Жданов Л. Отрок–властелин. Стрельцы у трона. Историческая повесть из жизни Петра Великого.
С 6 рисунками А.П. Апсита. СПб., Издание А.Ф. Девриена, [1909]. [4], X, 339 с., [4], [1] л. фронт., [6] л. ил. Экземпляр в издательском коленкоровом переплете с полихромным тиснением по верхней крышке и золотым тиснением по корешку. Обрезы окрашены под «мрамор». 25х18 см.
Повесть представляет собой описание царствования Федора Алексеевича, попытки Софьи-царевны взять власть в свои руки, в нем дается оценка личности Петра Великого и первых лет его правления. Отрок-властелин" является завершением исторической хроники Льва Жданова "Русь на переломе". Содержание повести - описание краткого царствование Федора Алексеевича, попытки Софьи-царевны взять власть в свои руки. Произведение Жданова интересно сегодня ещё и потому, что в нём даётся оценка личности Петра Великого и первых лет его правления. Книга "Отрок-властелин" пользовалась большой популярностью, её читали в царской семье. Старшая дочь Николая II, княжна Ольга, 3 ноября 1915 года в свой день рождения получила в подарок эту книгу. Иллюстратор данного издания - Александр Петрович Апсит (1880-1944) - график, карикатурист, создатель многих рекламных открыток, один из основоположников русского героического и советского революционного плаката.
Оглавление: Предисловие. - Венчанный страдалец. - Безвластные цари. - Падение Софьи. - Кровь за кровь (вместо эпилога).
От автора:
Настоящая книга, правдивая историческая повесть из былых времен нашей родины является в то же время прямым завершением моей хроники "Русь на переломе", выпущенной А. Девриеном в прошлом году, и служит как бы второй частью этого труда. Даже подзаголовок у обеих книг общий - "Стрельцы у трона". Но появление у трона московских государей стрелецкой силы только намечается в помянутой книге. Там, если читатели помнят, начинается рассказ с описания последних лет правления Алексия, Тишайшего царя; обрисовано переходное состояние государства от старорусского уклада к новым, западно-европейским формам. Перед взором читателя я старался развернуть сложные интриги и происки боярщины и последних представителей духовного и светского византизма, желавших по-старому владеть землею и править ею от имени Московского царя. Повесть обрывается на смерти царя Алексия, с которым как бы сошла в могилу и вся "старая, допетровская Русь". Содержанием настоящей книги служит краткое царенье Федора Алексеевича, воцаренье Петра, затем - соцаренье с ним больного брата, Ивана Алексеевича. Следует описание первых лет власти Петра, обрисованы попытки Софьи-царевны вырвать эту власть, для чего и был ею затеян целый ряд стрелецких бунтов. Наконец, в развязке найдем победу Петра, полуокрепшего, но уже мощного орленка, увидим его кровавые, жестокие расправы с непокорной стрелецкой силой да и со всеми другими, кто смел стать ему на дороге к той высоте, которая словно была определена судьбой юному титану Севера. Здесь во всем уже чуется мощный трепет "новой Руси". И сам Петр, который считал себя продолжателем дел, задуманных его предком, Иваном IV, Грозным по прозванью, является не только выразителем и создателем нашего царства, которое он принял в виде "затейливых деревянных хором Московии", а оставил каменным, величавым, хотя и напоминающим казармы, храмом, настоящей мировой Империей. Первый российский император Петр, по справедливости прозванный Великим, явился и провозвестником и залогом дальнейших преобразований великого славянского царства. Преобразования дали силу земле; их вершитель Петр именно велик больше как преобразователь, чем как полководец... Это отмечено и современниками его, и голосами истории. Но в этом же кроется залог народных упований и сил, дающих право России на мировое место не только по численности ее сыновей, но и по вечному стремлению к совершенству, к преобразованиям, что бы там ни мешало такому стремлению, кто бы ни стоял у нее на пути... Лев Жданов.
Жданов, Лев Григорьевич [наст, имя и фам. Леон Германович Гельман; 1864, Киев — 1951, Сочи], исторический романист, драматург, поэт. Из еврейской актерской семьи. Рано ощутил в себе разносторонние способности и «вкус к успеху», т. к. уже к 6 годам, по его словам, читал на 3-х языках, начал писать стихи и выступать с родителями на сцене. По его свидетельству, учился в гимназиях Каменец-Подольска, Херсона, Одессы, но курса не окончил. В 1881— 83 активный сотрудник одесских журналов «Маяк» и «Пчелка», корреспондент журнала «Суфлер». Начиная с 1881 помещал стихи и прозу в газетах «Николаевский вестник», «Курьер», «Новости дня», «Новости», «Россия», «Русская земля», «Русские ведомости», «Бирживые ведомости», в журналах «Артист», «Нива», «Звезда», «Новый мир», «Родник», «Север», «Живописное обозрение» и др. В 1881 поступил на профессиональную сцену и служил в некоторых провинциальных труппах и в столице. В 1888 работал режиссером в Одесском театре, а во 2-й пол. 1890-х — суфлером в моск. Малом театре. Окончательно бросил театр, карьеру в 1898. В 1907—08 редактировал журнал «Заря новой жизни» — московское рождественское приложение к газете «Сибирская заря» (Иркутск), а также являлся редактором-издателем московского развлекательно-публицистического журнала «Былое-грядущее» с прил. «Юность» и «Жизнь-сцена», обещавшими читателям и П.А. Кропоткина, и хиромантию. В 1908 журнал был закрыт (за публикацию пьесы Жданова «До самой кровли» и очерка «Спрут» в февр. номере). В 1896 в Москве вышел первый сборник Жданова «Стихотворения», куда вошли и 2 его драматические поэмы «Ипатия» и «Мирра» (из древней истории; 2-е отд. изд.— «Исторические поэмы», СПб., 1914). В 1906 опубликовал сб. стихов «На заре свободы. Песни смутных дней» (СПб., 2-е изд., СПб., 1907), в 1914 —сб. «Звуки прошедшего» (Одесса). В своих стихах Жданов, претендуя на злободневность (особенно после 1905), в основном затрагивает темы, рассчитанные на отклик широкой части публики: страдания трудового угнетенного народа, возмездие угнетателям и т. п., стилизуя их под «рабочие песни», а отчасти эксплуатируя романтические штампы. Первые опыты в прозе — сб. рассказов «Женские тени» (М., 1899; 2-е изд., М., 1916), в котором Жданов представил психологические этюды разнообразных женских характеров (кроткая, женщина-убийца, первая любовь старой девы и т. д.). Ждановым написано около 30 пьес. В 1890-х Жданов осваивает жанры, преобладавшие тогда на сцене,— одноактные комедии, «летние сценки»: «Чертова мельница» (совм. с Н.А. Корсаковым, М., 1890), «Она жизнь поняла» («Театр, б-ка», 1893, № 29; пост. моск. Малым театром в январе 1895), «Залетела!» (М., 1896), «Ночной пикник» («Театрал», 1898, № 162; поставлен моск. Малым театром в апреле 1898) и др. В дальнейшем Жданов переходит к «серьезным» драмам, темой которых являются судьбы людей, захваченных денежной и деловой лихорадкой: «В северной глуши» («Театрал», 1897, № 112; пост. моек. Малым т-ром в апр. 1897), «Святая душа» (СПб., 1904), «Враг души и тела» (СПб., 1902) и др. Две его пьесы — «Под колесом» (СПб., 1902) и «Миллионы в огне» (обе — Т-р Лит.-худож. об-ва, 1901; положительная рец.: «Звезда», 1901, № 52) — премированы на конкурсе Литературно-художественного об-ва. В. В. Розанов в рецензии на пьесу Жданова «Под колесом» отметил «содержательность, серьезность и нравственный элемент». Стремление Жданова дать этическую оценку событиям, наказать «плохих» героев и вознаградить «хороших», делает пьесу похожей «на драму в суде. И зрители невольно входят в роль присяжных» (Розанов В. В., Среди художников, СПб., 1914, с. 73). В 1905 Ж. предпринимает попытку отразить современную идейную борьбу. Однако из-за художественной слабости и претенциозности его пьес критика видела в них спекуляцию на «модных» темах. Скандальная история с запрещением градоначальником пьесы Жданова «В борьбе. (Профессор Смолин)» (СПб., 1905) в день премьеры 2 апр. 1905 вызвала резкую оценку В.В. Воровского:
«Не создают ли такие запрещения рекламы ничтожным произведениям и не поощряют ли они бездарных авторов на „опасные драмы“».
После Революции 1905—07 Жданов начал активно интересоваться общественными движениями в России. В 1911 Московская судебная палата приговорила Жданова к заключению в крепости на 2 месяца по подозрению в распространении нелегальной литературы и издала циркуляр о его розыске и задержании (Жданов в это время в Москве не проживал). В 1912 было установлено место его жительства в Царском Селе, он был обыскан (обнаружены его стихи «противоправительственного» содержания) и арестован. В 1904 Жданов опубликовал свой первый исторический роман «Царь Иоанн Грозный» (ч. 1—3, СПб.; 2-е изд., СПб., 1914; критик «Вестника Европы» Е.А. Ляцкий отметил в нем «живое изложение, умелый диалог, множество выражений, взятых из старинных памятников»,— 1904, № 2, с. 844). Начиная с этого времени, Жданов почти ежегодно выпускал, в основном в Петербурге, исторические хроники: роман «Закат» (СПб.— М., 1905), «Отрок-властелин. Историческая повесть из жизни Петра Великого» (1909), пов. «Венчанные затворницы» (1907), «На Малаховом кургане» (совместно с В.А. Радичем, 1907), «Русь на переломе. Историческая повесть конца царствования Алексея Михайловича» (1908), «Новая Русь» (в его Собр. соч., т. 15, СПб., 1915), «Петр и Софья» (1915), «В стенах Варшавы» (ч. 1—4, 1912) и др. Ист. произв. Ж. вызывали в осн. отрицат. отзывы критики; отмечалось, что в романе о допетровской эпохе «Царь и опричники» (СПб., 1911), повесть «Во дни смуты» (ч. 1—3, СПб.— М., 1913), «Наследие Грозного» (СПб., 1913) автор злоупотребляет пересказом хорошо известных событий. В предисл. к ром. «Последний фаворит. Екатерина II и Зубов» (М., 1911) Ж. изложил свое понимание задач ист. писателя:
«Русский исторический роман должен иметь блеск боевой журнальной статьи, силу драмы и убедительность архивного документа».
Пытаясь реализовать эту программу, Ж. в романах из жизни придворных кругов [«В сетях интриги. Два потока. Исторический роман времен Екатерины II» (СПб., 1912), «Под властью фаворита» (П., 1916) и др.] занимает позицию их разоблачителя: «знать правду о них, значит понимать весь ход внутр. развития России и ее роста извне». Однако «правда», сообщаемая Ж. о деятельности «верхов», оценивалась критикой как «исключительный подбор скандальных фактов» при неоправданно фамильярном изображении ист. лиц; в итоге романы «приобретают тон и характер пасквиля» (Б. Садовской — «Современник», 1912, № 5, с. 367). Ж. охотно откликался и на современные полит. темы: «Конец войны. Последние дни мировой борьбы» (2-е изд., П., 1916, еще 3 изд. в том же году), «Убийство посла» (ч. 1—5, П., 1916), «Николай Романов — последний царь», «Шлиссельбургская трагедия» (ИВ, 1917, № 2—6), «Последний день Гогенцоллернов. Конец полит, романа» (П., 1917), «Суд над Николаем II. Страницы истории прошлых и наших дней» (П., 1917). Изображение ближайших исторических событий, например, войны 1914, в ром. Жданов слишком тенденциозно:
«...у немцев — нет снарядов, нет припасов, но у них очень много бунтующих социал-демократов».
И.А. Бунин в рецензии на «Исторические поэмы» Жданова, представленные на соискание премии им. А. С. Пушкина в АН, оценил Жданова как литератора, «совершенно лишенного художественного дарования и оригинальности, набившего руку фабриковать якобы ист. драмы и повести для Никольского рынка». Однако занимательность интриги, простота и популярность изложения привлекали к историческим произведениям Жданова внимание преимущественно юных читателей. Переводил в основном драматические произв.: «Михаэль Крамер» Г. Гауптмана, «Огни на Ивана Купала» Г. Зудермана (пост, в пер. Ж. в т-ре Корша в 1901), «Сафо» А. Доде (пост, в т-ре К. Н. Незлобина в сент. 1914) и др. В 1905 принимал деятельное участие в организации Всероссийского союза сценических деятелей. После Октябрьской революции жил в основном в Гагре и в Москве. В 1920-х гг. выпустил еще два исторических романа: «Во власти золота. (Ленская бойня)» (М.— Л., 1926; 2-е изд., М.— Л., 1929) и «Крушение богов (житие „св. отцов“ Феофила и Кирилла Александрийского)» (М., 1929) — антирелигиозный роман, в котором Жданов в значительной мере использовал сюжет своей поэмы «Ипатия». После 1930 перестал писать исторические романы; пробовал удовлетворить изменившимся требованиям времени: писал для издательства «Центросовет безбожников», посылал в журналы стихи, но их не публиковали за «идейную слабость». В письма к друзьям и знакомым Ж. постоянно вкладывал стихи, поев, успехам социалистического строительства, Красной Армии и т.д. В 1940-х гг. Жданов писал воспоминания «Театр в провинции и в Москве» (рукопись, видимо, утрачена). Другие произведения: «Русский в Англии» (М., 1902), «Русский в Германии» (2-е изд., М., 1905), «Русский во Франции и Бельгии» (2-е изд., М., 1905).
Издания: Собр. соч. Ист. романы, т. 1— 31, [СПб, 1912—17); [Стихи] — В кн.: Избранные произведения русской поэзии (сост. В. Д. Бонч-Бруевич), 5-е изд., СПб., 1909; Стихотворная сатира первой русской революции, Л, 1969; Последний фаворит. Екатерина II и Зубов, Л., 1990.