Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 721 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Русский флот. [Альбом]. Рисовал лейтенант В.В. Игнациус.

СПб.: Издание Великого князя Александра Михайловича; Хромо-литография Штадлер и Паттинот, 1892. - [7] с. текста: 56 л. ил.; 56 хромолитографий кораблей русского флота с краткими тактико-техническими сведениями на русском и французском языках. В предисловии количественные данные о составе флота (по типам). На обратной стороне иллюстраций помещены краткие характеристики кораблей на рус. и фр. яз. В издательском иллюстрированном цельнотканевом (коленкор) переплете с золотым и цветным тиснением на передней крышке. «Мраморный» обрез. 24,3х34,4 см.

 


«Полярная звезда» — императорская яхта Александра III и Николая II, затем плавбаза подводных лодок в Советском флоте. В 1884 году по указанию управляющего Морским министерством адмирала И.А. Шестакова началось проектирование крейсерской яхты с соответствующим артиллерийским вооружением, которая в мирное время была бы способна «вполне отвечать всем требованиям службы современной императорской яхты». «Полярная звезда» была заложена на Балтийском судостроительном заводе 20 мая 1888 года в присутствии императорской четы и высших должностных лиц Морского министерства, спущена на воду 19 мая 1890 года. После швартовных и ходовых испытаний в марте 1891 года принята в состав кораблей Балтийского флота и причислена к Гвардейскому экипажу. Императорские покои по своей художественной ценности и комфорту не уступали дворцовым. Обшивка помещений и мебель были изготовлены петербургской фабрикой А.Ф. Свирского. На борту яхты были церковь и даже коровник с каютой для коровницы. Величественно входила в небольшой копенгагенский порт темно-синяя красавица — яхта «Полярная звезда», окаймленная по борту массивным золотым канатом. Перед ней бледнела ее соперница, стоявшая тут же на рейде, — яхта английской королевы Александры, сестры Марии Федоровны.

Водоизмещение: 3949 тонн

Размерения: 106,5х13,8х5,2 м.

Силовая установка: 2-х вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 винта

Суммарная мощность силовой установки: 6000 л. с.

Скорость: 17 узлов

Вооружение: 4х47-мм пушки Гочкиса

Экипаж: 349 человек, 50 человек прислуги.

В 1891—1914 годах яхта обслуживала императорскую семью во время визитов в столицы государств Европы, принимала участие в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств. Летом 1905 года на борту яхты был подписан исторический Бьеркский договор между германским императором Вильгельмом II и Николаем II. В 1905—1914 годах яхта ходила под брейд-вымпелом вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, ежегодно совершая плавания в Копенгаген. Во время Первой мировой войны яхта стояла в Петрограде, а в начале июня 1917 года перешла в Гельсингфорс, где на ней разместился Центральный Комитет Балтийского флота. Командир яхты, капитан 1-го ранга М. М. Лялин, стал первым выборным командующим Балтийским флотом. В сентябре—октябре 1917 года на яхте проходил II съезд представителей Балтийского флота. В 1918 году приняла участие в Ледовом походе Балтийского флота. С 1920 года находилась на консервации. В начале 1930-х годов переоборудована в плавучую базу подводных лодок. Паровые машины были заменены дизелями (котлы оставлены для отопления), передняя дымовая труба демонтирована, установлены новые лёгкие мачты, однако внутренняя отделка многих помещений сохранилась. 20 августа 1936 года на яхте был поднят военно-морской флаг СССР. Во время Зимней войны выполняла роль плавбазы 2-й бригады подводных лодок (командир — капитан 3-го ранга И.О. Иванов, военком — старший политрук С.Я. Катков). Дислоцировалась в Минной гавани Таллина, обеспечивая выходы подводных лодок на боевые задания. В бывшем царском салоне проходили заседания Военного Совета Балтийского флота. В начале июля 1941 года вместе с подводными лодками перешла в Усть-Лугу, а затем в Ленинград. С 1942 года плавбаза 3-го дивизиона подводных лодок. В 1944 дислоцировалась в Турку и обеспечивала боевую деятельность бригады подводных лодок. В 1954 году переоборудована в плавказарму, в 1961 году в корабль-мишень для испытания противокорабельных ракет. В октябре-ноябре 1961 года, при испытании противокорабельных ракет, затонула в Рижском заливе на полигоне Балтийского флота (район островов Кихну, Рухну). Глубины в этом месте столь малые, что севшая на грунт «Полярная звезда» оказалась затопленной по дымогарные трубы. Окончательная судьба неизвестна (по некоторым данным сдана на слом в начале 1970-х годов).

«Александрия» — последняя из шестнадцати паровых императорских яхт, построенных начиная с 1851 года для Балтийского и Черноморского флотов. 16 августа 1903 года в Петербурге состоялась официальная закладка паровой яхты, предназначенной для российского императора Николая II, к тому времени уже стоявшей на стапели Балтийского завода. На церемонии присутствовали сам монарх, а также императрицы Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, греческой королевы Ольги Константиновны, генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, начальствующий состав Морского министерства и руководство Балтийского завода. Яхта должна была заменить доживавшую свой век первую «Александрию», спущенную на воду ещё в 1851 году. Через 13 дней после закладки, 29 августа, яхта была спущена на воду и сразу же причислена к Гвардейскому экипажу, а в 1904 году включена в состав кораблей Балтийского флота. Предыдущая «Александрия» была исключена из состава Балтийского флота в конце 1906 года. С самого начала было решено, что вторая «Александрия», заменив первую, будет ходить в Петергоф с его неглубокой пристанью и плавать в мелководных финских шхерах. В связи с этим осадка не должна была превышать 1,83 м, поэтому яхту решили строить колёсной, а не винтовой. Длина судна составляла 61 м, ширина — 7,9 м, водоизмещение — 501 т. На яхту установили двухтрубную паровую машину мощностью 1107 л.с., что обеспечивала скорость хода 14,5 узлов. Также имелось три мачты. Строительство велось под началом корабельного инженера Г.И. Лидова. Наружным оформлением яхты и её интерьеров занимался «архитектор по отделке и украшению кораблей» Н.Д. Прокофьев, служивший на Балтийском заводе. Фальшборты в носовой и кормовой оконечностях судна были украшены свободно текущим орнамент, близкий к стилю «модерн». В отличие от первой «Александрии», носовое украшение её преемника было выполнено в виде двуглавого орла, а вот колёсные кожухи также решили украсить резными изображениями звезды ордена Святого Андрея Первозванного с элементами английского ордена Подвязки. Шестнадцатой и последней по счёту императорской яхтой вторая «Александрия» де-факто стала в 1907 году, после аварии яхты «Штандарт», которой ранее пользовались семейство и свита Николая II. На «Александрии» последний император России дважды принимал Раймона Пуанкаре, в первый раз в июне 1912 года, когда тот был премьер-министром Франции, а во второй раз в июле 1914 года, уже в качестве президента союзной державы. В годы Первой мировой войны Николай II только дважды использовал «Александрию». 7 июля 1915 года император на ней сходил в Кронштадт для осмотра вышедших из ремонта крейсеров «Богатырь» и «Олег», а 15 июля посетил броненосец «Цесаревич». После Февральской революции 1917 года яхта де-факто потеряла статус императорской. В мае 1918 года её включили в резерв минной дивизии Балтийского флота. В апреле 1921 года «Александрию» передали в распоряжении начальника обороны Ладожского озера. В 1922 году её отправили на долговременное хранение в Кронштадтский порт, а в 1927 году разобрали.

«Пётр Великий» — первый полноценный броненосец (мореходный монитор) российского флота. Один из сильнейших броненосцев своего времени. Разрабатывался с 1867 года под девизом «Монитор-крейсер». Построен по проекту контр-адмирала А.А. Попова. Был близок по типу к британскому броненосцу HMS Devastation (1871). Заложен на Галерном острове в 1869 году. Первоначально имел название «Крейсер». 30 мая 1872 года, в день 200-летия со дня рождения Петра I был переименован в «Пётр Великий». В августе 1872 года корабль был спущен на воду и переведен в Кронштадт для достройки. Первым командиром корабля был назначен капитан 2 ранга В. И. Попов. Достройка окончена в 1877 году. Первоначально квалифицирован как монитор, с 1 февраля 1892 года эскадренный броненосец. Вооружение состояло из четырёх 12-дюймовых (305-мм) орудий с длиной ствола в 20 калибров, размещённых по два в концевых башнях. Кроме этого на корабле установили шесть 87-мм (4-х фунтовых) пушек, так же были предусмотрены места для установки двух 9-дм (229-мм) мортир. Машины оказались неудовлетворительными и в 1881 году корабль был переоборудован в Глазго компанией Randolph and Elder. В 1903 году переоборудован в учебное судно для подготовки артиллеристов. С 1917 года использовался в качестве плавучей базы для подводных лодок Балтийского флота. 25—26 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс, а 11—14 апреля 1918 года оттуда в Кронштадт. 21 мая 1921 года разоружен и переформирован в минный блокшив Кронштадтского военного порта. 18 апреля 1959 года исключён из списков судов ВМФ. На корабле проходили службу инженер-механик Фёдор Брикс (в 1877 году) и капитан 1-го ранга Фёдор Шамшев (в 1913-17 гг.).

«Императрица Екатерина Великая» — российский дредноут типа «Императрица Мария». Активно использовался в боевых операцях русского Черноморского флота во время Первой мировой войны. Название корабля неоднократно именялось… 11 октября 1911 года предварительно зачислен в списки Императорского флота под названием: «Екатерина II» (в память о первом черноморском броненосце), заложен 11 июня 1911 года (по другим данным 17 октября 1911 года) на заводе Общества Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ, впоследствии «Наваль») в Николаеве, в один день с закладкой однотипных линкоров на заводе «Руссуд»: «Императрица Мария» и «Император Александр III». 27 июня 1915 года, при зачислении в действующий состав флота — переименован в «Императрица Екатерина Великая», в связи с тем, что аналогичные корабли заложенные на заводе Руссуд изначально имели названия с Императорскими титулами, 18 апреля 1917 года переименован в «Свободная Россия». В процессе постройки корабль подвергся модернизации с учётом недостатков проявившихся в ходе государственных испытаний головного дредноута «Императрица Мария». Отличительные особенности силуэта: бушпритный прилив в носовой части корпуса; смещение на две шпации (на 2,4 метра) в корму, всех боевых рубок, мачт и дымовых труб, всех башен главного калибра и всех казематных орудий противоминного калибра, индивидуальное конструктивно-архитектурное исполнение мостиков на носовой боевой рубке. В процессе рабочего проектирования и постройки в первоначальный базовый проект были внесены существенные изменения, с учётом недостатков выявленных в процессе государственных испытаний головного линкора «Императрица Мария». В этой связи этот корабль является модифицированным вариантом по отношении к головному. Вместе с крейсером «Память Меркурия» входил во вторую тактическую маневренную группу. Участвовал в набеговых действиях на турецкое побережье. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года принимал участие в Трапезундской операции Кавказского фронта. 8 января 1916 года во время очередного патрулирования столкнулся с германским линейным крейсером «Гёбен» (в тот момент формально турецким крейсером «Явуз Султан Селим»). После обмена залпами на максимальной дистанции турецкий крейсер стал отходить. Русский линкор начал преследование, продолжая вести огонь из 305-мм орудий ещё 30 минут, причем последние залпы были сделаны с дистанции более 20 км (120 каб.). «Явуз» получил лишь осколочные попадания и ушёл в Босфор. В июне 1917 года прикрывал минные постановки в районе Босфора. 14 ноября 1917 года выходил в море на перехват германо-турецкого крейсера «Бреслау» (формально — «Мидилли»). 30 апреля 1918 года линкор и некоторые другие корабли Черноморского флота были переведены из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск. Германские власти, оккупировавшие к тому моменту большую часть Крыма, потребовали вернуть корабли в Севастополь. По решению советского правительства, во избежание захвата немцами, линкор был потоплен торпедами, выпущенными с эсминца «Керчь». В 1930-х годах ЭПРОНом были подняты две башни главного калибра, лежавшие рядом с корпусом. Сам линкор лежал на грунте вверх днищем на глубине 42 метра, возвышение над грунтом 13 метров. Прежде чем приступить к подъёму корпуса, необходимо было изъять из погребов корабля боезапас — несколько сотен тонн снарядов и полузарядов с порохом. Для подъёма боезапаса привлекли курсантов Водолазной школы под руководством опытных водолазов И.Т. Чертана и В.И. Правдина. Для проникновения в погреба возникла необходимость пробить лазы в днище линкора. Первый заряд сработал удачно, путь к одному из погребов был открыт. Чертан заложил ещё один боезаряд над снарядным погребом. При взрыве заряда сдетонировали снаряды главного калибра. Вода взметнулась на высоту более 100 метров, волной притопило водолазный бот, с палуб катеров обеспечения смыло людей. Чертан, находившийся без шлема, в тяжелом водолазном снаряжении, волной был сброшен за борт. Курсантам едва удалось его спасти. При обследовании линкора комиссией ЭПРОНа, в связи с тем, что корпус сильно разрушился, было принято решение от подъёма отказаться.

«Двенадцать апостолов» — российский барбетный броненосец. Заложен в 1888 году, спущен на воду в 1890 году. Назван в честь двенадцати апостолов — двенадцати непосредственных учеников Иисуса Христа. В феврале 1888 года в Николаеве состоялась закладка барбетного корабля совершенно нового типа. Проектное задание предусматривало небольшой, дешёвый, но вместе с тем сильный броненосец — требования, часто выдвигавшиеся, но редко выполнимые. «Двенадцать апостолов» оказался весьма удачным приближением к решению столь непростой задачи. Конечно, при проектном водоизмещении чуть больше 8000 т не могло идти и речи о полном бронировании борта; но цитадель вышла достаточно протяжённой и хорошо защищённой. Пришлось отказаться и от высокого борта — в ущерб мореходности и возможности вести огонь в плохую погоду. Пострадала и средняя артиллерия: осталось всего четыре 6-дюймовых орудия; но зато они имели броневую защиту. Корабль получил значительную перегрузку в ходе постройки, но даже при этом он рассматривался специалистами как более удачный, чем балтийские «тараны» «Александр II» и «Николай I». Спуск на воду был назначен на 30 августа 1890 года, но, ввиду затвердевания смазки на спусковых полозьях, состоялся 1 сентября 1890 года в 10 часов 30 минут. Введенный в строй в 1892 году, «Двенадцать апостолов» скромно прослужил свои девятнадцать лет, не поучаствовав ни в одном боевом походе. Единственная боевая операция, в которой участвовал броненосец — безуспешная попытка усмирения восставшего броненосца «Князь Потемкин Таврический» в июне 1905 года, вошедшая в историю, как «немой бой». В апреле 1911 года выведен из боевого состава флота, разоружен и в 1912 году переоборудован в «Блокшив № 8». С весны 1918 года находился на хранении в Севастопольском порту, в 1926 году разобран на металл. По некоторым сведениям корпус броненосца сохранялся до начала тридцатых годов.

Май 1877 — Спущен на воду как грузопассажирский пароход под названием «Саратога» (Saratoga). Работал на линии Нью-Йорк — Гавана.
Май 1878 — Приобретен русским правительством за 335 тысяч долларов.Переоборудован на верфи Крампа.
29 декабря 1878 — Вышел в Европу.
Лето 1879 — Прибыл в Кронштадт для установки артиллерии.
1 февраля 1892 — Крейсер 2-го ранга.
Зима 1891-1892 — Капитальный ремонт с установкой новых котлов.
1898 — А.С. Попов впервые практически применил беспроволочный телеграф, установив регулярную связь между крейсером «Африка» и транспортным судном «Европа».
Март 1906 — Учебное судно.
Октябрь 1918 — Сдан в порт на долговременное хранение.
Сентябрь 1920 — Передан Всеобучу.
Декабрь 1920 — Зачислен в Морские силы Балтийского моря, где использовался в качестве транспорта, посыльного судна и плавучего артиллерийского склада.
Сентябрь 1923 — Продан в Германию на металлолом

Cамая известная канлодка из этой серии. Головное судно серии канлодок. Имел некоторые отличия от более поздних судов (построенных по чертежам "Манджура"). Канонерская лодка «Кореец» заложена в декабре 1885 года на верфи Бергзунд Меканиска в Стокгольме. Спущена на воду 7 августа 1886 года. Вступила в строй в 1887 году.
«Кореец» нёс службу на Дальнем Востоке, куда он перешёл с Балтики. В 1895-1900 годах нес стационарную службу в японских, корейских и китайских портах. В 1900 году, в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров». 16 мая «Кореец» покинул Порт-Артур вместе с отрядом адмирала Веселаго, а 18 мая уже принял участие в боевых действиях. 4 июня «Кореец» вместе с союзными канонерскими лодками обстреливал форты Таку, при этом получил 6 попаданий снарядов и потери: 9 убитых и 20 раненых. За доблесть в этом бою «Кореец» был награжден Георгиевским серебряным рожком. В честь убитого в бою офицера канонерской лодки, лейтенанта Е.Н.Буракова, был назван захваченный у Таку китайский миноносец.
Перед началом Русско-японской войны 1904—1905 годов вместе с бронепалубным крейсером 1-го ранга «Варяг» (командир — капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев) находился в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон) с целью защиты русских интересов. 8 февраля 1904 года «Кореец» был отправлен в Порт-Артур со срочной депешей наместнику, однако японская эскадра контр-адмирала С. Уриу, блокировавшая Чемульпо, преградила ему путь. По некоторым данным, после того, как командир «Корейца» капитан 2-го ранга Г.П. Беляев повернул назад, японские миноносцы выпустили по канонерке три торпеды, две из которых прошли мимо, а третья затонула в считанных метрах от борта. На «Корейце» был подан сигнал «отражение минной атаки» и сразу же, так как лодка входила на нейтральный рейд, «отбой». Но после этого сигнала комендор кормовой 37-мм пушки нечаянно выпустил по противнику 2 гранаты.
9 февраля 1904 года «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо и в 11:45 вступили в бой с японской эскадрой, который длился около часа. Бой проходил на большом расстоянии, поэтому большая часть снарядов «Корейца» не долетала до неприятеля. Японские же снаряды в основном давали перелеты, не причиняя лодке никакого вреда. За время боя корабль выпустил по противнику 52 снаряда; единственным повреждением было пробитое осколком японского снаряда таранное отделение. Потерь не было.
Чтобы не допустить захвата корабля японцами, после боя (в 15:55) «Кореец» был взорван на рейде Чемульпо. Экипаж был принят на борт французского крейсера «Паскаль», вывезен в Сайгон и вскоре вернулся в Россию. В Санкт-Петербурге все офицеры были награждены Орденом Святого Георгия 4-й степени, а члены команд — знаками отличия этого ордена. В честь подвига моряков была учреждена специальная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо», которой были награждены все участники боя. В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.

Миноносец "Свеаборг", (до июля 1886 года - Миноносец №5, с 17 января 1898 года - Миноносец №205). 20 июля 1886 года зачислен в списки флота. Заложен в 1886 году на верфи Нормана в Гавре, Франция. Спущен 19 сентября 1886 года. Испытан 16 ноября 1886 года. Вступил в строй 4 декабря 1886 года. С 21 мая 1895 года в составе Сибирской флотилии. С 21 июля 1911 года - посыльное судно. Исключен из списков флота 19 августа 1913 года.

Игнациус, Василий Васильевич (1854-1905) — русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения, известный художник-маринист. Кадровый офицер флота. В 1876 году закончил Морской корпус, через два года Минный офицерский класс. В 1888 г. под руководством А.П. Боголюбова был направлен во Францию в Париж для обучения живописи. Автор тонко выполненных литографий с изображениями кораблей русского броненосного флота. Дворянин Петербургской губернии, родился в семье подпоручика Дворянского полка 17-й артиллерийской бригады.

16 сентября 1871 — Принят воспитанником в Морской корпус.

13 апреля 1872 — Принят на действительную службу.

13 апреля 1875 — Гардемарин.

30 августа 1876 — Мичман.

24 сентября 1878 — Обязательный слушатель минного офицерского класса.

25 сентября 1878 — Минный офицер клипера «Разбойник» с переводом во 2-й флотский экипаж.

30 ноября 1878 — Прикомандирован к Гвардейскому экипажу.

1 января 1881 — Лейтенант.

28 сентября 1881 — Заведующий командой фрегата «Светлана».

15 апреля 1882 — Командир миноноски «Ястреб».

1 августа 1884 — Заведующий оружием в экипаже.

1885 — Командир миноноски «Курица».

1885—1886 — Вахтенный начальник на императорских яхтах «Александрия» и «Держава».

8 марта 1886 — Минный офицер императорской яхты «Держава».

19 сентября 1886 — В составе экзаменационной комиссии по экзамену минного дела при производстве практических гардемарин Морского Корпуса и кондукторов Морского инженерного училища.

17 сентября 1886 — Списан с яхты «Держава» для командировки во Владивосток на клипере «Вестник».

26 августа 1888 — 5 августа 1889 — Годовой отпуск в Париж для занятий живописью у профессора А. П. Боголюбова .

5 сентября 1889 — Разрешением Великого Князя Алексея Александровича дозволено заниматься живописью в Императорской Академии Художеств, с освобождением от ротных учений и занятий.

19 апреля 1890 — Командир миноносца «Луга» в составе Практической эскадры Балтийского моря.

3 декабря 1890 — Приговором военно-морского суда Кронштадтского порта подвергнут двухнедельному аресту в дисциплинарном порядке за посадку по неосторожности на камни миноносца «Луга».

30 марта 1891 — Старший офицер канонерской лодки «Смерч».

1891—1892 Командир канонерской лодки «Смерч» и миноноски № 129.

1 января 1893 — Капитан 2-го ранга.

1893—1894 — Командир миноносца «Взрыв» в составе Учебно-минного отряда.

7 ноября 1894 — Переведен на Тихоокеанскую эскадру старшим офицером крейсера 2-го ранга «Разбойник».

Винтовой клипер «Разбойник» под парусами. Рисунок лейтенанта В. В. Игнациуса

21 марта 1896 — Минный офицер 1-го разряда.

14 мая 1896 — Переведен на Балтийский флот командиром броненосца береговой обороны «Ураган».

12 января 1898 — Переведен на Дальний Восток командиром минного крейсера «Всадник».

1 июня 1899 — Врид командира канонерской лодки «Манджур».

21 ноября 1899 — Переведен на Балтийский флот с назначением командовать миноносками и их командами в Кронштадте.

Броненосец «Князь Суворов»

1 апреля 1901 — Капитан 1-го ранга.

22 октября 1901 — Командир 8-го флотского экипажа и эскадренного броненосца «Князь Суворов».

1 июня 1904 — Отчислен от командования 8-м флотским экипажем.

1904—1905 — Участвовал в Цусимском походе и сражении.

14 мая 1905 — Погиб около 16.00, находясь в средней батарее броненосца.

Исключен из списков чинов флота погибшим приказом № 227 от 20.6.1905.



Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?