Гоголь, Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. С портретом Н.В. Гоголя по оригиналу А.А. Иванова. СПб.: А.Ф. Девриен, 1911.
XIV, 443 с., 1 л. фронт. (портр.), [50] л. ил.: ил.; 50 листов иллюстраций, многочисленные рисунки в тексте работы художников С.М. Дудина и Н.И. Ткаченко. Издание выполнено на мелованной бумаге. Тройной тонированный обрез. В издательском иллюстрированном цельноколенкоровом переплёте. 32х24 см.
Богато иллюстрированное издание в издательском переплете. Все иллюстрации на отдельных листах были заказаны в известной типографии А. Бенке в Санкт-Петербурге и выполнены на особой дорогой мелованной бумаге. Клише для всех иллюстраций исполнены в художественной фотомеханической мастерской С.М. Прокудина-Горского.
"Вечера на хуторе близ Диканьки" - первое значительное произведение Николая Васильевича Гоголя, включившее автора в блистательный ряд классиков русской литературы. Восемь повестей, составивших книгу, в настоящем издании представлены вместе с двумя выдающимися циклами иллюстраций. Один из них, впервые полностью воспроизводимый вместе с текстом Гоголя, был создан в 1874-1877 годах группой художников-передвижников (В. и К. Маковские, И. Крамской, И. Прянишников и др.), другой был выполнен в начале XX века художниками С. Дудиным и Н. Ткаченко по заказу известного издателя А. Девриена. «Миргород» — третий сборник повестей Николая Гоголя. Опубликован в конце марта-начале апреля 1835 года с подзаголовком: «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»; во второй — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Еще в январе 1835 года, когда экземпляры «Миргорода» (СПб., 1835) были уже отпечатаны, когда неожиданно (скорее всего по цензурным соображениям) пришлось изъять из них предисловие к «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В набранной книге образовался пробел и на место предисловия, занимавшего две страницы Гоголь поместил вновь написанную концовку «Вия» (первоначально повесть кончалась гибелью Хомы Брута). Одновременно с этим он внес в текст повести ряд поправок и изменений. В дальнейшем, при включении в собрание сочинений в 1842 г., повести «Вий» и «Тарас Бульба» были Гоголем существенно переработаны.
В нашем издании все тексты заново сверены с первоисточниками, в приложении помещена ранняя редакция повести "Вечер накануне Ивана Купала". Книга снабжена обширными комментариями, а также статьей об истории создания и литературно-фольклорных источниках повестей. Известный издатель А.Ф. Девриен не пожалел затрат, для того, чтобы придать изданию красивую внешность и солидность, необходимые для книги, предназначенной для любителей красивых и изящных изданий..
Короткая справка: Девриен, Альфред Федорович родился в 1842 году в деревне Уши возле Лозанны, Швейцария. В 1860-х годах он работал и изучал издательское дело в различных издательских фирмах в Вене, Париже, Мангейме, Берлине, Лондоне. Во время работы у лондонского издателя Трюбнера, в 1867 году ему поступило предложение от известного русского издателя Вольфа занять должность начальника иностранного отдела в одном из магазинов. Девриен посетил Санкт-Петербург, но должность так и не занял. Во время поездки он тщательно изучал русский книжный рынок, что повлияло впоследствии на его решение открыть книгоиздательское дело в России. В 1872 году в Санкт-Петербурге, на 3-ей линии Васильевского острова 8 открывается издательство Девриена, в этом же доме и жил сам Девриен. Сначала оно выпускало большей частью книги по сельскому хозяйству, бывшие в дефиците в то время. Высокий полиграфический уровень выпускаемых книг и востребованная тематика обеспечили финансовый успех и дали возможность существенно расширить ассортимент издаваемых изданий. Девриен начинает выпускать книги по естествознанию, географии, научно-популярные издания, детскую литературу. В 1881 году Девриен приобрел и перестроил четырехэтажный дом напротив Румянцевского сада (2-я линия, д. 1), где разместил новый книжный магазин. Книга "Жизнь моря". Издательство Девриена 1897 г.С 1882 года издательство начинает публиковать журнал «Вестник садоводства, плодоводства и огородничества» . Издательство Девриена уделяло большое внимание научно-популярной литературе различной тематики. Так, были изданы такие книги как Птицы Европы, Царство Минералов, Атлас бабочек. Также стоит обратить внимание на такие значительные издания как "Полная энциклопедия русского сельского хозяйства" в 11 томах. (1900-09), "Россия. Полное географическое описание нашего отечества", под редакцией В.П. Семёнова-Тян-Шанского (вышло 11 томов в 1899-1914, издание не закончено). Пользовалась успехом также серия «Путешествия» — книги, посвященные выдающимся русским и европейским путешественникам: Н.М. Пржевальскому, Г.Н. Потанину, Ф. Нансену и др. Решением Министерства народного просвещения эти книги рекомендовались для награды учащимся гимназических и реальных училищ. Широкой популярностью пользовались детские книги, изданные А.Ф. Девриеном: Сказки Андерсена, сборник русских народных сказок «Сказки кота ученого, Иванушка дурачок. Верлиока» с иллюстрациями Н.И. Ткаченко, «Сказки и песни бабушки Татьяны» (Люшины книжки), «Сорока-воровка кашу варила», адресованные самым маленьким читателям. Для читателей постарше были изданы «Одиссея» Гомера, «Фауст» И.В. Гете, «Путешествие доктора Гулливера в страну лилипутов и к великанам» Джонатана Свифта, «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо.Здание книгоиздательства Девриена на Васильевском островеВ 1913-1914 году для Девриена строится новое четырехэтажное здание на Васильевском острове по адресу 4-я линия, дом 13. Здание было построено в стиле модерн известным петербургским зодчим Г.Д Гриммом, к дому был пристроен шестиэтажный корпус книжного склада. Революция ознаменовала собой конец издательства и Девриен покидает Россию и уезжает в в Берлин. Закончился земной путь издателя 06.10.1920 г. в городе Ньон. За свою деятельность издательство Девриена выпустило более 1500 наименований книг, что ставит его в один ряд с известными книжными предприятиями начала 20 века. ”Нужно жить с улыбкой радости!’’ – было лозунгом этого прекраснодушного издателя, его красочные и с любовью составленные книги являются наглядным воплощением в жизнь этого девиза.