Дорошевич В.М. Сахалин. I. Каторга. II. Преступники.
С многими рисунками. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1907. 417, 189, [1] с., ил. В роскошном издательском переплете, исполненном в стилистике модерна, с золотым и цветным тиснением, тройной мраморированный обрез, узорные форзацы. 25х17 см. В этой книге автор описал быт и жизнь заключенных в условиях царской каторги. С многочисленными уникальными иллюстрациями, на которых изображены картины из арестантской жизни, типажи преступников.
Короткая справка: Дорошевич, Власий Михайлович (1865-1922) – известный писатель-журналист. Учился в московских гимназиях. Писал сначала в журналах «Развлечение», «Будильник» и других московских изданиях, а также в «Петербургской газете». Всеобщую популярность ему как писателю приносит блестящее остроумие. Газетная привычка говорить обо всем легко, доступно для всех и с юмором помогает писателю, когда он касается самых сложных и злободневных тем. Фельетоны Дорошевича соединяли в себе блеск и легкость формы с полнотой серьезных публицистических задач. В 1890-х годах В.Дорошевич стал деятельным сотрудником одесских газет. В 1897 году на средства «Одесского листка» он предпринял поездку на Сахалин и написал ряд очерков сахалинской каторги, вышедших впервые отдельной книгой в 1903 году в Москве. Это потрясающая картина Сахалинских порядков и нечеловеческого зверства как тех, кого ссылают, так и нередко тех, кто бесконтрольно распоряжается жизнью и смертью каторжников. Помимо общей характеристики, Дорошевич дает и ряд психологических портретов колоритных преступников и чиновников, характеризует распространение сектантства на острове, каторжную работу и эффективность принудительного труда, разработки полезных ископаемых на Сахалине. Книга «Сахалин» написана чрезвычайно ярко и правдиво. Она занимает одно из первых мест в ряду материалов для изучения преступного мира конца XIX столетия и является одной из немногих ранних работ о Сахалине. Один из задетых в очерках тюремных надзирателей обвинил В.М. Дорошевича в клевете, но процесс закончился полным оправданием писателя. Итак, как мы отметили выше, важным событием, определившим дальнейшее развитие творческой биографии Дорошевича, стала его поездка на о.Сахалин (1897). В двух книгах — «Как я попал на Сахалин» и «Сахалин» (обе — 1903) — Дорошевич, как до него А.П. Чехов, старался «добыть настоящую правду» об учреждениях, быте, нравах каторги. Характеризуя Сахалин как «помойную яму», «мертвый остров», Дорошевич указывал на невозможность возрождения, «нравственного воскрешения» преступников в таких условиях. Социальные вопросы, поднятые Дорошевичем, их освещение сделали его заметной фигурой дореволюционной журналистики. В течение четырех лет длился судебный процесс по обвинению Дорошевича «в клевете в печати», возбужденный смотрителем Дуйской тюрьмы А.С. Фельдманом. В итоге Дорошевич был оправдан. Сахалинские очерки Дорошевича опирались на традиции художественной публицистики Ф.М. Достоевского («Записки из Мертвого дома»), П.Ф. Якубовича (Мельшина) («В мире отверженных»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»).