Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 347 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Курбатов В.Я. Сады и парки: История и теория садового искусства. Пг.: Товарищество М.О. Вольф, 1916.

[8], IV, 752, XXXII, IV с.: ил., схем, 32 л. ил.; 30,7х24,5 см. 15 из 32 иллюстраций на отдельных вклейках. В цельнотканевом издательском переплёте. На корешке наклейка из коричневого коленкора, тиснением золотом: геометрический орнамент, имя автора и название книги. Цветные иллюстрированные узорные форзацы. Белое тонкое шёлковое ляссе. Переплёт книги и фронтиспис по рисункам Е.Е. Лансере. Богато иллюстрированное издание: множество фототипий на отдельных листах, среди них: гравюры С.Ф. Галактионова с картин С.Ф. Щедрина, фотографии А.Н. Павловича, гравюра И.В. Ческого с картины С. Щедрина; два раскладных вида: "Петергофской Ея Императорскаго Величества дворецъ на берегу Финландского залива" с гравюры К. Челнокова и П. Артемьева по рисунку М. Махаева и "Проспектъ Оранiенбаума, увеселительнаго дворца Ея Императорскаго Величества" с гравюры К. Челнокова по рисунку М. Махаева; четыре гравюры в красках А.П. Остроумовой-Лебедевой. Роскошное издание по истории строительства всемирно известных садов и парков учёного-химика, доктора искусствоведения, историка архитектуры, одного из основателей Музея Старого Петербурга, профессора Владимира Яковлевича Курбатова (1878–1957).

 

В книге В.Я. Курбатова делается попытка целостного рассмотрения всей истории мирового ландшафтного искусства – от самых истоков в древних цивилизациях Месопотамии и Египта вплоть до наших дней. Заключительная часть работы посвящена классическим парковым ансамблям России, таким как Царское село, Павловск, Ораниенбаум и т.п. Помимо конкретных памятников, в книге рассмотрены и некоторые теоретические аспекты формирования ландшафтного искусства. Работа носит обзорный характер – со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Автор стремится охватить все достижения садово-паркового искусства, познакомив читателя с наиболее выдающимися его мастерами. Оглавление изобилует названиями памятников, однако несколько разочаровывает краткость описания, т.к. многим объектам уделено всего лишь по нескольку абзацев. Иллюстративный материал весьма богатый, правда, не всегда лучшего качества.


"Настоящее издание является монографией о "садовом искусстве". Автор поставил целью выяснить особенности этой совершенно самостоятельной отрасли искусства и ознакомить публику с устройством и художественным значением почти всех замечательных садов." В.Я. Курбатов. Из предисловия.

Сад - это лучшее, что сумело создать человечество со времен изгнания Адама и Евы из Рая; сад - это попытка вернуть среде обитания человека черты небесной гармонии. Уединенные, увеселительные, экзотические, идиллические, парадные сады самых знаменитых дворцов и резиденций с их аллеями, фонтанами, скульптурами, беседками, мостами, гротами и лабиринтами создавались талантом великих художников и трудом замечательных мастеров. Перед вами - единственная в своем роде история садово-паркового искусства, в которой представлены выдающиеся достижения ландшафтного дизайна разных стран и народов. Большой иллюстративный материал книги сам по себе является значительным художественным вкладом в изучение шедевров этого благородного искусства, которое придает нашей жизни обаяние вечности. В книге "Сады и парки" Курбатов проследил историю развития садового искусства как самостоятельной отрасли творчества.

Учёный не только представил устройство всех значительных садов мира вне зависимости от времени их создания и места расположения, но и исследовал их художественное значение. В книге более 700 страниц, начинается она с описания садов и парков древности, а заканчивается современными парками Европы и России. В книге очень большое число иллюстраций. Многие фотографии были сняты специально для издания, причём главные участки замечательнейших парков (Павловск, Версаль) воспроизведены почти шаг за шагом. Для части иллюстраций были использованы редкие гравюры и рисунки, хранящиеся в библиотеке Императорской академии художеств, Музее старого Петербурга, частных собраниях. Виды Версаля, Павловска, петергофские фонтаны и постройки Растрелли в Царском селе, воспроизведены на отдельных листах. Это первое издание, огромное и роскошное, было чем-то вроде садовой Библии Серебряного века. Учёный В.Я. Курбатов активно сотрудничал с объединением художников «Мир Искусства», поэтому каждое предпринятое им издание получало воистину высокохудожественное оформление. Точные, мастерски составленные описания обрамлены изысканными виньетками и множеством иллюстраций с живописными видами парка, павильонов, а также оригинальных архитектурных чертежей.

Короткая справка: Курбатов, Владимир Яковлевич (1878-1957). Русский советский ученый-химик и историк искусства В.Я. Курбатов родился в Петербурге 24 января (6 февраля) 1878 года. В 1881 году, когда Владимиру было три года, умер его отец и семья, в которой было трое малолетних детей, осталась на руках матери-домохозяйки Марии Александровны и с пенсией в 65 рублей. Детство будущий ученый провел в Павловске, близ Петербурга. Там же у молодого В.Я. Курбатова возник еще подсознательно вопрос – какое место среди других произведений искусства занимает Павловск и особенно его парк, великое произведение Воронихина и Гонзаго, так как в 1800-х годах никто парки за произведения искусства не считал. Ознакомление с Эрмитажем еще в гимназические годы и чтение книг по истории искусства не могли дать ответа на вопрос о значении русского искусства XVIII – XIX веков, но заставили Курбатова изучать материалы по истории искусства. Эти материалы заинтересовали гимназиста настолько, что он уже в 1893 году (будучи учеником 5-го класса гимназии) "составлял рефераты по статьям Грановского". Юношу остро беспокоили связи, переходы от искусства старых мастеров к новому, какие он видел в дворцах и парках Павловска и Царского Села. Он занимается в Публичной библиотеке, изучает статьи по истории искусства в журналах и книгах. После первого самостоятельного путешествия (в 1893 году) по Волге до Нижнего Новгорода и из Ярославля в Москву В.Я. Курбатов стал искать указания по истории русского искусства преимущественно XVI и XVII веков. Необычное увлечение будущего ученого-химика и искусствоведа-исследователя реализовывалось на фоне нелегкой борьбы за хлеб насущный: чтобы помогать семье он давал уроки, выполнял электромонтерские работы. В.Я. Курбатов окончил Городское начальное училище, затем 5-е Рождественское мужское начальное училище имени Р.И. Кондратенко (Херсонская ул., 8) и, наконец, в 1896 году он с золотой медалью окончил 7-ю Петербургскую мужскую гимназию (Кирилловская ул., 11). После этого он поступил на Естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, причем юноша выбрал университет именно потому, что хотел углубленно заниматься проблемами истории искусств, тогда как мог бы "без труда попасть в любой привилегированный институт, например, Горный или Путей сообщения". Окончание университета, где В.Я. Курбатов с 1900 года работает лаборантом на кафедре химии, дает уверенность в будущем, обеспечивает возможность заниматься любимым делом. Еще в 1899 году он начинает сотрудничать "с большою группою художников", в которую входили И.Е. Репин, В.А. Серов, А.П. Остроумова-Лебедева, И.И. Левитан, Е.Е. Лансере, С.П. Яремич и другие. Это дало ему возможность познакомиться также и с исследователями художественной старины, такими как В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, В.В. Стасов и другие. Тогда же В.Я. Курбатов изучает музыку, встречаясь с ее величайшими представителями А.К. Глазуновым, Н.А. Римским-Корсаковым, А.К. Лядовым. Вместе с Репиным, Лансере, Остроумовой-Лебедевой и Н.С. Самокишем, К.А. Сомовым, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерихом, Л.С. Бакстом, Ф.Г. Беренштамом Курбатов в 1902 году становится членом-сотрудником Попечительного комитета о сестрах Красного Креста и начинает свою деятельность в Общине Св. Евгении. С изданиями Общины, располагавшейся в доме 3 по Старорусской улице, недалеко от гимназии, где учился Курбатов, он познакомился, по-видимому, еще в юности. После финансового кризиса внутри издательства (1905 год) Курбатов предложил начать массовое издание видовых открыток, многие снимки из которых были сделаны им специально для Общины (пригороды Петербурга и сам город). Первые публикации Владимира Курбатова – заметки по истории русского искусства – появились в самом начале ХХ века, причем их автор в то время оказался в Петербурге одним из немногих исследователей, занимавшихся изучением произведений русского искусства ХI – XVII веков не в академических кабинетах, а на местах, в Ростове Великом, Вологде, Ярославле. Заметки эти (всего их было семнадцать) помещены в журнале "Художественные сокровища России" за 1901 год. В том же году появились и первые работы Курбатова-химика: несколько статей в университетском журнале на тему "Исследование теплоемкости и скрытых теплот испарения анилина". С тех пор результаты работ В.Я. Курбатова по химии и в области искусства публиковались почти одновременно. По окончании физико-математического факультета Петербургского университета (1900) В.Я. Курбатов назначается в Главную палату мер и весов, где он некоторое время служит под руководством Д.И. Менделеева. Здесь он становится членом Русского физико-химического общества (с 1901), публикует исследование "О скрытой теплоте цементизации ртути" (1902), а в 1903 году переводится в химическую лабораторию университета, где в качестве лаборанта трудился до 1907 года. Вернувшись в Петербургский университет, он занимается исследованиями главным образом в области физической химии и металловедения. В 1905 году В.Я. Курбатов начинает свою педагогическую деятельность, читая курс общей химии на Петербургских агрономических курсах, а 17 мая 1907 года ставший магистрантом химии ученый был избран по конкурсу преподавателем физической химии Петербургского технологического института, где он основал кафедру физической химии, которую и возглавлял 50 лет. В этом же институте им была основана кафедра коллоидной химии. Одновременно Владимир Яковлевич являлся проректором по научно-учебной части, ежегодно участвуя в разнообразных комиссиях института. Продолжались и исследования истории искусства, которые начались еще в конце 1890-х годов, когда В.Я. Курбатов сблизился с кругом "Мира искусства". Знакомство с одним из членов этой группы - Александром Бенуа - стало главным знакомством Курбатова, во многом определившее его дальнейшую судьбу как историка искусства. Глубокие теоретические знания В.Я. Курбатова позволили ему осмыслить и критически оценить состояние петербургской архитектуры и города вообще в начале ХХ века. Острые статьи Владимира Яковлевича в городских журналах привлекали внимание властей, специалистов и "публики" не только к отдельным объектам городской среды, но и к проблемным вопросам. В эти годы В.Я. Курбатов ратует за организацию изучения искусства еще в первичном звене школьного образования. Ученый выступает с большим и содержательным докладом (вышедшим позже отдельной статьей) "Отдел искусств в народной школе" на выставке Санкт-Петербургского общества грамотности при Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования. Важнейшими делами В.Я. Курбатов почитал свою деятельность по созданию Музея Старого Петербурга, идею которого он высказал еще в 1902 году, и сотрудничество в Комиссии по изучению и описанию старого Петербурга. Музей Старого Петербурга удалось основать лишь в октябре 1907 года при Обществе архитекторов-художников. Первый директор музея, А.Н. Бенуа, одновременно возглавлял специальную комиссию по изучению и описанию Санкт-Петербурга, в состав которой входили И.А. Фомин, В.А. Покровский, А.Ф. Гауш, П.П. Вейнер, Н.Н. Врангель, В.Н. Аргутинский-Долгоруков, Е.Е. Лансере, В.Я. Курбатов, В.А. Щуко. Большой вклад в становление и развитие музея внес архитектор П.Ю. Сюзор, который предоставил для него собственный дом на Кадетской линии, 21 и передал ему значительную часть своих коллекций. Музей этот просуществовал до 1935 года. Основное внимание В.Я. Курбатов уделял исследованиям в области архитектуры классицизма. В том же 1907 году 29-летний В.Я. Курбатов становится членом комиссии по описанию и сохранению старого Петербурга при Обществе архитекторов-художников. В 1909 году он избирается членом дирекции Музея Старого Петербурга при Обществе архитекторов-художников. В предреволюционные годы В.Я. Курбатов был также одним из деятельнейших сотрудников журнала "Старые годы", выходившего в Петербурге с 1907 по 1916 год. В этом журнале, основанном как "ежемесячник для любителей искусства и старины", публиковались материалы по истории искусства, давались описания частных и общественных коллекций и отдельных предметов, освещались новости международной и российской культурной жизни. Кроме того, журнал информировал об аукционах и частных продажах произведений искусства в России и за рубежом с указанием картин и цен, знакомил с деятельностью музеев. Большое внимание уделял проблемам сохранения памятников искусства и старины России и Петербурга, старался привлечь внимание общественности и городских властей к проблемам разрушения памятников, неумелой реставрации; освещал деятельность Музея Старого Петербурга, публиковал статьи по истории Петербурга. Среди сотрудников журнала "Старые годы" были А.Н. Бенуа, Н.Н. Врангель, Г.К. Лукомский, Н.К. Рерих, П.Н. Столпянский. С 1909 по 1913 год В.Я. Курбатов публикует в журнале статьи “Адмиралтейство Захарова и Александровский сад”. “К летописи уничтожения красоты Петербурга”, “Садовая скульптура”, “Проект порчи Инженерного замка”, “Отношение Петербурга к своей красоте”, “Зеленые памятники Петербургской старины” и другие. В эти же годы неоднократно выходят статьи В.Я. Курбатова в журналах «Зодчий», «Аполлон» и др. По инициативе В.Я. Курбатова в Петрограде создается Институт истории искусств, в котором он в 1916 году читал курс лекций по истории русских декоративных стилей, а в 1920 стал профессором. Краеведческие и архитектурные исследования В.Я. Курбатова вылились в издание им больших историко-архитектурных монографий – «Павловск» (1909, 1912), «О красоте Петрограда» (1915) и др. В 1913 году он опубликовал книгу "Петербург", в которой, в частности, заключен первый опыт подробного архитектурного путеводителя по улицам города. Эта книга, несмотря на ее труднодоступность в советские годы, была хорошо известна специалистам. А в 1916 году «Товариществом М.О. Вольфа» издается большая монография В.Я. Курбатова «Сады и парки. История и теория Садового искусства». В своей книге Курбатов проследил историю развития садового искусства как самостоятельной отрасли творчества. В своей книге он не только представил устройство всех значительных садов мира вне зависимости от времени их создания и места расположения, но и исследовал их художественное значение. В книге более 700 страниц, начинается она с описания садов и парков древности, а заканчивается современными парками Европы и России. В книге очень большое число иллюстраций. Многие фотографии были сняты специально для издания, причём главные участки замечательнейших парков (Павловск, Версаль) воспроизведены почти шаг за шагом. Для части иллюстраций были использованы редкие гравюры и рисунки, хранящиеся в библиотеке Императорской академии художеств, Музее старого Петербурга, частных собраниях. Виды Версаля, Павловска, петергофские фонтаны и постройки Растрелли в Царском селе, воспроизведены на отдельных листах. Это первое издание, огромное и роскошное, было чем-то вроде садовой Библии Серебряного века. Первую мировую войну и перевороты 1917 года Владимир Яковлевич встретил спокойно: что было волноваться известному ученому (какая власть обойдется в ХХ веке без химии) и знатоку питерской культуры! В годы первой мировой войны он становится консультантом по проектированию и строительству химических заводов, работавших на оборону России. В 1915 году ученый-химик был назначен заведующим лабораторией испытания материалов при Министерстве земледелия, где выполнил работы по исследованию сталей для сельскохозяйственных орудий, заведовал спиртовой лабораторией Комитета по авиабомбардировочному топливу. Продолжая свои научные исследования, В.Я. Курбатов поставил первые в мире опыты по определению теплоемкости перегретых паров для 80 веществ, которые долгое время явлюсь почти единственными в литературе. Опираясь на полученные опытные данные, он создает в 1916 году теорию строения жидкостей, согласно которой частицы жидкостей не только притягиваются друг к другу, как целое, но в большей или меньшей мере обмениваются ионами, атомами и радикалами. В 1918 году В.Я. Курбатов – один из организаторов химического отдела Высшего Совета Народного Хозяйства. Он оказывает большую помощь в пуске в Петрограде первого завода по извлечению радия, становится одним из организаторов (1918) Фототехнического института. В следующем году ученый был назначен членом Совета Народного Хозяйства Северного края. Продолжается и его преподавательская деятельность на кафедре физической химии в Технологическом институте, в 1922 году он становится профессором. После революции В.Я. Курбатов продолжает заниматься вопросами культуры и искусства, сосредоточивается на общественной работе. В 1918 году он становится членом Комиссии по приему церковных ценностей из домовых церквей, затем комиссаром и заведующим отделом садов и парков. Именно благодаря его усилиям пригородные дворцы и парки так быстро стали открываться для экскурсантов. Кроме того, он лично руководил курсами экскурсоводов, готовил кадры, которых не было. В записке о состоянии некоторых исторических кладбищ Петрограда, поданной в августе 1918 года в музейный отдел Главнауки, Курбатов выделил Лазаревское кладбище, как особо ценное, причем отмечал, что все памятники в Александро-Невской лавре – “в ужасающем забросе”. В декабре 1918 года он избирается заместителем директора Музея Города, созданного в Аничковом дворце на базе старого городского музея. В 1919 году В.Я. Курбатов руководил переездом музея в новое здание – в бывший особняк графини Н.Ф. Карловой (наб. р. Фонтанки, 46). По замыслу создателей Музей Города создавался не как музей Петрограда или Петербурга, а как музей города вообще. В его состав входили семь отделов-музеев: Архитектуры и градостроительства, Художественный ("Искусство в жизни города"), Технический, Музей санитарии и гигиены, Информационно-консультационный отдел, Фундаментальная библиотека и Музей Старого Петербурга, в состав правления которого входил В.Я. Курбатов. В 1919 году был учрежден Совет по урегулированию плана Петрограда, в который вошли архитекторы И.А. Фомин, А.Е. Белогруд и В.А. Щуко, художники Александр Н. Бенуа и М.В. Добужинский, искусствовед В.Я. Курбатов и другие. Разработанный советом "План Большого Петрограда" охватывал как город, так и пригородную зону, содержал предложения по зонированию городской территории, формированию промышленных и жилых районов, предусматривал создание новых ансамблей с учетом исторической планировки Петрограда. В ходе работ по подготовке плана была впервые произведена аэрофотосъемка города, на основе которой создана подробная карта. Владимир Курбатов входил в этот Совет и занимался разработкой первых вариантов проекта генерального плана развития Ленинграда до 1931 года, когда функции Совета были переданы Отделу планировки Ленсовета. В 1925 году в помощь туристам и экскурсоводам отдельными изданиями выходят художественно-исторические очерки В.Я. Курбатова, посвященные пригородам Ленинграда: “Детское Село”, ”Петергоф”, ”Стрельна и Ораниенбаум”. Практически одновременно выходит работа Курбатова по совершенно иной области знаний – "Введение к изучению и практическим занятиям по физической химии" (1926). Еще одной страстью Курбатова была фотография. После революции, как химик, он большое внимание уделял развитию техники фотографии, занимался теорией фотографии. В 1930 году он написал книгу "Тридцатилетие русского искусства и открытые письма", в которой попытался оценить вклад открыток Общины в развитие русского искусства начала ХХ века. Работа была сверстана, но так и не увидела свет. Рукопись и корректура хранятся в отделе рукописей Государственного Русского музея. В годы индустриализации В.Я. Курбатов направляет свою творческую деятельность на развитие химической промышленности, на организацию новых химических производств. Он помогает решать различные химико-технические проблемы Научно-исследовательскому институту пластических масс, центральной лаборатории завода резиновой промышленности "Красный треугольник", Всесоюзному научно-исследовательскому алюминиево-магниевому институту, Центральной аккумуляторной лаборатории, Всесоюзному научно-исследовательскому институту жиров, Невскому стеариновому заводу, обувной фабрике "Скороход" и другим предприятиям. В 1931-1939 годах Владимир Яковлевич выполнял почетные и ответственные обязанности депутата Ленинградского Городского совета депутатов трудящихся XIII и XIV созывов. Можно не сомневаться, что и здесь Курбатов трудился с полной отдачей, как он привык и умел это делать всегда. Не оставлял Курбатов и своей деятельности в области искусства, в педагогической работе, в общественной сфере: "работал почти во всех отделах Наркомпроса, во Втузах, созданных советской властью (Агрономический институт, Высший институт фотографии и фототехники, Высшие инженерно педагогические курсы, Военно-хозяйственная Академия РККА, школа Русской драмы и т.д.). В Доброхиме и Осовиахиме работал с основания, как в ЛХТИ, так и в районе был председателем химической секции Областного Совета". Он написал огромное число печатных работ в области химии и смежных дисциплин, педагогики, искусства. Но все эти посты, дела и заслуги ученого и общественного деятеля не избавили его от пристального внимания НКВД, вспомнившего о недолгом личном дворянстве отца и тестя В.Я. Курбатова: 22 октября 1938 года он был арестован и лишь 9 апреля 1939 года освобожден из-под стражи за прекращением следствия по делу. В годы Великой Отечественной войны В.Я. Курбатов был эвакуирован со своей лабораторией в Казань, где неустанно проводил специальные научные исследования, консультировал ряд заводов и фабрик, работавших на оборону страны, предложил способ хранения под землей памятников мирового искусства. "Лекций в лекториях, клубах, госпиталях свыше 1500 (за 1941-1944 ряд благодарностей). Докладов в научных обществах в России и на Международных съездах свыше 100. Консультациями обслужено свыше 100 заводов и НИИ, в т.ч. и ВМФ по вопросам аккумуляторного производства и другим. Под моим руководством в ЛОВОДГЕО выработан способ глубокого обезжелезивания воды для производства авиационного триплекса", - писал ученый о своей деятельности в эти годы.  В 1944 году В.Я. Курбатов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В последние годы жизни ученый обращается к пограничным отраслям науки, посвятив свой талант исследованию физико-химических явлений. Доктор искусствоведения, доктор химических наук, профессор Владимир Яковлевич Курбатов умер 12 февраля 1957 года в Ленинграде. На его смерть некрологами откликнулись ленинградские газеты, журнал "Архитектура и строительство Ленинграда". "Журнал общей химии" в 1959 году поместил большую статью об ученом, снабдив ее списком основных научных трудов В.Я. Курбатова. Похоронен В.Я. Курбатов на Шуваловском кладбище, на северном склоне горы, над озером. Могилу ученого венчает мраморный крест. По своей основной профессии В.Я. Курбатов был ученым-химиком, его научные труды охватывают различные области химии и химической технологии. Он был учеником Менделеева и написал несколько книг о своем учителе. Но своим современникам он в первую очередь запомнился как крупнейший в России специалист в области истории искусств, а также как человек, превосходно знающий историю двух столиц – Петербурга и Москвы. Тесно сотрудничая с группой художников «Мир искусств», он создал историческое общество, а затем и музей «Старый Петербург». Около 200 его научно-популярных работ посвящены Петербургу и пригородам. Каждая книга Курбатова – памятник культуры, в том числе и с точки зрения языка и стиля.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?