Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 195 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Гоголь Н.В. Похождения Чичикова или мертвые души. Издание А.Ф. Маркса, С.Петербург, 1900.

572 с. Текст по последней редакции академика Н.С.Тихонравова, с портретом Н.В.Гоголя, гравированным на стали, 10 гелиогравюрами и 355 иллюстрациями художников: В.А. Андреева, А.Ф. Афанасьева, Н.Н. Бажина, В.И. Быстренина, М.М. Далькевича, Ф.С. Казачинского, И.К. Маньковского, Н.В. Пирогова, С.С. Соломко и Н.Н. Хохрякова. Художественный отдел выполнен под наблюдением П.П. Гнедича и М.М. Далькевича. Подарочное иллюстрированное издание очень большого формата. В издательском полукожаном художественно-оформленном переплете с золотым обрезом, золотым и цветным тиснением на крышках и корешке. 36х28 см.


"Для настоящего издания был собран материал по нашим провинциальным захолустьям,-каждая мелочь, каждая деталь, каждый аксесуар чичиковской эпохи были тщательно проверены, зарисованы и сфотографированы." Предоставить выполнение всех рисунков одному художнику оказалось немыслимым: работа затянулась бы на десятки лет. Кроме того, при значительном количестве иллюстраций, появилось бы некоторое однообразие в манере исполнения. Поэтому работа была разделена между несколькими художниками. Пейзаж был предоставлен г.г. Бажину и Хохрякову, а жанр г.г. Андрееву, Пирогову, г-же Самониш-Седковской и г. Соломко. Общее редактирование этими работами взяли на себя г.г. Гнедич и Далькович.

С искренней любовью отнеслись художники к своей задаче. Каждый из них выбрал эпизоды, наиболее подходящие к сущности его дарования, и в течение нескольких лет трудился над иллюстрациями. Рисунки делались и переделывались по многу раз, пока не удовлетворяли самих художников, что же касается их воспроизведения, то мы сделали всё, что возможно, чтобы достигнуть наибольшего совершенства. Клише изготовлены за границей; самые значительные рисунки воспроизведены гелиогравюрой, способом очень мало еще распространенным у нас вследствие его дороговизны..." А.Ф. Маркс. За непростую задачу иллюстрировать произведения Н.В. Гоголя художники XIX в. брались лишь несколько раз. «Мертвые души», как ключевое творение великого писателя, были удостоены роскошного издания, предпринятого А.Ф. Марксом. Настоящая книга выпущена форматом in folio и богато проиллюстрирована ведущими художниками своего времени. Необходимость подобного издания существовала давно, поскольку произведения многих зарубежных классиков неоднократно становились объектом интереса иллюстраторов. Отечественным же классикам повезло в этом смысле гораздо меньше, в особенности Гоголю – до выхода настоящей книги. Некоторые рисунки выполнены в технике гелиогравюры, дорогим и мало распространенным тогда способом.

Метод гелиогравюры – это высококачественный способ малотиражной полиграфической печати, позволяющий передать нюансы тоновых переходов. Гелиогравюры для настоящего издания печатались в Вене. Иллюстрации были выполнены целой группой художников. Различие их авторских манер вносило разнообразие и полифонию в иллюстративный ряд. Изображения реалистичны, им предшествовала тщательная подготоввка. В провинциальном захолустье находились и фиксировались (зарисовывались, фотографировались) те предметы быта, обстановки, мелочи, которые можно было соотнести с «чичиковской» эпохой и атмосферой «Мертвых душ». Самая сложная задача состояла в том, чтобы верно изобразить дух времени, передать характерные черты исторического периода.

Появление каждой новой серии иллюстраций к «Мертвым душам» возбуждало острые дискуссии, которые отражали не только очередной этап в развитии художественных вкусов общества, но и определенную динамику восприятия самой поэмы Гоголя, менявшегося от поколения к поколению. Первое графическое воплощение образов поэмы Гоголя принадлежит художнику Александру Алексеевичу Агину (1817–1875) и ксилографу Евстафию Ефимовичу Бернардскому (1819–1889). Однако их предприятие оказалось в конечном итоге не очень удачным. Н.В. Гоголь не дал разрешение на иллюстрирование «Мертвых душ», а выпущенные художниками самостоятельные рисунки к поэме не были изданы до конца и подверглись критике за излишнюю карикатурность. Рисунки к «Мертвым душам» Петра Михайловича Боклевского (1816–1897) (23 листа, гравированные на дереве И.С.Пановым) увидели свет в 1875 году на страницах журнала «Пчела». В 1895 году московский издатель и книготорговец В.Г. Готье выпустил альбом «Типы из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”», включивший 34 неизвестных рисунка Боклевского. Это издание было выполнено новым методом фототипии, обеспечивающим наиболее точную передачу оригинала.

В 1891 году в типографии Эдуарда Гоппе в Санкт-Петербурге был выпущен альбом «Акварели художника Петра Соколова к первой части “Мертвых душ” Н. В. Гоголя». Автором акварелей был младший современник Гоголя — Петр Петрович Соколов (1821–1899). Юбилейное издание «Мертвых душ», предпринятое в 1901 году Адольфом Федоровичем Марксом (1838–1904), фактически завершило большой этап в истории русской художественной иллюстрации. В 1901 году Маркс открыл новую типографию, которая стала одним из самых мощных и технически оснащенных полиграфических предприятий, что позволило обеспечивать высокое качество изданий. Иллюстрированное издание «Мертвых душ» стало одним из первых образцов продукции новой типографии. Художнику М.М. Далькевичу принадлежат, вероятно, одни из наиболее замечательных иллюстраций к этому новому изданию «Мертвых душ». Они исполнены черной акварелью или мягкой тушью, что придало изображениям объем, «фотографичны» и лишены карикатурности. Отличительной особенностью издания А.Ф. Маркса стало обилие пейзажей, послуживших важным дополнением к сюжетным иллюстрациям.




Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?