Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 1151 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Под русским знаменем. Повесть-хроника Освободительной войны 1877-1878 годов А.И. Красницкого. Спб. - Москва: Издание Товарищества М.О. Вольф, 1902.

С отдельными картинами и иллюстрациями Э.К. Соколовского, со снимками с картин В.В. Верещагина, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, А. Кившенко и др., и с портретами героев войны. [4], II, 380 с. с иллюстрациями, 23 л. иллюстраций, фронтиспис - фотопортрет «Император Александр II, снятый в Горном Студне 11 октября 1877 г.». В издательском коленкоровом переплёте с цветной автотипией Э.К. Соколовского на верхней крышке. Тройной обрез рисунка «павлиний хвост». 25,5x18 см. М.О. Вольф продавал эту книгу Красницкого по 3р. 50 к.

 

 

Основанное в 1882 году Маврикием Осиповичем Вольфом (1825-1883) акционерное общество «Товарищество М.О. Вольф» на протяжении трёх десятилетий входило в число наиболее преуспевающих издательских и книготорговых домов не только России, но и Европы. Руководство фирмы (компания носила сугубо семейный характер) продолжало традиции, заложенные Вольфом, а потому значительную часть её продукции составляли иллюстрированные книги для детей и юношества, в основном, переводные приключенческие и отечественные историко-патриотические романы. Одной из таких книг, призванных, как сказано в издательской аннотации, «напомнить подрастающим детям о славных делах их отцов», и является повесть А.И. Красницкого «Под русским знаменем».


Красницкий, Александр Иванович (1866-1917) — российский писатель и журналист. Имел более 50 псевдонимов, но больше известен как «Александр Лавров». Единственный сын художника Императорской Академии Художеств — Ивана Яковлевича Красницкого, родился в Москве. Ранее детство Александра прошло в имении родителей в селе Махерово Ржевского уезда Тверской губернии, а затем в разъездах с отцом по Московской, Тверской, Новгородской губерниям, древности которых фотографировал отец. Самостоятельно научившись читать в 5 лет, он читал без разбора все, что находил в огромной отцовской библиотеке. Не прошло мимо Александра и то, что его отец воспитывался с семьей Алексея Хомякова и встречался со всеми выдающимися деятелями того времени. Иван Яковлевич был лично знаком с Гоголем, Белинским, князем Петром Вяземским, Иваном Аксаковым и многими другими известными людьми своего времени. Все эти встречи и дела отца отразились в дальнейшем на творчестве Александра Ивановича Красницкого. Прозаик, поэт, журналист Александр Иванович Красницкий вошёл в историю российской словесности как её чернорабочий. О себе он говорил: «Горы написанного мною вряд ли останутся каким бы то ни было памятником моим». Сын художника и фотографа, Красницкий не смог закончить гимназии, так как отец разорился и оказался не в состоянии платить за обучение сына. В 17 лет он начал зарабатывать на жизнь пером и стал профессиональным журналистом, публикуя репортажи, фельетоны, стихи и статьи в газетах «Новости», «Минута», «Петербургский листок». В 1892 году Александр Иванович стал сотрудником издательства «Родина» А. А. Каспари, которое находилось в Санкт-Петербурге на Лиговской улице. С марта 1894 года стал помощником редактора вообще всех изданий: газеты «Родина», журналов «Родина», «Всемирная Новь», «Общественная библиотека», «Клад», «Весельчак», «Живописное обозрение всего мира». Редактировал издававшиеся Каспари газеты: «Последние Известия», «Новый голос», «Вечерний Петербург», «Новая Столичная Газета», юмористический журнал «Смех и Сатира», двухнедельный журнал «Сборник русской и иностранной литературы».

Большая часть литературных работ Александра Красницкого напечатана в изданиях А. А. Каспари и в приложениях к ним, а, кроме того, многие произведения вышли отдельными изданиями у П. П. Сойкина, А. Ф. Девриена, М. О. Вольфа, И. Д. Сытина. Набив руку, молодой человек освоил более «масштабные» жанры: его уже объемные рассказы и повести появились в журналах «Родина», «Всемирная новь», «Русский паломник». Необходимость кормить большую семью заставляла Красницкого много и торопливо работать: порой он полностью заполнял номер того или иного журнала своими произведениями, напечатанными под разными именами. Помимо множества статей, повестей и рассказов, Красницкий написал около ста романов - авантюрно-приключенческих, любовных, исторических. Как сказал он сам в автобиографии, им было «совершено своего рода литературное самоубийство».


Одной из вех на этом многотрудном пути литературного подёнщика стала книга о русско-турецкой войне, заказанная Красницкому «Товариществом М.О. Вольф» к 25-летию с начала боевых действий. Героем своей приключенческой повести для юношества Красницкий сделал вчерашнего гимназиста Сергея Рождественцева. Единственный сын у матери-вдовы. окончивший гимназию с медалью, Рождественцев был освобождён от воинской службы, но «с задунайских равнин, с высот Черногории, с полей Сербии, Боснии, Герцоговины неслись на Русь вопли и стоны жертв, русские сердца содрогались при известиях о реках проливаемой крови, о муках несчастных страдальцев, попавших в руки освирепевших палачей». Вот почему, едва получив аттестат зрелости, Сергей надел не студенческий мундир, а солдатскую шинель. Конечно же, ему доведётся оказаться в самых «горячих» точках: он будет сражаться под Плевной, он будет оборонять Шипку. Конечно же, он встретит верного болгарского друга, конечно же, он будет наблюдать зверства турок, конечно же, он найдёт свою первую любовь... Кажется, нет ни одного штампа, который не был бы использован автором в этой плохо написанной и в то же время динамичной, остросюжетной повести. Заканчивается она, как и положено по законам «заказного патриотизма», на «высокой» ноте: «Прошло много лет. В один из весенних дней по улицам Энска шёл Сергей Васильевич Рождественцев с подростком-сыном в гимназической форме.

Отец и сын мирно разговаривали, когда вдруг из-за угла улицы раздалась песнь грубых мужских голосов. «Солдаты идут, солдаты! - закричал мальчик. - Папочка, станем здесь, поглядим!» Но и без его просьбы Сергей Васильевич замер как вкопанный. Возвращавшиеся с утренней прогулки солдаты пели. Пережитое, забытое напомнила Рождественцеву их песнь.

Вспомним, братцы, как стояли

Мы на Шипке в облаках! -

неслось прямо на Сергея Васильевича. Сын смотрел уже не на солдат, а на отца, по щекам которого катились слёзы. «Мальчик, - схватил тот за руку сына, - слушай, они поют песнь, под которую умирали их отцы. Бестрепетно умирали, уверенные, что смертью своею они исполняют свой долг перед родиной. Сотнями они гибли на Дунае, тысячами на Балканах, десятками тысяч под Плевной. Они, эти простые люди, своею жизнью спасали честь России. Всё было против них: и безумно храбрый противник с умнейшими полководцами, и сама природа... Они преодолели всё. Честь и достоинство России только они одни спасли». - «Они, папочка, - спросил мальчик, - победили?» - «Слышишь!» - указал в сторону уже отошедшего от них батальона отец. Совершенно отчётливо доносились к ним слова последнего куплета:

Разнесли мы басурманов,

Расщёлкали всю орду...

Это всё, ребята, было

В семьдесят седьмом году»...

...Ни выдержанные в патриотическом духе издания, ни гордое звание «поставщика Двора Его Императорского Величества» не спасли склады и магазины «Товарищества М.О. Вольф» от черносотенцев, громивших в августе-сентябре 1914 года предприятия, принадлежавшие немцам и евреям. Полностью оправиться от этого удара компания так и не смогла. В 1918 году она прекратила своё существование, национализированная большевиками.

За весь период своего творчества Александр Иванович написал около 100 романов, множество рассказов, стихов. Им были написаны краткие биографические очерки «О Белинском», «О Пушкине», биографии и примечания к полным собраниям сочинений Пушкина, Жуковского, Гоголя, Никитина, произведениям «Герои Шекспира», «Французское нашествие 1913 г». Его книги «Петра Творение», «Чудо-Вождь», «Слезы», «Маленький геркулес», «Под Русским знаменем», выдержали несколько изданий. Пьесы «Генералиссимус Суворов» и «Ласковое телятко» с успехом шли на сцене Народного дома. 29 января 1917 года, после продолжительной болезни, Александр Иванович скончался. Похоронен на Северном (3-м Парголовском) кладбище в Санкт-Петербурге. Могила утрачена…

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?