъ о флотѣ", который на извѣстный періодъ времени предусматриваетъ программу судостроенія и, путемъ замѣны устарѣвшихъ судовъ кораблями новой постройки, поддерживаетъ морскую силу страны на должной высотѣ. Такой законъ, издаваемый обыкновенно на срокъ около двадцати лѣтъ, нерѣдко подвергается въ течете этого періода времени дополненіямъ, въ зависимости отъ измѣнившейся группировки державъ или увеличенія ихъ судостроительныхъ программъ.

Всякая боевая операція можетъ быть подраздѣлена на слѣдующія фазы:

1) обнаруженіе присутствія противника;

2) отысканіе главныхъ силъ противника;

3) бой съ главными силами противника и

4) эксплоатація (использованіе) побѣды, т. е. добитіе или полное уничтоженіе противника.

Крейсеръ „Паллада".

(Фот. И. Яковлевъ, въ Кронштадтѣ]

Перечисленное составляетъ задачи, лежащія во время войны передъ вооруженными силами какъ морскими, такъ и сухопутными и служитъ логическимъ основаніемъ происхожденія различныхъ типовъ судовъ, входящихъ въ составъ флота. Для цѣли обнаруженія противника, т. е. опредѣленія мѣстопребыванія непріятельскихъ силъ на водномъ театрѣ военныхъ дѣйствій, необходимо судно небольшихъ размѣровъ и обладающее притомъ значительной скоростью и запасомъ топлива, а т. к. боевыя качества въ данномъ случаѣ особенной роли не играютъ, то такимъ кораблемъ можетъ быть крейсеръ-развѣдчикъ (скаутъ) или большой миноносецъ. Работа отысканія главныхъ силъ противника и выясненіе ихъ состава является болѣе трудной и опасной. Употребляемое для этого судно не только можетъ встрѣтиться съ непріятельскими развѣдчиками, съ которыми ему придется вѣроятно вступить въ бой, но оно рискуетъ столкнуться и съ главными силами. Поэтому для такой цѣли примѣняется броненосный крейсеръ, который можетъ справиться съ миноносцами и скаутами непріятеля, а въ случаѣ столкновенія съ его главными силами можетъ скрыться, воспользовавшись преимуществомъ своего хода. Для выполненія 3-ей задачи — боя главныхъ силъ — примѣняются линейные корабли и новѣйшіе броненосные крейсера, и наконецъ, когда исходъ болѣе или менѣе обозначился и одинъ изъ противниковъ пришелъ въ разстройство, для окончательнаго его пораженія примѣняются миноносцы и подводныя лодки.

Эскадренный миноносецъ „Эмиръ Бухарскій"

(Фот. И. Яковлевъ, из Кронштадтѣ).

Указанная выше необходимость имѣть различные, типы судовъ для выполненія отдѣльныхъ задачъ боевой операціи, сознавалась уже въ отдаленнѣйшія времена существованія Военныхъ Флотовъ. Отъ первоначальнаго своего вида гребного судна, представители котораго отличались другъ отъ друга только размѣрами и конструкціей, военныя суда перешли сначала къ деревяннымъ паруснымъ судамъ прошлаго столѣтія, выдѣлившимъ уже вполнѣ опредѣленные и самостоятельные типы (линейный корабль, фрегатъ, корветъ и проч.), и наконецъ, къ желѣзнымъ и стальнымъ. Развитіе и усовершенствованіе послѣднихъ въ продолженіе пятидесятилѣтія ихъ существованія, привело въ концѣ концовъ къ созданію нынѣ существующихъ типовъ — линейнаго корабля (броненосца), крейсера — броненоснаго и неброненоснаго, миннаго судна — истребителя и миноносца, заградителя, подводной лодки и вспомогательныхъ судовъ.

Эскадренные миноносцы типа „Финнъ" въ морѣ.

(Фот. Е. Ивяновъ, въ Ревелѣ).

Линейный корабль есть главнѣйшая боевая единица всякой вооруженной силы на морѣ; первенствующее его значеніе обусловливается присущей ему высшей степенью способности къ нападенію и защитѣ. Современный линейный корабль долженъ удовлетворять слѣдующимъ условіямъ: 1) имѣть боевое вооруженіе, придающее ему силу по крайней мѣрѣ равную той, которую онъ можетъ встрѣтить со стороны любого изъ своихъ вѣроятныхъ противниковъ; 2) бронированіе всѣхъ своихъ жизненныхъ частей, достаточное, чтобы дать ему возможность противустоять огню любого изъ сильнѣйшихъ судовъ непріятеля; 3) скорость, позволяющую ему успѣшно маневрировать относительно любого непріятельскаго корабля того же типа; 4) запасъ топлива, достаточный для совершенія имъ большихъ переходовъ и долгаго пребыванія въ морѣ, безъ необходимости его пополнить; 5) обширный запасъ боевыхъ припасовъ; 6) хорошія условія для жизни личнаго состава и 7) хорошія мореходныя качества. Совмѣщеніе всѣхъ этихъ требованій, изъ которыхъ выполненіе однихъ затрудняетъ и даже какъ будто противорѣчитъ возможности удовлетворенія другихъ, дѣлаютъ работу проектированія этихъ судовъ особенно затруднительной и современный броненосецъ справедливо можетъ бытъ названъ торжествомъ человѣческаго генія. Новѣйшіе броненосцы, такъ называемые дредноуты, (по своему прототипу, англійскому броненосцу „Drednought", построенному въ 1906.году), достигаютъ водоизмѣщенія 27 и даже 30 тысячъ тоннъ, вооружаются десятью 13 1/5 или 14-дюймовыми орудіями и 12–20 орудіями въ 7,4" или 6"; имѣютъ скорость хода 20–22 мили въ часъ и 750—1.000 человѣкъ команды.

Миноносцы въ морѣ.

(Фот. Е. Ивановъ, въ Ревелѣ).

Крейсера броненосные и неброненосные. Благодаря удивительному, развитію боевыхъ качествъ крейсера происшедшему за послѣднее время, роль его настолько расширилась, что указать точно границы дѣятельности этихъ судовъ довольно затруднительно. Еще недавно основная функція крейсеровъ состояла въ томъ, чтобы быть такъ сказать глазами флота, т. е. производить развѣдку, имѣть надзоръ за морями въ мирное время, уничтожать непріятельскую торговлю и охранять свою во время войны; отличительнымъ свойствомъ ихъ была подвижность, сражаться же они могли лишь съ кораблями одинаковаго, съ ними типа. Появленіе современныхъ броненосныхъ крейсеровъ, увеличило боевую способность этого типа до размѣровъ линейнаго корабля и такой броненосный крейсеръ, отличаясь отъ дредноута лишь большей скоростью и запасомъ топлива, по своему вооруженію оказывается 'уже сильнѣе любого линейнаго корабля группы до-дредноутовъ. Въ отличіе отъ бро— неносныхъ крейсеровъ недавняго прошлаго, корабли этого типа называются иногда „линейными" крейсерами. Наступательная и оборонительная способность этихъ судовъ вполнѣ позволяетъ ставить ихъ въ общую боевую линію съ линейными кораблями, „глазами" же флота остаются покамѣстъ крейсера въ прежнемъ смыслѣ этого слова, т. е. суда средняго водоизмѣщенія, защищенныя лишь броневой палубой, простирающейся отъ носа корабля до кормы, ниже его ватеръ-линіи, вооруженныя средней артиллеріей и обладающія большой скоростью хода, при возможно большомъ запасѣ топлива. Такіе крейсера, въ отличіе отъ броненосныхъ, называются бронепалубными или защищенными. Новѣйшіе „линейные" крейсера достигаютъ 28.000 тоннъ водоизмѣщенія, вооружаются восемью орудіями въ 13,5 дюймовъ или десятью 12-дюймовыми или 11-дм. при шестнадцати 4-хъ или 6-ти дюймовыхъ, имѣютъ скорость хода 27–30 узловъ и 750–950 человѣкъ команды. Водоизмѣщеніе броненосныхъ крейсеровъ крайне различно — отъ 2.500 до 14.500 тоннъ, главная артиллерія состоитъ изъ 6, 8 или 9-дюймовыхъ орудій и скорость хода до 24 узловъ. Развитіе типа броненоснаго крейсера до размѣровъ дредноута, благодаря которому исчезли основныя свойства крейсеровъ — подвижность и малая видимость, необходимыя для. успѣшности развѣдочной службы, привело къ созданію новаго типа крейсеровъ, такъ называемыхъ „скаутовъ" или развѣдчиковъ, само названіе которыхъ указываетъ на. спеціальность ихъ назначенія. При отсутствіи какой-либо защиты, боевыя качества этихъ судовъ крайне незначительны и принесены въ жертву ихъ большой скорости. Какъ выше было указано, обязанность скаута — наблюдать за движеніемъ и расположеніемъ боевыхъ судовъ противника и не вступая съ нимъ въ соприкосновеніе, оповѣщать объ нихъ свои главныя силы. Водоизмѣщеніе скаутовъ около 3.000 тоннъ, скорость хода 25–29 миль въ насъ. Можно сказать съ увѣренностью, что въ будущемъ морскія державы станутъ придерживаться въ постройкѣ крейсеровъ двухъ типовъ — „линейнаго" крейсера и скаута, на котораго переходятъ обязанности „глазъ флота"; постройка же судовъ промежуточнаго типа — крейсеровъ бронепалубныхъ и броненосныхъ средняго водоизмѣщенія, какъ не соотвѣтствующихъ ни задачамъ перваго, ни послѣдняго, будетъ вѣроятно оставлена.

Минныя суда — истребители и миноносцы. Главное оружіе этихъ судовъ — самодвижущаяся мина, а назначеніе — внезапно напасть, уязвить и скрыться. Разница между истребителемъ и миноносцемъ состоитъ лишь въ ихъ величинѣ и силѣ вооруженія. Истребитель представляетъ изъ себя усовершенствованный типъ миноносца; предназначенный для минной атаки большихъ судовъ, онъ настолько долженъ превосходить по силѣ и скорости обыкновенный миноносецъ, чтобы быть въ состояніи его догнать и уничтожить своей артиллеріей. Отсюда и произошло его названіе „истребителя миноносцевъ" или просто „истребителя" (контръ — миноносца). Современные истребители имѣютъ водоизмѣщеніе 700 —1.200 тоннъ, легкую артиллерію до 4-хъ дюймовъ, 3–4 минныхъ аппарата и скорость хода до 36 миль въ часъ. Миноносцы имѣютъ водоизмѣщеніе до 350 тоннъ и скорость хода.25–30 миль въ часъ.

Заградители. Не имѣя боевого значенія, суда эти предназначены исключительно для быстрой постановки минъ загражденія. (См. статью о современномъ состояніи миннаго дѣла).

Подводныя лодки. Въ теченіе послѣдняго десятка лѣтъ, въ особенности же за послѣднюю войну выяснилось, что миноносцы. далеко не оправдываютъ надеждъ, возлагавшихся на нихъ въ началѣ ихъ существованія. Существеннымъ недостаткомъ миноносцевъ является то обстоятельство, что вслѣдствіе своей видимости они почти безсильны днемъ, ночью же съ трудомъ могутъ отыскать непріятеля, скрывшаго свои огни. Поэтому, подводная лодка, обладающая неоцѣнимымъ качествомъ — почти полной невидимости днемъ, сразу же заставила о себѣ говорить, какъ только техника подводнаго плаванія настолько подвинулась впередъ, что на подводную лодку можно было смотрѣть какъ на новый типъ военнаго судна. Главная задача подводной лодки, — дневная атака непріятеля стоящаго на якорѣ, съ цѣлью взорвать его самодвижущейся миной. Новѣйшія подводныя лодки достигаютъ 1.000 тоннъ водоизмѣщенія и скорости 16 миль въ часъ. (Подробнѣе см. статью о современномъ состояніи подводнаго плаванія).

Вспомогательными судами называются всѣ тѣ суда, которыя служатъ для ремонта и исправленія боевыхъ кораблей и ихъ механизмовъ въ открытомъ морѣ, а также для снабженія ихъ всѣмъ необходимымъ во время плаванія какъ въ мирное, такъ и военное время. Таковыми являются: пароходы — мастерскія, водоотливные и буксирные пароходы, транспорты-депо и конвоиры миноносцевъ и подводныхъ лодокъ, госпитальныя суда, транспорты съ боевыми припасами, транспорты съ провизіей, транспорты съ воздушными шарами, водолеи (пароходы-опрѣснители), нефтяные пароходы и угольщики.

Давая опредѣленіе Военнаго Флота, мы указывали, что таковымъ является вооруженная морская сила страны, составленная изъ судовъ разныхъ типовъ. Военный Флотъ какъ цѣлое, можетъ быть раздѣленъ на отдѣльныя и притомъ вполнѣ самостоятельныя части, въ составъ которыхъ также войдутъ суда разныхъ типовъ. Такое дѣленіе обусловливается тактическими соображеніями, географическими условіями пли характеромъ дѣятельности флотовъ. Примѣромъ перваго можетъ служить Военный Флотъ Великобританіи, который подраздѣляется на Отечественный флотъ, Флотъ Средиземнаго моря, Восточный и другіе, причемъ Отечественный флотъ въ свою очередь, дѣлится на 8 отдѣльныхъ флотовъ. Россія въ силу географическихъ условій, обязана имѣть три флота — Балтійскій, Черноморскій и Тихоокеанскій и наконецъ, морская сила всякой страны дѣлится обыкновенно на флоты Дѣйствующій и Резервный, Оборонительный и Наступательный (Линейный).

Для удобства управленія въ мирное и военное время флоты подраздѣляются на эскадры, дивизіи, бригады, дивизіоны и отряды. Бригадой называется, соединеніе нѣсколькихъ одинаковыхъ по силѣ и качествамъ кораблей, могущихъ быть управляемыми въ бою однимъ начальникомъ; напримѣръ, бригада линейныхъ кораблей, бригада крейсеровъ. Подобное же соединеніе нѣсколькихъ миноносцевъ или подводныхъ лодокъ принято называть дивизіономъ. Соединеніе двухъ или нѣсколькихъ дивизіоновъ судовъ одного и того же класса, называется дивизіей; такъ, напримѣръ, дивизія миноносцевъ, дивизія крейсеровъ. Представляя изъ себя соединеніе кораблей одного класса, ни дивизія, ни бригада не могутъ выполнить вышеуказанныхъ четырехъ боевыхъ задачъ всякой военной силы. Для выполненія ихъ необходимо иное соединеніе, которое принято называть эскадрой. Эскадра должна состоять ихъ представителей всѣхъ родовъ оружія, напримѣръ: дивизіи линейныхъ кораблей, одной или нѣсколькихъ бригадъ крейсеровъ, дивизіи или нѣсколькихъ дивизіоновъ миноносцевъ и соотвѣтствующаго числа вспомогательныхъ судовъ. Названіе отрядъ примѣняется обычно для небольшихъ сочетаній судовъ различныхъ' классовъ, которыя служатъ главнымъ образомъ для выполненія различныхъ задачъ мирнаго времени; напримѣръ, учебный отрядъ подводнаго плаванія, учебно-артиллерійскій отрядъ и друг.

Во главѣ флота, въ тактическомъ его смыслѣ, стоитъ командующій флотомъ, въ чинѣ Адмирала или Вице-Адмирала. Входящія въ составъ флота дивизіи и бригады имѣютъ своихъ начальниковъ, подчиненныхъ командующему; они называются флагманами и имѣютъ чинъ вице-или контръ— адмираловъ. При наличіи въ дивизіи двухъ флагмановъ, одинъ изъ нихъ, старшій въ чинѣ, носитъ названіе Старшаго Флагмана, другой — Младшаго. Наименованіе „Флагмана" происходитъ отъ флага, присвоеннаго начальствующимъ адмираламъ и поднимаемаго на кораблѣ, на которомъ адмиралъ имѣетъ свое мѣсто пребываніе. Независимо отъ своего назначенія, всякій военный корабль долженъ обладать извѣстными качествами, называемыми боевыми элементами. Степень развитія ихъ, достигнутая въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ, обусловливаетъ большую или меньшую цѣнность даннаго корабля, какъ боевой единицы. Къ боевымъ элементамъ относятся:

1) непотопляемость корабля;

2) скорость корабля;

3), дальность плаванія или раіонъ дѣйствій;

4) наступательныя средства и

5) оборонительныя средства.

Разсмотримъ эти элементы по порядку. Подъ непотопляемостью корабля разумѣется его способность держаться на водѣ, несмотря на полученныя пмъ пробоины въ корпусѣ. Для достиженія этого, внутреннее помѣщеніе корабля дѣлится продольными и поперечными перегородками, называемыми водонепроницаемыми переборками, на изолированныя другъ отъ друга и непроницаемыя для воды отдѣленія. Благодаря такому дѣленію, въ случаѣ поврежденія наружной обшивки корабля, вода, проникнувъ въ какое-нибудь отдѣленіе (или въ два смежныхъ, если пробоина пришлась противъ переборки), не можетъ распространяться и корабль, не теряя своей плавучести, лишь незначительно измѣнитъ свою посадку въ водѣ. Отдѣленія эти называются отсѣками. Кромѣ продольныхъ и поперечныхъ переборокъ на судахъ имѣетъ добавочное внутреннее дно, при чемъ роль полученнаго благодаря ему междудоннаго пространства та же, что и отсѣковъ.

Скоростью корабля называется число морскихъ миль, пройденное имъ въ продолженіе одного часа. Морская или итальянская миля равняется 1 3 /4 версты, но часто скорость судна выражается въ узлахъ. Узломъ называется 1/120 часть мили (50 футъ), соотвѣтствующихъ движенію судна въ продолженіе 1/120 часа или 1/2 минуты. Понятно, что разъ при прохожденіи судномъ въ 1/2 минуты времени (1/120 часа) 50 футъ (1 /120 мили), скорость его принимается равной одному узлу, то при прохожденіи имъ въ теченіе того же промежутка времени 6 /120, 8/120 мили, и т. д., скорость его окажется равной 6, 8 и т. д. узламъ или 6, 8 и т. д. милямъ въ часъ. Такимъ образомъ выраженія „столько-то узловъ“ и „столько-то миль въ часъ“ въ одинаковой степени опредѣляютъ скорость даннаго судна. Скорость корабля измѣряется особымъ механическимъ приборомъ, называемымъ лагомъ и благодаря усовершенствованію современныхъ механизмовъ, доведена на нѣкоторыхъ судахъ до 36 узловъ.

Дальностью плаванія или раіономъ дѣйствій корабля называется то наибольшее число миль, которое корабль можетъ пройти не возобновляя запасовъ топлива, необходимаго для дѣйствія механизмовъ, а также и запасовъ провіанта для команды. Еще недавно, лѣтъ 60 тому назадъ, когда корабли приводились въ движеніе парусами и зависѣли только отъ вѣтра, раіонъ дѣйствія ихъ, опредѣляемый исключительно количествомъ взятой на суднѣ провизіей, могъ считаться неограниченнымъ, но съ примѣненіемъ пара въ качествѣ двигателя, суда оказались въ постоянной зависимости отъ топлива, что невыгодно отражается на ихъ подвижности и самостоятельности. Судовые котлы, приготовляющіе паръ, которымъ приводятся въ дѣйствіе механизмы, отапливаются каменнымъ углемъ, иногда нефтью. Уголь располагается обыкновенно по обѣимъ бортамъ корабля въ отдѣленіяхъ, называемыхъ угольными ямами и оттуда поступаетъ къ котламъ; такое расположеніе угля представляетъ для внутреннихъ помѣщеній корабля нѣкоторую защиту отъ непріятельскихъ снарядовъ. Понятно, что суда съ большимъ запасомъ угля, при томъ же его расходѣ, обладаютъ и большимъ раіономъ дѣйствій. Поэтому, вопросъ о количествѣ угля, который можетъ быть взятъ на корабль, чрезвычайно важенъ, особенно для флотовъ тѣхъ странъ, которыя, имѣя морскіе интересы за десятки тысячъ миль отъ метрополіи, не имѣютъ по пути слѣдованія къ нимъ достаточнаго числа угольныхъ станцій, гдѣ корабли могли бы пополнить свои запасы.

Наступательныя средства корабля составляютъ:

а) его артиллерійское вооруженіе и

в) минное вооруженіе.

Оборонительныя средства корабля подразумеваютъ его неуязвимость отъ артиллерійскихъ снарядовъ и минъ. Первое достигается до нѣкоторой степени бронированіемъ военныхъ судовъ. Броневая защита бываетъ трехъ родовъ:

1) бортовая,

2) палубная и

3) защита отдѣльныхъ помѣщеній и проводовъ.

Бортовая броня состоитъ изъ вертикальныхъ плитъ, нижній поясъ которыхъ, расположенный по грузовой ватеръ-линіи судна, имѣетъ наибольшую толщину и называется бортовой поясной броней. Палубная или горизонтальная броня защищаетъ корабль отъ навѣсно падающихъ снарядовъ и осколковъ. Возвышаясь къ серединѣ корабля, она спускается къ его бортамъ, закрывая внутреннія помѣщенія судна какъ бы щитомъ; ея оконечности располагаются ниже грузовой ватеръ-линіи. Къ третьему виду бронированія относится защита тѣхъ отдѣльныхъ помѣщеній, механизмовъ и проводовъ, которые не вошли въ общую систему бронированія корабля. Первоначально, бронированіе судовъ производилось при помощи желѣзныхъ плитъ въ 4 1/2 дм. толщиной (французы, 1854 годъ) и примѣнялось еще при деревянномъ судостроеніи. Этимъ же способомъ пользовались нѣкоторое время и при переходѣ къ судостроенію желѣзному, при чемъ полный вѣсъ брони первыхъ броненосцевъ составлялъ около 15 % ихъ водоизмѣщенія. Идея бронированія военныхъ судовъ возникла вслѣдствіе желанія защитить ихъ отъ разрушительнаго дѣйствія непріятельскихъ снарядовъ и надо замѣтить, что въ самомъ началѣ введенія бронированія, броня вполнѣ отвѣчала своему назначенію и первые броненосцы были совершенно защищены отъ дѣйствія современной имъ артиллеріи. Обстоятельство это дало сильный толчокъ развитію артиллеріи, которая стала всѣми средствами увеличивать бронебойную и разрушительную силу снарядовъ. Усовершенствованъ былъ металлъ, изъ котораго приготовлялись снаряды, измѣнена ихъ форма, увеличенъ калибръ орудій и видоизмѣненъ ихъ корпусъ; все это привело къ тому, что побѣда перешла вскорѣ на сторону артиллеріи, которая безъ труда стала пробивать 4 1/2 дюймовую броню. Въ отвѣтъ на это начинается утолщеніе поясной брони и усовершенствованіе качества металла, употреблявшагося наизготовленіе броневыхъ плитъ. Въ продолженіе дальнѣйшихъ 15-ти лѣтъ существованія брони, послѣдняя достигаетъ уже толщины въ 24 дм. и желѣзныя плиты замѣняются сталежелѣзными, обладающими по сравненію съ первыми значительно большей вязкостью. Въ настоящее время броня изготовляется изъ кованной стали съ примѣсью никкеля, при чемъ лицевая сторона плитъ особеннымъ способомъ закаливается, что придаетъ ей большую твердость. Наилучшей броней считаются плиты, изготовляемыя по способу Круппа въ Германіи. Употребляемый для нихъ металлъ обладаетъ замѣчательной вязкостью, которая сообщаетъ имъ способность въ высшей степени сопротивляться пробиванію и разрушенію артиллерійскими снарядами; наличность этихъ качествъ снова позволила уменьшить толщину бронированія. Достигнувъ большихъ успѣховъ, броня продолжаетъ совершенствоваться, но прогрессъ артиллеріи двигается все же настолько быстро, что въ настоящее время абсолютная защита борта судна отъ пробиванія снарядами признана невозможной и оставивъ ее въ сторонѣ, цѣлью бронированія судна ставятъ лишь защиту его отъ опасности потерять свою плавучесть и остойчивость во время боя. Вѣсъ броневой защиты современныхъ броненосцевъ составляетъ около 30 % водоизмѣщенія корабля, а наибольшая толщина брони, въ тѣхъ мѣстахъ гдѣ она прикрываетъ жизненныя части корабля — около 12 дм., при чемъ по мѣрѣ приближенія къ оконечностямъ корабля, толщина эта постепенно уменьшается. Броневыя палубы дѣлаются толщиной въ 1 1/2 —4 дм. Для защиты корабля отъ дѣйствія самодвпжу— щихся минъ, употребляются проволочныя сѣти, называемыя сѣтями загражденія.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?