Крепостничество и воля. 1861-1911 гг. Роскошно-иллюстрированное юбилейное издание в память 50-летия со дня освобождения крестьян. Под редакцией В.В. Ф[унке].
М.: [Скоропечатня А.А. Левенсон], 1911. — XI, 116, [1-6], 117-276 с.: ил., портр. Издание отпечатано на мелованной бумаге. В цельнотканевом (коленкор) издательском переплёте. 35,5х27 см. На передней крышке полихромным тиснением и тиснением золотом: сюжетная заставка, императорская коронка, вензель Александра II и название издания. На корешке тиснением золотом: название издания. Составные форзацы из белой бумаги, имитирующей муар. Золотая головка блока, торшонированный обрез. В оформлении юбилейного издания принимали участие ведущие художники и иллюстраторы того времени: Б. Зворыкин, П. Першин, С. Делицын, П.М. Ангардт-Арбенин, И. Торопов и др. Источниками для составления книги послужили труды известных русских ученых, историков, искусствоведов: С. Татищев "Император Александр II", В. Семенов "Крестьяне в царствовании Екатерины II", Пыпин "История русской литературы", Г. Джаншиев "Эпоха великих реформ", П.Н. Милюков "Очерки по истории культуры", Л. Черский "Детские годы Царя-Освободителя" и многие др. Издание прекрасно и богато иллюстрировано - множество иллюстраций, фототипий, картин известных русских художников, илл. на отдельных листах и в тексте, расписные рисунки и зарисовки, факсимиле и портреты, фотографии и гравюры и мн. др. Книга изысканно украшена оригинальными заставками и концовками.
Первый вариант издания предполагал более скоромное качество полиграфии и вышел гораздо большим тиражом, чем подносной вариант, который был отпечатан на толстой слоновой бумаге, золоченные форзацы с цветным орнаментом, с торшированным обрезом и золотой головкой блока! Крестьянская реформа 1861 года, во время которой официально произошла отмена крепостного права, оставила важный социальный след в истории России. Именно поэтому, изучение этой темы представляет большой интерес и актуальность. Вопрос об отмене крепостного права достаточно назрел к середине XIX века как в силу моральных мотивов, так и по практическим соображениям. Еще со времен императрицы Екатерины II владение душами составляло тяжелую нравственную проблему для людей из русской интеллигенции. От царского дворца, где Екатерина II, Александр I и Николай I "не забывали" трудной задачи улучшения участи крестьян, до подцензурной публицистики, где от Радищева и до Белинского господствовало отрицание крепостного права, вся Россия понимала нравственную и политическую необходимость выхода из крепостного порядка и уничтожения его злоупотреблением, обращавшим крепостное право в открытое рабство. Если теоретическая мысль и моральное чувство объединяли русских людей в одинаковом пожелании крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, с другой стороны, практические, житейские условия указывали на естественное вырождение старого крепостного порядка. Таким образом, к середине XIX века в стане ухудшились и обострились крепостные отношения: у помещиков они возбуждали опасения за будущее, а у крепостных - рост недовольства своим нищенским состоянием. Это и явилось предпосылкой к проведению крестьянской реформы.
В книге подробно рассматриваются предпосылки в историческом развитии России для проведения реформации Александра II, отмены крепостного права и сопутствующих экономических преобразований, а также развитие России, политическое и экономическое, описываемое на фоне истории правления всей династии Романовых, важнейшие события в истории России, жизнедеятельность, биография знаковых деятелей, как военных так и политических. Издание отпечатано в одной из лучших российской типографии - Скоропечатне А.А. Левенсона, специализирующейся на выпуске юбилейных, подносных и заказных изысканных изданий по истории, искусству и художественной литературе! Товарищество скоропечатня А.А. Левенсо́н — одна из самых известных и лучших типографий и издательств Российской империи! Возникло в 1881 году в Москве, в Рахмановском переулке в доме отца основателя типографии, известного московского доктора А.С. Левенсона. В 1896 году товарищество А.А. Левенсон было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. В 1900 году в Трёхпрудном угол Мамоновского переулков по проекту архитектора Ф. Шехтеля специально для типографии Товарищества А.А. Левенсона был выделен участок, где было построено одно из самых красивых зданий Москвы. Типография просуществовала там до 1917 года. Но здание сохранилось до сих пор и является Объектом культурного наследия Федерального значения. Одним из пайщиков «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон» был русский известный искусствовед И.Н. Кнебель. Здесь же печатались многие издания И.Н. Кнебеля. Типография специализировалась на выпуске высоко художественных изданий, роскошных альбомов художников, программ для всех Императорских театров. Здесь вышли в свет первые поэтические сборник Марины Цветаевой «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь». В типографии А.А. Левенсона увидела свет и первая книга Чехова, сборник рассказов «Сказки Мельпомены».