Житков К.Г. История русского флота. Период Петровский 1672 - 1725.
Удостоено премии имени графа С.А. Строганова. СПб., издание комиссии по заведыванию капиталом имени графа Строганова, типография наследников А.М. Менделевича, 1912. [5] л. иллюстраций, Х, 213, [3] с., 1 карта. Экземпляр в издательском коленкоровом переплете с полихромным тиснением по верхней крышке. 26х18,5 см. Исследование известного русского военного историка о русском флоте Петровского периода (1672 - 1725) украшено многочисленными фотографиями, в том числе семьи императора Николая II.
Короткая справка: Житков, Константин Георгиевич (1883-1920) - русский военно-морской историк, биограф выдающихся деятелей русского флота, капитан второго ранга (1916). Окончил " царский выпуск " 1904 года Морского Кадетского Корпуса, фельдфебелем, 3 -м по успеваимости (28.01.1904) . На крейсере «Аскольд» воевал в русско-японской войне, участвовал в сражении 28 июля в 1904 г. в Желтом море при прорыве 1-й Тихоокеанской эскадры из Порт-Артура, был тяжело ранен и контужен. В 1907 г. окончил Министерский Минный офицерский класс, служил на кораблях 2-й Минной дивизии Балтийского флота. Послужной список: зачислен в минные офицеры 2 разряда (1904). Произведен в: мичманы (28.01.1904), старший лейтенант за отличие по службе (1914), капитан 2 ранга "за отличие по службе" (10.04.1916), зачислен в береговой состав (1916). Младший артиллерийский офицер крейсера I ранга "Аскольд" (1904 - 1906) . Ранен и контужен в бою 28.07.1904 г. в Желтом море. Назначен командиром блокшива "Смерч". В 1910 г. назначен членом Комиссии по составлению описания действий флота в русско-японскую войну. С 1912 г. по 1917 г. исполнял должность редактора «Морского сборника». В 1916 г. был награжден премией им. Ф. Ф. Веселаго за труды по истории русско-японской войны. С 1917 г. начальник Распорядительного отделения Главного управления по делам личного состава флота. Автор 10 крупных работ по истории русского флота, в т.ч. научных биографий С.О. Макарова, Н.О. Эссена. Основные труды: «Краткий очерк истории Министерского офицерского класса и Министерской школы Балтийского флота в Кронштадте. 1874-1908 гг.» (1908), «История русского флота: Период Петровский. 1672-1725» (1912), «Светлой памяти Г.И. Бутакова, адмирала русского флота» (1912), «Российский императорский флот: Альбом» (1916). Назначен в Главный Морской Штаб (09.03.1917). Начальник распорядительного отдела Помошника Начальника Главного Управления личного состава флота (1917). Уволен от службы как находящийся в безвестии (27.01.1918). Награжден орденами: Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом (18.06.1907), Св. Анны 3 степени (22.03.1915) с (01.01.1915). Православный, женат имел 2 детей. Убит красными в Ростове на Дону 15.07.1920 г.
Галера принадлежала к классу парусно-гребных судов и состояла на вооружении флотов государств Средиземноморского бассейна более 1200 лет. На вооружении своих флотов галеры имели Англия, Голландия и Швеция. В последнем десятилетии XVII века военная галера появилась в русском флоте и задержалась в нем почти на 100 лет. Появление галер было связано с начальным периодом образования регулярных военно-морских сил нашего государства. В ходе подготовки Петром I второго азовского похода, начавшейся осенью 1695 г., было задумано построить 22 военные галеры. Их детали изготовлялись по образцам голландской галеры. Эта галера была заказана царем в Нидерландах в 1694 г. с целью использования ее на торговом пути Волга-Каспийское море. Она была в разобранном виде отправлена морем в Архангельск, а для ее сборки на месте был командирован "нарочный человек". Модель этой галеры послана на отдельном корабле представителю Торгового дома Нидерландов в Архангельске. Царь же, получив известие об отправке галеры, 30 июля 1695 г., приказал галеру, не собирая, немедленно везти в село Преображенское. Что и было сделано в начале января 1696 г. Послужив образцом при строительстве 22 галер, она также была введена в строй, став 23-й галерой азовской галерной эскадры под флагом командующего Азовским флотом адмирала Ф.Я. Лефорта. Что собой представляла эта галера, каковы были ее главные размерения - длина, ширина и глубина интрюма? На первую часть вопроса в полной мере ответить не удастся никогда - модель утеряна. Что касается размерений галеры, то начальные сведения о них находим в двух изданиях по истории русского флота. В первом - "История русского флота. Период Петровский. 1672- 1725" (автор К.Г. Житков) - эти параметры измерены в саженях. Во втором - "История русского флота. Период Азовский. Приложения" (автор С. Елагин) - приводится целый набор параметров галеры (в футах). С. Елагин приводит литографию Р. Гундризера: "Изображение галеры, построенной по заказу Петра в Голландии в 1695 году" (с модели, хранящейся в Гааге). К.Г. Житков говорит о галере, изображенной на гравюре А. Шхонебека "Русский флот под Азовом. 1696 г." Судя по изображениям, которые приводят авторы, говорят они о разных судах. С. Елагин - о военной 17-баночной галере, К.Г. Житков - о торговой галере, подтверждением чего служит отсутствие на ней каштеля (полубака) - неотъемлемой принадлежности только военных галер. Торговые галеры полубака не имели, что позволяло в случае необходимости вооружать их мортирами. С. Елагин, собрав об Азовском периоде истории русского флота бесценные материалы, их не использовал и сделал ссылку на другую 17-баночную военную галеру постройки XVIII века. Она представлена и на сайте Национального музея в Амстердаме. Среди голландских исследователей нет единого мнения по поводу этого судна. Одни считают, что это модель серийной галеры, построенной в Амстердаме для царя Петра в 1721 г., вторые - моделью для подношения Петру в качестве подарка, но оставшейся в Амстердаме, поскольку не была закончена до кончины царя. О вероятности последней версии говорит большое количество резьбы по дереву - очень дорогого удовольствия. Есть сведения, что образцовая галера имела деревянные резьбовые украшения в виде человеческих фигур ("личин") на кормовой надстройке и балясинах перил, но значительно скромнее приводимых на модели, что вполне соответствовало правилам украшения резьбой коммерческих галер голландского флота того времени. В конце XVII века русские плотники для измерений пользовались аршином (0,68 м). Для измерений применялся также мерный наугольник, тесно связанный со средними размерами человеческого тела. Его сторона, равная 1,76 м (рост), называлась мерной маховой саженью ("распахнутые руки", чаще, "ручная") и вместе с 3-аршинной саженью (2,04 м) использовалась плотниками при строительстве судов, например, стругов. Ручной саженью измеряли длину, а 3-аршинной - ширину. В росписях 1697 г. встречается еще одна единицу измерения длины - сажень, равная 5 ногам. Такая единица была знакома нашим плотникам, как и пальцы, вершки, пяди, великие пяди, локти. Все они вытекали из мерного наугольника. Например, если стороной наугольника была пядь, то его диагональю была нога. Теперь становится очевидным, что галера К.Г. Житкова имела длину 21 русскую сажень (37 м), ширину около 5 (9 м) и глубину интрюма около 2 (3,5 м). Размерения галеры, приведенные С. Елагиным, были следующими: длина 125 футов, ширина около 30 футов, глубина интрюма около 12,5 футов. Размеры галер у обоих авторов будут идентичными только в том случае, если С. Елагин измерял параметры галеры в старых английских футах (0,297 м), применявшийся в русском судостроении до 1835 года. И размеры эти принадлежат упомянутой выше 17-баночной галере. Размеры первых галер были продиктованы размерами образцовой галеры в амстердамских футах (0,283) и зафиксированы в московском судном Владимирском приказе и фигурировали в заданиях на заготовку леса для галер: длина - "125", ширина - "25". В отношении глубины интрюма разговоры не велись. Однако указывалась осадка: "галера в воде ходу имеет 5 ног". Известно, что 17- и 18-баночные галеры из состава азовского "морского каравана" имели осадку 3 аршина (2,04 м). В описях 1697 г. находим, что галера адмирала Ф.Я. Лефорта была 14-баночной (28 сиделок). Номинал осадки "5 ног" равнялся 5 футам, или 1,4 м. Высота безопасного надводного борта галеры такого класса была не больше 2 футов (0,6 м) В этом случае глубина интрюма ее была не ниже 7 футов (2 м). Длина же голландской галеры равнялась 125 футам (35,4 м), а ширина - 25 (7,1 м). Ошибка упомянутых авторов в определении ширины галеры состояла в том, что они давали ее значение "в гребле". Конструктивная особенность галер - вынос за борт кронштейнов (бакаляр) для установки на их концах гребных балок (постиц). В районе мидель-шпангоута он составляет 2- 2,5 фута (ширина постичного моста). В этом случае ширина галеры "в гребле" равнялась 20 футам (5,7 м). Судя по отношению ширины галеры к ее длине (1:5), образцовая галера имела хорошую управляемость - важное для галер морское качество. Из-за отсутствия должного опыта у русских мастеров первые галеры русского флота получались "разновеликими". Так, с размерениями образцовой галеры удалось сделать только шесть судов. Из остальных - две были 15-баночные, три - 16, четыре -17-баночные (среди них "царева" галера "Принципиум") и шесть галер были 18-баночными. Сделана была и самая малая 13-баночная галера. Самое тяжелое вооружение имела галера государя - пять медных корабельных пушек: одна 30-фунтовая и четыре 3-фунтовые пушки общей массой около 6 т. Самое легкое вооружение несли две 14-баночные галеры - по одной 2-фунтовой куршейной пушке и по две 1-фунтовые. Галера Ф.Я. Лефорта имела 5-фунтовую куршейную пушку и две 2-фунтовые пушки общей массой 1,3 т. Все галеры были вооружены погонными медными пушками на корабельных станках. Что касается фальшбортной артиллерии, то она была малочисленна и пестра. Главной ударной силой абордажного боя были ручные гранаты. Даже поверхностная оценка позволяет сделать вывод, что все галеры "морского каравана" были не хуже образца. Это позволило обеспечить успешное выполнение боевой задачи по блокированию с моря крепости Азов. Однако прослужили недолго. Их строили в большой спешке из сырого дерева, а при эксплуатации полностью отсутствовали необходимые навыки.