Отечественная война и русское общество. 1812-1912. 7 т.т. Москва, издание Товарищества И.Д. Сытина, 1911-1912.
Редакция А.К. Дживелегова, С.П. Мельгунова, В.И. Пичета. Юбилейное издание. Историческая комиссия учебного отдела О.Р.Т.З. Т.1. 1912. VIII, 235 с. с иллюстрациями, 38 л. иллюстраций. Т.2. 1911. [1], 272 с. с иллюстрациями, 26 л. иллюстраций. Т.З. 1912. [2], 227 с. с иллюстрациями, 30 л. иллюстраций. Т.4.1912. [2], 268 с. с иллюстрациями, 41 л. иллюстраций. Т.5. 1912. [2], 236 с. с иллюстрациями, 30 л. иллюстраций. Т.6. 1912. [2], 208 с. с иллюстрациями, 32 л. иллюстраций. Т.7 1912. [2], 331 с. с иллюстрациями, 33 л. иллюстраций. В семи издательских переплётах по рисункам А. Апсита. 28,9x21,4 см. Издание Московской исторической комиссии Общества распространения технических знаний. В издании книг приняли участие «крупнейшие научные силы России»: В.Д. Бонч-Бруевич, Н.Л. Бродский, Ю.В. Готье, СП. Мельгунов, М.Н. Розанов, В.И. Семевский, Е. В. Тарле и др. «Отечественная война и русское общество» по сей день считается одним из наиболее авторитетных русских исторических исследований. Все семь томов великолепно иллюстрированы репродукциями с выдающихся картин Исторического музея, музея П.И. Щукина, Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге, Румянцевского музея, Императорской публичной библиотеки, ряда частных собраний.
Книжный график Александр Петрович Апсит (1880-1944) готовил иллюстрации в журналы «Звезда» и «Нива», рисовал карикатуры для сатирических изданий периода первой русской революции, в 1906-1917 годах активно сотрудничал с издательством И.Д. Сытина. В советское время стал одним из крупных мастеров агитационного искусства: исполнил известные плакаты «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «На коня, пролетарий!» и др. Это одно из самых известных «юбилейных» изданий, подготовленных в 1910-х годах Товариществом И.Д. Сытина. История его появления подробно изложена в воспоминаниях Сытина «Жизнь для книги»: «На одном из заседаний правления Товарищества я внёс предложение: ввиду предстоящего столетия Отечественной войны ознаменовать эту историческую годовщину и выпустить роскошное издание. Предложение было принято правлением, которое постановило пригласить научные силы по возможности всех русских университетов принять участие в создании этого литературного памятника. Правление решило также не жалеть средств и выпустить книгу в полном соответствии со значением празднуемого события, как бы ни были велики расходы. С увлечением смотрел я на семь томов, которые были посвящены Отечественной войне и русскому обществу! Но здесь дало себя знать моё крестьянское происхождение. Наше воинство было составлено из всех сословий, и все с честью стояли за родную землю, но когда кончилась война и слава русского оружия прогремела по всему миру, а русский царь стал повелителем всей Европы, кто из русских сословий был обойдён, кого забыли при разделении наград и милостей?
Мужика забыли, солдата забыли. Все сословия были взысканы царской милостью, и только крестьянин не получил ничего. Тот, кто освобождал отечество, сам не был освобождён от рабства. В свободной России он один остался рабом, и ещё полвека после наполеоновских войн его продавали, как скотину. Это была неслыханная неблагодарность, и мне хотелось, чтобы хоть через 100 лет на могилу русского солдата, солдата-раба, пришла история и поклонилась его светлой памяти».
Трудно сказать, насколько взгляды Сытина повлияли на позицию авторов-составителей, но в редакционной статье «крестьянская» тема была заявлена как одна из доминирующих: «Героем этой войны был русский мужик, крестьянин - мужественный, самоотверженный, забывший свои собственные крепостные цепи, когда дело шло о борьбе за родину, и вернувшийся под патриархальное помещичье иго, когда ни одного француза не осталось в России. Мужик верил и помогал. А когда пришло время награждать его, про мужицкую волю забыли очень основательно. Составляя план нашей книги, мы руководствовались именно такими взглядами на Отечественную войну. Именно по этим соображениям мы не могли считать её событием исключительно военным».
Следуя пожеланиям издателей, к работе привлекли «крупнейшие научные силы России»: В.Д. Бонч-Бруевича, Н.Л. Бродского, Ю.В. Готье, С.П. Мельгунова, М.Н. Розанова, В.И. Семевского, Е. В. Тарле и др. Правда, задача, поставленная перед этим созвездием блестящих учёных, была, по определению самих редакторов, «весьма скромной». Указывая на то, что «научное изучение эпохи Отечественной войны представляет серьёзные затруднения, т. к. большинство архивов ещё совершенно не разработано и мало доступно», составители решили ограничиться лишь «сводкой того материала, который до последнего времени был известен в значительной степени только специалистам».
Однако, как это нередко случается, результат превзошёл ожидания. «Отечественная война и русское общество» по сей день считается одним из наиболее авторитетных русских исторических исследований. Все семь томов прекрасно проиллюстрированы. Изобразительные материалы предоставили тогда Исторический музей, музей П.И. Щукина, Артиллерийский музей в Санкт-Петербурге, Румянцевский музей, Императорская публичная библиотека, ряд частных собраний. В глазах библиофилов «Отечественная война» - идеальный пример единства превосходной полиграфической «формы» и солидного научного содержания.