Рогова О.И. Богдан Хмельницкий: Историческая повесть для юношества.
С девятью хромолитографиями и с другими рисунками по акварелям академика М.О. Микешина. Издание третье. СПб.: Издание А.Ф. Девриена, Типография Тренке и Фюсно, [1909] г. [6], 333 с., 1 л. фронт., 9 л. ил. Экземпляр в издательском коленкоровом переплете (по рис. Н. Каразина) с полихромным тиснением по корешку и верхней крышке. Форзацы из черной бумаги, мраморированный обрез. 25,3×17,4 см.
Историческая повесть для юношества Ольги Роговой "Богдан Хмельницкий" посвящена наиболее драматическим событиям освободительной борьбы украинского народа против польских захватчиков, об историческом решении о присоединении Украины к России.
Содержание:
1. В ДОРОГЕ
2. ПРИГЛАШЕНИЯ. ВЕЧЕРНИЦА
3. ПИР
4. ЛОВКИЙ ШПИОН
5. НАБЕГ
6. МЕСТЬ
7. НАЕЗД
8. ПОЕДИНОК. ТЮРЬМА
9. НА СЕЙМЕ И У КОРОЛЯ
10. АРЕСТ
11. ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ
12. КАТРЯ. У КРЫМСКОГО ХАНА
13. ОПЯТЬ НА СЕЧИ
14. ЖЕЛТЫЕ ВОДЫ
15. КОРСУН
16. ГУЩА
17. ТЩЕТНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
18. НОВЫЕ УДАЧИ КАЗАКОВ
19. ВЫГОВСКИЙ РАБОТАЕТ В ПОЛЬЗУ ВОССОЕДИНЕНИЯ С МОСКВОЙ
21. КОРОЛЕВСКИЕ ПОСЛЫ
21. ЗБАРАЖ И ЗБОРОВ
22. ПОД БЕРЕСТЕЧКОМ
23. НА РАСПУТЬЕ
24. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К МОСКВЕ
25. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ХМЕЛЬНИЦКОГО
29 ИЮНЯ 1888 ГОДА. ТОКСОВО
Короткая справка: Рогова, Ольга Ильинична (1851-?) - известная русская писательница, переводчица, автор исторических романов для юношества: «Богдан Хмельницкий», «Сын гетмана» и «Под игом Турции», рассказов и сказок для детей. У нее несколько фамилий: Шмидт-Москвитинова Ольга Ильинична (урожд. Москвитинова; по первому мужу Шмидт; по второму - Рогова. Подписывалась всеми тремя фамилиями. В 70-е годы сотрудничала в журналах "Семья и школа", "Педагогический листок". Много писала для детей, часто пересказывая классические произведения. Ею составлены или изданы в пересказе: "Русские богатыри: Избранные былины в пересказе для юношества" С рис. Н. Каразина (1885); "Сказания европейских народов. Сост. для юношества по различным источникам" (1885); "Путешествие доктора Гулливера в страну лилипутов и к великанам. По Свифту переделано для русского юношества" (1886, 2-е изд); "Богдан Хмельницкий: Историческая повесть для юношества" (1889, 2-е изд.); "Русские сказки для маленьких детей. Сост. по сб. Афанасьева, Даля, Сахарова, Пыпина, Эрлейвейна и др." (М.,1914); "Дон Кихот Ламанчский, рыцарь печального образа и рыцарь львов" (1886, 2-е изд); "Чудесные приключения барона Мюнхгаузена" (1883; 1886); "Избранные сказки" в вольном пересказе для детей Г.Х. Андерсена (1889; 1896; 1902); например, сказка "Снежная королева" вышла у нее под назв. "Ледяница". Несколькими изданиями в разные годы выходили сборники ее рассказов для детей: "Ландыш" (1895); "Ласточкино гнездо" (1894) и мн. др. - рец. "Женское образование". 1885. No 8; "Что читать народу? СПб.,1884. Отд.2. с. 133-134. Перевела с нем. кн. О. Гофмана "Афрайя, герой лапландцев: Рассказ из жизни на крайнем севере в прошлом столетии" (1887). В журнале "Русская школа" (1893) напечатана ее статья "К вопросу о детской литературе".
Короткая справка: Микешин, Михаил Осипович (1835 -1896) — русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи, в том числе памятника Тысячелетия России в Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве и др.Михаил родился в 1836 году (по другим данным - в 1835 году), в селе Максимовка, близ города Рославля, Смоленской губернии. Отец его занимался садоводством, лечебной практикой и мелкой торговлей. Во время Отечественной войны 1812 года он участвовал в партизанском движении. Знакомство юноши с искусством произошло в иконописной мастерской, а местный помещик, заметив способности Михаила к рисованию, увез его в Петербург. Микешин успешно выдержал все испытания и был принят в Академию художеств. Он учился в батальном классе у профессора Б.П. Виллевальде, а уже в студенческие годы имел репутацию хорошего рисовальщика и живописца, чьи исторические и батальные картины не раз отмечались медалями. По окончании курса академии в 1858 году Микешин исполнил картину "Граф Тилли в Магдебурге в 1631 году". Михаил получил за картину первую золотую медаль и право на поездку за границу за счет академии. Но художник не только не воспользовался этим правом, но и оставил батальную жизнь - настолько увлек его объявленный конкурс на лучший проект памятника тысячелетию России. Замысел Микешина отвечал условиям конкурса. Шесть эпох русской истории (появление государства, принятие христианства, победа на Куликовском поле, централизация русского государства, начало царской династии Романовых, петровские преобразования) были персонифицированы в образах государственных деятелей от Рюрика до Петра. Такая периодизация русской истории была условной, но и она отражала исторические представления XIX века. Автор проекта расположил шесть скульптурных групп у подножия огромного шара - державы, символа власти. Венчало шар аллегорическое изображение России. Вся композиция памятника по форме напоминала колокол. В этом решении привлекала торжественность и наглядность, даже иллюстративность, доступная простому люду. Проект Микешина выгодно отличался от проектов других авторов, предлагавших варианты скульптур, выполненных в холодной академической манере. Правительство пропагандировало монумент как народный памятник. Уже ходили слухи о скором освобождении крестьян. Была открыта подписка на сооружение памятника. Предполагалось, что начинание станет всенародным. Пожертвования действительно носили массовый характер. Считалось, что если каждый житель империи даст хотя бы по копейке, то получившейся суммы станет достаточно для покрытия расходов. Но в нищей крепостной России удалось собрать менее ста тысяч рублей, и недостающие деньги выделило государственное казначейство. Открытие памятника назначалось на август 1862 года. Времени для исполнения грандиозного монумента осталось очень мало. Отдельные поправки и уточнения делались и до окончательного утверждения, и в ходе работ. Наиболее важной была отмена отдельных медальонов и рельефов пьедестала сплошным горельефным фризом с изображением знаменитых деятелей отечественной истории и культуры. Это расширило содержание памятника и обогатило его пластическое воплощение. Перед Микешиным стояла необычайно трудная задача. Молодой художник, полный энергией и энтузиазмом, обладал богатой творческой фантазией, волевыми качествами. Но, живописец по образованию, он не имел опыта работы в скульптуре, и основы лепки стал изучать уже создавая композицию памятника. Большую помощь Микешину оказал вольноприходящий ученик скульптурного класса И.Н. Шредер. Одногодок и соавтор Микешина - Иван Николаевич Шредер (1835 - 1908) воспитывался в Пажеском корпусе и был выпущен корнетом в лейб-гвардии уланский полк. Однако, увлекшись искусством, он вышел в отставку, а затем поступил в Академию художеств вольноприходящим учеником. Там он посещал скульптурный класс профессора Н.С. Пименова. Всю жизнь испытывая материальные затруднения, Иван Николаевич самоотверженно работал, с увлечением отдаваясь любимому делу. Шредеру принадлежит авторство многих произведений. Наиболее значительные - памятники адмиралу И.Ф. Крузенштерну в Петербурге, Петру I в Петрозаводске, Ф.Ф. Беллинсгаузену в Кронштадте. Не будучи скульптором и впервые взявшись за проектирование скульптурного монумента, именно на Шредера возлагал надежды Микешин. Несомненно, Шредер причастен к замыслу памятника. Иван Николаевич вылепил и скульптурный эскиз памятника, представленный на конкурс. Тем не менее проект подписал Микешин, и в дальнейшем он стал считаться единственным автором монумента. Когда проект был утвержден Александром II, возник вопрос об исполнителях скульптурных групп и рельефов памятника. Микешин, как уже говорилось, не был скульптором, Шредер хотя и был талантливым учеником академии, но не имел профессионального опыта. Кроме того, сроки исполнения памятника были слишком малы. Поэтому совет академии привлек к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала. Чтобы достичь стилистического и композиционного единства памятника, Микешину и Шредеру заказали модель в одну пятую часть натуральной величины, "дабы вернее определить взаимоотношение всех фигур и частей". Модель исполнил Шредер. В конце августа 1860 года Микешин представил в Главное управление путей сообщения список, содержавший более ста имен известнейших деятелей России, фигуры которых должны быть выполнены на горельефе. Список возвратился в значительно измененном виде. Микешин исполнил детальный рисунок сепией, который имел около полуметра в высоту и около пяти метров в длину. Каждый персонаж был художником тщательно проработан, а затем "одет" в детально им изученные, исторически достоверные костюмы. Лепку горельефа Микешин поручил молодым скульпторам - воспитанникам Академии художеств. Каждый выполнял свою часть работы: раздел "Государственные люди" - Н.А. Лаверецкий, раздел "Военные люди и герои"- М.А. Чижов и A.M. Любимов, "Просветители" - также Чижов, "Писатели и художники" - Шредер. Увлеченные новизной задачи, воодушевленные интересным творческим замыслом, скульпторы работали с большим вдохновением. Основные работы они завершили уже в 1861 году. К июлю 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской. На их осмотр пригласили Александра II. После высочайшего одобрения готовые части памятника переправили по Неве и Волхову в Новгород. В Новгороде тем временем шли большие строительные работы на месте, которые начались сразу после утверждения проекта. В течение всего 1860 года производилась заготовка необходимых материалов и доставка их в Новгород. Строителям пришлось для придания прочности основанию памятника забить под фундамент целых триста деревянных свай шестиметровой длины. Верхнюю часть котлована заложили бутовой кладкой на растворе. Пьедестал исполнен полым и выложен плитами сердобольского гранита. Материал, безусловно, очень красивый. Гранит легко поддается полировке и устойчив против атмосферных влияний. Глыбы гранита весом более 30 тонн каждая доставлялись из Сердоболя через Ладожское озеро по Волхову в Новгород. Размах работ для того времени надо признать колоссальным. Открытие памятника назначили на сентябрь 1862 года. К нему готовились как к большому торжеству. Из самых дальних уголков России съезжались представители знати и других сословий, желавшие присутствовать на празднестве. На пароходе прибыл император с семьей и приближенными. Церемония открытия началась пятью пушечными выстрелами, а завершилось открытие монумента военным парадом. Вечером в Новгороде, украшенном флагами и иллюминированном, происходили народные гуляния. Монумент довольно внушителен по размерам: высота - 15,7 метра, диаметр гранитного постамента - 9 метров, высота скульптурных групп- 3,7 метра, высота фриза на пьедестале- около 1,5 метра, длина- около 27 метров, вес бронзового литья 65,5 тонны. На памятнике размещены 129 фигур. Общий вид монумента напоминает по форме колокол. Современникам была более чем понятна подобная символика. Вечевой колокол возвещает потомству о славных событиях и делах тысячелетнего Русского государства. "Монумент состоит из трех основных частей, - отмечается в книге-альбоме "Памятник "Тысячелетие России"" (сост. С.Н. Семанов).- Верхняя его часть представляет собой колоссальный шар, символ государства, - державу с крестом. Она увенчана аллегорической композицией "Православие", состоящей из ангела и коленопреклоненной женщины, которая олицетворяет Россию. Средняя часть образована окружающими державу шестью скульптурными группами соответственно шести важнейшим эпохам русской истории. Нижняя часть - пьедестал, опоясанный горельефным фризом с изображениями ряда крупнейших деятелей России. Верхняя группа свободно рисуется на фоне неба. Идея России воплощена в фигуре коленопреклоненной молодой женщины в национальном русском костюме и горностаевой мантии. Ее правая рука приложена к груди, левая легко опирается на щит с гербом и датой "1862". Найдя свободное живое положение фигуры, придав лицу национальные черты, художники создали образ прекрасной русской женщины, полный спокойствия, величавой сдержанности и одухотворенности. Благословляющий ее ангел поддерживает крест державы, который является высшей точкой всего монумента "Тысячелетие России" (крест выполнен по рисунку архитектора В.А. Гартмана). Эти две фигуры, исполненные Шредером, составляют цельную группу. Плавный рисунок крыльев ангела и мантии "России" ритмически связан с очертаниями поверхности державы, которая покрыта сплошным узором из изображений крестов и опоясана двумя полосами". На главной, северной стороне памятника, обращенной к Софийскому собору, расположена трехфигурная группа с Петром I в центре. Группа, выполненная Шредером, символизирует основание Российской империи. Крепкий, богатырски сложенный Петр изображен в мундире офицера Преображенского полка. Царь держит в правой руке скипетр. Петр полон неукротимой энергии. У ног его швед, стоящий на коленях и пытающийся защитить разорванное шведское знамя. На цилиндрическом постаменте памятника находится опоясывающий его сплошной лентой горельефный фриз, состоящий из четырех разделов, которые следуют непосредственно один за другим. Характерно, что деятели различных эпох расположены в каждом разделе в хронологической последовательности в направлении слева направо. Люди на фризе показаны в общении друг с другом. Подобный принцип композиции сообщает горельефу реалистический, жанровый характер, делает его интересным для детального рассматривания, так как он помещен практически на высоте человеческого роста. Особое внимание обращалось на достоверность портретов исторических деятелей. Костюмы и аксессуары также воспроизведены с большой исторической точностью. Раздел "Военные люди и герои", объединяющий 36 фигур, помещен на северной стороне памятника. Они располагаются в основной своей части под скульптурной группой Петра I. На юго-западной и южной сторонах памятника помещен раздел "Просветители", располагающийся под фигурами князя Владимира, славянина, Рюрика и поверженного татарина. Здесь представлены в основном церковные деятели. Исполнение раздела "Просветители" ярко свидетельствует об одаренности скульптора Чижова. Его скульптура отличается сильной пластикой, экспрессией в трактовке облика изображенных, контрастной, живой лепкой лиц, одежд. Скульптуры другого раздела- "Государственные люди", составляют восточную часть горельефа. Двадцать шесть персонажей расположены под фигурой Дмитрия Донского и группой Ивана III. Они исполнены Лаверецким и отмечены мастерским построением рельефа. Персонажи раздела отличаются спокойствием, сдержанностью, свойственными строго академической школе. Особенно удались скульптору образы выдающихся деятелей Древней Руси Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, великих князей литовских Гедимина, Ольгерда и Витовта. Самый небольшой раздел "Писатели и художники", включающий всего шестнадцать фигур, выполнен Шредером и помещен на западной стороне памятника. Здесь изображены деятели русской культуры, начиная с 18-го столетия. Хотя не все части горельефа удались в равной мере, фриз памятника "Тысячелетие России" стал новым словом в скульптуре России. Его отмечают свободная композиция, простота и жизненная характерность фигур. Микешину удалось воодушевить молодых скульпторов - исполнителей фриза, и те сумели выразить этот замысел в живой пластической форме. Фриз - наиболее интересная часть монумента, постоянно привлекающий внимание многочисленных зрителей. Современники по-разному оценили идеи и художественные достоинства памятника. В кругах наиболее радикально настроенных и причастных к искусству появлялись критические отзывы. Порицался и сам замысел, и выбор изображенных на памятнике лиц и событий, и аллегоризм его образов. Высказывались мнения, что в монументе нет русского народа и элементов народности. Широкие же круги русского общества приняли его восторженно и превозносили Микешина как выдающегося художника эпохи. В день открытия памятника царским указом были награждены лица, принимавшие участие в его строительстве. Микешин получил орден Владимира 4-й степени и пожизненную пенсию 1200 рублей в год. Шредер первоначально наградили лишь орденом Анны 3-й степени. Однако позднее по ходатайству К.В. Чевкина скульптор получил также единовременную денежную награду - 3000 рублей. Микешин, осыпанный почестями, приобрел широкую известность. Шредер, не получивший и десятой доли заслуженных почестей, вскоре отправился странствовать по свету. После этой удачной работы Микешин стал заниматься в основном проектированием скульптурных монументов. По его проектам создавались памятники прославленным адмиралам В.А. Корнилову, П.С. Нахимову, В.И. Истомину на Малаховом кургане в Севастополе, адмиралу А.С. Грейгу в Николаеве, Богдану Хмельницкому в Киеве, Козьме Минину в Нижнем Новгороде... Художник приобрел известность не только в России, но и за рубежом. Его проекты памятников сербскому князю Михаилу Обреновичу для Белграда и в честь португальской конституции 1821 года для Лиссабона получили высокую оценку. К осуществлению своих проектов он всегда привлекал скульпторов-профессионалов, таких как Н.А. Лаверецкий, A.M. Опекушин, А.Л. Обер и других.