Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1083 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Панчулидзев С.А. История кавалергардов. 1724-1799-1899. 4 т.т. Спб, 1899-1912. Сборник биографий кавалергардов. 4 т.т. Спб, 1901-1908.

Панчулидзев С.А. История кавалергардов. 1724-1799-1899. По случаю столетнего юбилея Кавалергардского Её Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка. Составил С. Панчулидзев. [В 4-х томах.] С.-Петербург, Экспедиция заготовления Государственных бумаг, 1899-1912. Т.1.1899. XXI, [3], 402 с. с иллюстрациями, 2 л. фронтисписы (портреты), 14 л. иллюстраций. Т.2.1901. XX, 298 с. с иллюстрациями, 1 л. фронтиспис (портрет), 10 л. иллюстраций. Т.3.1903. XVI, 435 с. с иллюстрациями, 1 л. фронтиспис (портрет), 11 л. иллюстраций. Т.4.1912. XX, 411 с. с иллюстрациями, 20 л. иллюстраций. В четырёх цельнокожаных издательских переплётах. Форзацы красного муара с тиснёнными серебром мальтийскими крестами. Тройной золотой обрез. 35x27 см. Большая часть тиража вышла в издательском картонаже. Издание состоит из двух серий - четырёх томов «Истории кавалергардов» и четырёх томов «Биографий кавалергардов».


Сборник биографий кавалергардов. По случаю столетнего юбилея Кавалергардского Её Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка. Составлен под редакцией С. Панчулидзева. [В 4-х томах.] С.-Петербург, Экспедиция заготовления Государственных бумаг, 1901-1908. Т.1:1724-1762.1901. XVI, 370 с. с иллюстрациями, 1 л. портрет. Т.2:1762-1801.1904. XIX, 470 с. с иллюстрациями. Т.3:1801-1825.1906. X, 402 с. с иллюстрациями. Т.4:1826-1908.1908. XIV, 436, [1] с. с иллюстрациями. В четырёх цельнокожаных издательских переплётах. Форзацы красного муара с тиснёнными серебром мальтийскими крестами. Тройной золотой обрез. 35x27 см.


Панчулидзев, Сергей Алексеевич (1855-1917) - историк, воспитывался в Николаевском кавалерийском училище; был кавалергардом; участвовал в Русско-турецкой войне 1877-78 годов с лейб-гвардии Гусарским полком. Окончил курс Академии Генерального штаба. Управлял архивом Государственного совета. История одного из самых блестящих и привилегированных полков русской армии, кавалергардов, началась в 1724 г. Ко дню коронации Екатерины I в качестве почетной стражи императрицы был сформирован Кавалергардский корпус. С течением времени это формирование, комплектовавшееся из представителей знатных российских фамилий, видоизменялось, распускалось и образовывалось снова. Так продолжалось до тех пор, пока в 1800 г. Павел I не переформировал Кавалергардский корпус в трехэскадронный лейб-гвардии Кавалергардский полк, который и вошел в состав войск гвардии на равных правах с прочими гвардейскими полками. Первым шефом полка был назначен генерал Федор Петрович Уваров, выполнявший эту почетнейшую обязанность до самой своей смерти в 1824 г. Боевое крещение Кавалергардский полк принял 20 ноября 1805 года под Аустерлицем. С 1881 г. шефом полка состояла императрица Мария Федоровна, и полк именовался Кавалергардским ее Величества полком.


Роту драбантов, или кавалергардию, учредил Пётр I для участия в торжествах по случаю коронации императрицы Екатерины Алексеевны. Сам император принял тогда на себя звание капитана новой привилегированной воинской части. И хотя сразу же после окончания торжеств она была распущена, именно 1724 год принято считать начальной датой в истории кавалергардов. В течение последующих семидесяти пяти лет кавалергардия неоднократно возрождалась, но, как правило, лишь на время крупных празднеств, где кавалергарды исполняли роль телохранителей и почётной стражи царствующих особ. Самый длительный и отавный период в истории российских кавалергардов наступил 11 января 1799 года, когда по указу Павла I был сформирован Кавалергардский корпус, преобразованный 11 января 1800 года в трёхэскадронный полк тяжёлой кавалерии на одинаковом положении с прочими гвардейскими полками.


В 1804 году, согласно новому высочайше утверждённому штату, эскадронов стаю пять, а вскоре к ним прибавился ещё один, запасной, предназначенный для пополнения основного состава полка. Боевое крещение кавалергарды получили 20 января 1805 года при Аустерлице. В начале сражения полк находился в тыловом отряде и прибыл на поле битвы, когда русская гвардейская пехота уже отступила под натиском французов к Раустицкому ручью и оказалась отрезанной от основных войск. Конные егеря Морлана и мамелюки Раппа (конные гвардейцы из личной охраны Бонапарта, набранные им во время похода в Египет) смяли ряды семёновцев и преображенцев, тесня их к воде.

От полного разгрома элиту русской армии спасла вошедшая в историю атака кавалергардов. Три кавалергардских эскадрона под командованием полкового командира генерала Н.И. Депрерадовича оттеснили французов и дали время пехоте переправиться на другой берег. Наиболее трагической оказалась участь четвёртого эскадрона, попавшего в окружение. Треть его личного состава погибла, остальные (в том числе все офицеры во главе с 27-летним полковником князем Н.Г. Репниным, раненным в грудь картечью) были пленены. Из 150 всадников эскадрона пробиться к своим смогли лишь 18 человек. Сами французы отмечали, что практически все пленённые кавалергарды имели раны разной степени тяжести. Всего же общие потери полка в том сражении составили 252 человека (из 800) и 273 строевые лошади. Объезжая поле боя и глядя на тела павших кавалергардов, Наполеон заметил: «Много прекрасных дам в Петербурге будут оплакивать сегодняшний день». Чуть позже, когда ему представляли русских пленных, он сказал князю Репнину: «Ваш полк с честью выполнил свой долг». Впоследствии кавалергарды сражались при Гейльсберге, охраняли Александра I в Тильзите, дрались при Витебске, Смоленске, Бородине, где отбили у французской кавалерии только что захваченную неприятелем батарею Раевского, потеряв при этом 40 офицеров и 93 нижних чина. Во время отступления наполеоновской армии полк отличился при Тарутине, Малоярославце, Вязьме и Полоцке. Во время заграничного похода кавалергарды покрыли себя славой при Люцене, Кульме, Лейпциге, Фер-Шампенуазе.

В 1831 году два эскадрона кавалергардов принимали участие в подавлении польского восстания. В награду за участие в военных кампаниях полку были пожалованы Георгиевские штандарты и серебряные литавры кавалергардии, сформированной Петром Великим. В разные годы шефами кавалергардов были императрица Александра Фёдоровна, Александр И, императрица Мария Фёдоровна. В списках полка числились Николай II и его сын, наследник-цесаревич Алексей Николаевич. По случаю столетней годовщины кавалергардии ротмистр в отставке С.А. Панчулидзев взялся за составление обстоятельной истории полка. Восемь томов в белых, по цвету кавалергардского мундира, кожаных переплётах с красной полковой печатью на верхней крышке и мальтийским крестом на корешке (символом полка со времён Павла I) выходили на протяжении четырнадцати лет. Каждый том истории сопровождался отдельным томом биографий кавалергардов. В статьи включались не только краткие послужные списки, но и сведения о происхождении, семейном положении, штатских занятиях офицеров. В полковом списке значились и 22 фамилии осуждённых декабристов, в том числе М.С. Лунина, С.Г. Волконского, М.Ф. Орлова, П.И. Пестеля. Правда, в предисловии оговаривалось, что «биографий этих лиц, как участников 14 декабря, полк решил в сборник не помещать». Об авторе этого монументального труда известно, что в 1874-1875 годах он состоял помощником заведующего учебной командой полка, учился в Академии Генерального штаба, вернулся в полк штаб-ротмистром, заняв место делопроизводителя полкового суда. Панчулидзев славился как хороший наездник: он участвовал в скачках и выигрывал призы. В 1882 году вышел в отставку. Был саратовским уездным предводителем дворянства, управляющим архивом Государственного совета, состоял членом нескольких исторических обществ и комиссий. Восемь томов истории и биографий кавалергардов - главное дело его жизни. Сергей Алексеевич Панчулидзев умер в 1917 году. В ноябре того же года Кавалергардский полк, проведший всю Первую мировую войну на фронте, был расформирован.


Кавалергарды (от фр. cavalier — всадник, garde — охрана) — особые воинские формирования, первоначально создаваемые для выполнения функции почётной охраны императора. В России кавалергарды впервые появились 30 марта 1724 года в виде почётного конвоя императрицы Екатерины I, сформированного ко дню её коронования. Сам государь принял на себя звание их капитана; офицерами числились генералы и полковники, капралами — подполковники, а рядовые (60 чел.) выбраны были из самых рослых и представительных обер-офицеров. Этой конной роте Кавалергардов дана была особая нарядная форма, серебряные трубы и литавры. По окончании коронационных торжеств она была расформирована. Императрица Екатерина I 30 апреля 1726 года восстановила «кавалергардию», приняв на себя звание её капитана, но в 1731 году кавалергардия вновь была расформирована. При императрице Елизавете Кавалергардии вовсе не было, но при коронации и других придворных торжествах чины лейб-кампании надевали петровскую кавалергардскую форму. Кавалергарды восстановлены были в 1762 году, исключительно из бывших лейб-кампанцев. Звание их шефов носили высшие сановники: рядовые (числом 60—64) полагались в чинах секунд-майоров, капитанов и поручиков, а с 1764 года, когда из них был образован «кавалергардский корпус» — в чинах поручиков, подпоручиков и прапорщиков. Император Павел I расформировал этот корпус и учредил новый, в 1797 году упразднил его, а в 1799 году снова восстановил, причём ему было дано значение гвардии Павла I, как великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского. В нем полагалось 189 человек разных чинов из дворян, имевших знак мальтийского креста. 11 января 1800 года кавалергардский корпус переформирован в трёхэскадронный кавалергардский полк, который и вошёл в состав войск гвардии, на одинаковых правах с прочими гвардейскими полками и без сохранения привилегии комплектования только дворянами.

После реорганизации армии Александром I полк был переформирован в пять эскадронов. Штат полка от 1804 года включал в себя следующих строевых чинов: 1 шеф полка, 1 командир полка, 5 эскадронных командиров, 5 ротмистров, 5 штабс-ротмистров, 13 поручиков, 11 корнетов, 5 вахмистров, 10 эстандарт-юнкеров, 60 унтер-офицеров, 660 кавалергардов, 5 квартирмейстеров, 1 литаврщик, 1 штаб-трубач, 15 трубачей и др. — всего 991 человек. А каждый эскадрон делился на 4 взвода. Полк также имел собственный оркестр (25 музыкантов: 2 фагота, 4 валторны, 4 флейты, 2 медные трубы, 1 контрафагот, 1 тромбон, 2 серпиона, 1 треугольник, тарелки и бубен и др.). Боевое крещение кавалергардский полк принял 20 ноября 1805 года под Аустерлицем. В критический момент сражения, когда русская гвардия была прижата превосходящими силами французов к Раустицкому ручью, кавалергарды переправились через ручей по плотине, после чего первые три эскадрона развернулись вправо, сдерживая натиск противника, а четвертый и пятый эскадроны атаковали легкую французскую кавалерию, осаждавшую Семеновский полк. 4-й эскадрон под командованием полковника князя Н. Г. Репнина-Волконского и 1-й взвод 1-го шефского эскадрона под командованием корнета Александра Альбрехта оказались в окружении. Вырваться сумели лишь 18 человек — остальные были убиты или попали в плен ранеными. Всего в бою полк потерял треть офицеров и 226 нижних чинов. За этот бой шеф полка генерал-лейтенант Ф. П. Уваров и командир полка генерал-майор Н. И. Депрерадович получили ордена Св. Георгия 3-й степени, полковник Н. Г. Репнин-Волконский — орден Св. Георгия 4-й степени, остальные эскадронные командиры полковники А. Н. Авдулин, Н. В. Титов, С. И. Ушаков, А. Л. Давыдов и адъютанты Уварова штабс-ротмистр П. И. Балабин и поручик А. И. Чернышёв — ордена Св. Владимира 4-й степени, все раненые офицеры — золотое оружие (шпаги), все остальные офицеры — Анненские кресты «За храбрость» на шпаги. Юнкера были произведены в офицеры.

В 1812 году полк под командованием полковника К. К. Левенвольда отличился под Бородино. Бригада генерал-майора И. Е. Шевича (Конный и Кавалергардский полки) вступила в сражение в критический момент, во время третьей атаки французов на батарею Раевского. Несмотря на гибель в самом начале боя полковника Левенвольда, кавалергарды атаковали кавалерию Груши и смяли ее. В бою полк потерял 14 офицеров и 93 нижних чина. Оставшиеся в живых офицеры были награждены: Н. Ф. Левашов — орденом Св. Георгия 4-й степени, М. С. Лунин, С. П. Ланской 1-й и К. В. Левашов — золотыми шпагами, все остальные — следующими по старшинству орденами, а 63 нижних чина — Знаками отличия военного ордена. Во время Крымской войны в 1853-55 годах полк располагался в Бяла-Подляска в связи со сосредоточением на западной границе Российской империи прусских и австрийских войск. 100-летний юбилей полка был пышно отпразднован 11 января 1899 года. Были изготовлены памятная медаль и специальный жетон. Началось составление четырёхтомного издания биографий кавалергардов, куда в итоге вошли биографии офицеров, служивших в полку в 1724—1908 годах. В этот день в Михайловском манеже состоялся парад полка с вручением нового знамени, после чего был дан завтрак для офицеров в Аничковом дворце.

В начале Первой мировой войны 1-я гвардейская кавалерийская дивизия, куда входил кавалергардский полк, вошла в состав Сводного кавалерийского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Гусейн Хана Нахичеванского, составлявшего правую группу армейской конницы 1-й армии. Первый бой полк принял 6 августа 1914 года у деревни Каушен в ходе Восточно-Прусской операции. Только в бою у Каушена и Краупишкена Кавалергардский и Лейб-гвардии Конный полк потеряли убитыми и ранеными более половины наличных офицеров. Общие потери составили около 380 человек. Немцы потеряли 1200 человек. Русская кавалерия, особенно гвардейская, покрыла себя при этом славой. Были прорваны германские линии, взяты укрепленные деревни, два полевых орудия, на немцев наведена была паника... В штурме деревень отличились конная гвардия и кавалергарды. Три спешенных эскадрона, пристегнув штыки к карабинам смело атаковали деревню, а конный резерв их овладел орудиями. Затем, до 1916 года, полк участвовал в боевых действиях на различных фронтах. Белые мундиры и золотые кирасы были заменены формой защитного цвета, а вместо обучения действиям в конном строю кавалергардов обучали окапыванию, перебежкам, переползанию. В июле 1916 года полк принял участие в Брусиловском прорыве. Это было его последнее боевое задание, затем он был отведен в тыл. С марта 1917 года Кавалергардский полк получил задачу охранять железнодорожные станции Шепетовка и Казатин и задерживать дезертиров. 30 августа в Сарнах и Казатине, где стояли дивизионы кавалергардов, прошли митинги, участники которых постановили «выразить недоверие всему офицерскому составу». Комиссар Особой армии приказал: «Ввиду острого недоверия солдат к командному составу все офицеры, находящиеся к 1 сентября в строю, должны покинуть полк для замены их более демократичными». К 1 ноября в Кавалергардском полку осталось всего лишь четыре офицера. 3 ноября, к ним прибыл новый командир полка, полковник Абрамов из 8-го драгунского Астраханского полка, который привёз офицерам предписание убыть в Киев. Кавалергардский полк был расформирован в ноябре 1917 года. Офицеры Кавалергардскогоо полка осенью 1918 года служили в основном в Черкеской конной дивизии.

С конца октября 1918 года кавалергарды составили ввод (с января 1919 года - эскадрон) команды конных разведчиков Сводно-гвардейского полка. С 24 марта 1919 года эскадрон полка (18 офицеров) , а затем дивизион входил в состав Сводного полка гвардейской кирасирской дивизии (с 19 июля - 1-го Гварейского Сводно-кирасирского полка), где в юле кавалергарды были представлены двумя эскадронами. Третий эскадрон, сформированный в Лубнах, присоединился к полку в декабре 1919 года. с 15 декабря 1919 года эскадрон полка входил в Сводно-гвардейский кавалерийский полк 1-й кавалерийской дивизии и Сводную кавалерийскую бригаду, в по прибытии в Крым с 1 мая 1920 года стал 1м эскадроном Гвардейского кавалерийского полка.  …полк своим видом воскрешал в памяти давно отжившие времена эпохи Александра I и Николая I, выступая в белых мундирах-колетах, а в зимнее время — в шинелях, поверх которых надевались медные блестящие кирасы, при палашах и гремящих стальных ножнах и в медных касках, на которые навинчивались острые шишаки или, в особых случаях, посеребренные двуглавые орлы. Орлы эти у солдат назывались почему-то «голубками». Седла покрывались большими красными вальтрапами, обшитыми серебряным галуном. Первая шеренга — с пиками и флюгерами.

Обыкновенной же походной формой были у нас чёрные однобортные вицмундиры и фуражки, а вооружение — общее для всей кавалерии: шашки и винтовки. Но этим, впрочем, дело не ограничивалось, так как для почетных караулов во дворце кавалергардам и конной гвардии была присвоена так называемая дворцовая парадная форма. Поверх мундира надевалась кираса из красного сукна, а на ноги — белые замшевые лосины, которые можно было натягивать только в мокром виде, и средневековые ботфорты. Наконец, для офицеров этих первых двух кавалерийских полков существовала еще так называемая бальная форма, надевавшаяся два-три раза в год на дворцовые балы. Если к этому прибавить николаевскую шинель с пелериной и бобровым воротником, то можно понять, как дорог был гардероб гвардейского кавалерийского офицера. Большинство старалось перед выпуском дать заказы разным портным: так называемые первые номера мундиров — дорогим портным, а вторые и третьи — портным подешевле. Непосильные для офицеров затраты на обмундирование вызвали создание кооперативного гвардейского экономического общества с собственными мастерскими. Подобные же экономические общества появились впоследствии при всех крупных гарнизонах. К расходам по обмундированию присоединялись затраты на приобретение верховых лошадей. В гвардейской кавалерии каждый офицер, выходя в полк, должен был представить двух собственных коней, соответствующих требованиям строевой службы: в армейской кавалерии офицер имел одну собственную лошадь, а другую — казенную. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?