Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 126 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Эллинская культура в изложении Фр. Баумгартена, Фр. Поланда, Рих. Вагнера. Перевод М.И. Берг, под ред. [и с предисловием] О.Ф. Зелинского.

СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1906. - IV, 580, [1] с.: ил., 1 л. фронт. (ил.), 7 л. ил., 2 л. цв. карт. В коричневом цельнотканевом (коленкор) издательском переплёте. На передней крышке конгревным тисненим и тиснением чёрной краской: сюжетная композиция, название издания, издательская марка. На задней крышке блинтовым тиснением клеймо переплётной мастерской: «Перепл. Отто Кирхнеръ. С.П.Б.». На корешке тиснением чёрной краской: геометрический орнамент, виньетки, название издания. Тонированный красный обрез. 27,5х19,4 см. В более дешевом варианте издание вышло в 5 выпусках.

 


Авторы этого труда, исследуя эволюцию греческого гения в области религии, нравов, искусства и науки, представили конкретную картину тех сторон жизни, которые вместе взятые и составляют греческую культуру. Культура древних эллинов и римлян лежит в основе всей европейской и отчасти общечеловеческой цивилизации, а посему вызывает интерес у всех поколений читателей. В монументальной работе Ф. Баумгартена, Ф. Поланда и Р. Вагнера, вышедшей двумя отдельными изданиями, составляющими общее целое, осуществлен синтез всех научных исследований XIX – начала ХХ вв., посвященных культуре античных Греции и Рима. Немецкие ученые обобщили и систематизировали огромный фактический материал. Подобных успешных в рамках заданной темы работ до выхода этой книги в Европе не существовало. «Эллинская культура» впервые вышла в Германии в 1905 году и сразу же заняла почетное место среди научных трудов по античной культуре. Общий интерес к этому сочинению подчеркивает и тот факт, что практически сразу оно было переведено и издано на русском языке. На тот момент книга стала самым современным, самым содержательным и в то же время самым доступным сочинением по культуре эллинизма. Во второй части своего исследования, посвященной эллинистическо-римской культуре, немецкие авторы впервые в научной практике сумели органически связать эволюцию римской и эллинистической культуры, дать целостную картину, показать преемственность двух культур и эпох, создать настоящий исторический мост между Элладой и Римом. Ученым удалось создать богатую и яркую историко-культурную картину благодаря использованию широкого круга разнообразных источников: письменных, вещественных, изобразительных, они активно задействовали весь объем археологических материалов, открытых за все время исследований, в том числе и неизвестные даже многим специалистам. Оба издания прекрасно иллюстрированы, в них вошли репродукции, как использовавшиеся ранее и взятые из труднодоступных изданий, так и изображения, публикуемые впервые. Авантитул в издании «Эллинистическо-римская культура» гравирован на дереве по рисунку Е. Нарбута.

Короткая справка: Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н.э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н.э.). Термин первоначально обозначал правильное употребление греческого языка, особенно не греками, но после опубликования работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836—1843 гг.) понятие вошло в историческую науку. Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур, а также возникновение классического рабства. Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет. Эллинистическая эпоха охватывает три столетия. Однако, как отмечают, в вопросе периодизации нет единого мнения. Так, с подачи некоторых, отчёт её начала можно вести с 334 г., т.е. с года начала похода Александра Македонского. Предлагается вычленение трёх периодов:

1. Ранний эллинизм - создание империи Александра Македонского, ее распад и образование эллинистических государств (336 [или 334] - ок. 280 гг. до н. э.);

2. «Классический» эллинизм - время политического равновесия в эллинистическом мире (ок. 280 — ок. 220 гг. до н. э.);

3. Поздний эллинизм - установление римской гегемонии в эллинистическом мире (ок. 220-30 гг. до н. э.).

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой общественной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов. Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие - с «суровой любовью к року». На протяжении III-I веков до н. э. на всем пространстве восточного Средиземноморья шел процесс эллинизации, то есть перенятия местным населением греческого языка, культуры, обычаев и традиций. Механизм и причины подобного процесса заключались по большей части в особенностях политической и социальной структуры эллинистических государств. Элиту эллинистического общества составляли преимущественно представители греко-македонской аристократии. Они принесли на Восток греческие обычаи и активно насаждали их вокруг себя. Старая местная знать, желая быть ближе к правителю, подчеркнуть свой аристократический статус, стремилась подражать этой элите, простой же народ подражал местной знати. В результате эллинизация явилась плодом подражания пришлым со стороны коренных жителей страны. Этот процесс затронул, как правило, города, сельское население (которое составляло большинство) не спешило расставаться со своими догреческими привычками. Кроме того, эллинизация затронула в основном высшие слои восточного общества, которое по вышеуказанным причинам имело желание войти в греческую среду. Мощным инструментом эллинизации Востока выступало градостроительство, которым активно занимались эллинистические правители. Масштабы градостроительства были огромны: город был мощным культурным инструментом, а также утверждал государственное влияние на тех огромных территориях, которые нуждались в освоении. В частности, в империи Селевкидов при Селевке I было основано по меньшей мере 75 новых городов в разных концах страны. Большая часть городов строилась не хаотично, а по заранее подготовленному плану — с прямыми широкими улицами, большими площадями, садами, галереями и храмами. Одной из базовых особенностей непосредственно архитектуры было изменение классическим греческим канонам. Здания и памятники стали теперь выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов. Повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры. Стали гораздо шире применяться барельефы.

Этим же авторам принадлежит и другой капитальный труд:


Баумгартен Фр., Поланд Фр., Вагнер Рих. Эллинистическо-римская культура. Перевод Э.Э. Малер, под редакцией [и с предисловием] проф. М.И. Ростовцева. С 5 хромолитографиями, 4 картами и планами, 440 рисунками в тексте и 6 одноцветными таблицами. Спб., изд. Брокгауз-Ефрон, 1914. [2], XVIII, 777 с., с илл. в тексте; 2 л. фронтисписы (грав. тит. л. и илл.), 17 л. таблиц, карт и планов. 26,5х18,5 см. В издательском коленкоровом иллюстрированном переплете с конгревным и цветным тиснением.


Издание выпущено в 1914 году в Санкт-Петербурге Брокгаузом-Ефроном. Монументальное справочное издание по всем сторонам культурной жизни эллинистической и римской цивилизаций. Культура древних эллинов и римлян лежит в основе всей европейской и отчасти общечеловеческой цивилизации, а посему вызывает интерес у всех поколений читателей. В монументальной работе Ф. Баумгартена, Ф. Поланда и Р. Вагнера, осуществлен синтез всех научных исследований XIX – начала ХХ вв., посвященных культуре античных Греции и Рима. Немецкие ученые обобщили и систематизировали огромный фактический материал. Подобных успешных в рамках заданной темы работ до выхода этой книги в Европе не существовало. Ученым удалось создать богатую и яркую историко-культурную картину благодаря использованию широкого круга разнообразных источников: письменных, вещественных, изобразительных, они активно задействовали весь объем археологических материалов, открытых за все время исследований, в том числе и неизвестные даже многим специалистам.

Эти две интересные книги торговцы книжным антиквариатом так и стараются продавать вместе.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?