Горшельт Т. Кавказские походные рисунки. [в 6 вып.].
СПб.: Издание Великого князя Георгия Михайловича; Экспедиция Заготовления Государственных бумаг, 1895-1896. [8] с.: 60 л. ил.; 52х38 см. Рисунки выполнены в техниках: хромолитографии, фототипии, гелиогравюры и офорта. Два титульных листа и перечень всех 60-и рисунков, также на русском и французском языках. В цельнотканевой (коленкор) иллюстрированной издательской папке.
Издание рисунков немецкого живописца, рисовальщика, академика Петербургской Академии Художеств Теодора Горшельта (1829–1871). В 1858-1863 гг. состоял волонтером при штабе главнокомандующего русскими войсками на Кавказе князя А.И. Барятинского, был участником многих походов. Награжден орденами Св. Станислава 3-й ст. и Св. Анны 3-й ст., а также памятным крестом в честь покорения Кавказа. По многочисленным зарисовкам и впечатлениям создал картины кавказского цикла, зарекомендовав себя одним из ярких представителей реалистического направления в европейской батальной живописи. В 1861 г. сопровождал императора Александра II в инспекторском объезде Кавказской армии и в поездке по Крыму; в 1862 г. по императорскому заказу написал картину с изображением военного парада, включив в нее множество портретов исторических лиц. В 1863 г. возвратился в Мюнхен, где в том же году по заказу Барятинского создал картину «Пленный Шамиль перед князем А. И. Барятинским». В 1867 г. на Всемирной выставке в Париже получил золотую медаль за полотно «Штурм укреплений на горе Гуниб». В 1886-1896 гг. был издан альбом «Кавказские походные рисунки», в который вошли многие акварели и зарисовки кавказского цикла, воспроизведены типы и сцены жизни горских народов. Издание было осуществлено на средства великого князя Георгия Михайловича, покровительствующего творчеству Горшельта, а тираж альбома был куплен Александром III и подарен Петербургской Академии художеств.
События на Кавказе середины XIX века запечатлели Л. Толстой, Е. Лансере, А. Бестужев-Марлинский, В. Полежаев, Г. Гагарин, М. Лермонтов, Ф. Рубо, Н. Пирогов и многие другие писатели, художники, путешественники, посетившие наш край. Своеобразно воссоздал ту эпоху в своих работах баварский живописец и прекрасный рисовальщик Теодор Горшельт, в 1858 году посетив Кавказ. Через год после прибытия сюда его произведения о Кавказской войне станут известны в России, а еще через год рисунки художника будут изданы большим тиражом. Горшельту был присвоен титул академика, он стал членом Российской академии художеств. Сейчас мало кому известны жизнь и творческий путь этого мастера, а ведь он, по существу, один из первых правдиво рассказал пером художника о нашем крае, о Кавказской войне, оставил большой след в русском и немецком изобразительном искусстве XIX века, был одним из самых ярких художников-баталистов Европы. Теодор Горшельт родился 16 марта 1829 г. в Мюнхене. Еще мальчиком каждое лето проводил в гористой местности Баварии, и не удивительно, что в нем рано проявилась склонность к рисованию.
В 1847-1852 гг. он обучался в Мюнхенской академии художеств, где выделялся своим природным дарованием, прилежанием и неустанным, пристальным штудированием натуры. Юноша, часто бывая в Щтутгарте в придворных конюшнях, много рисовал лошадей, большей частью арабской породы. Врожденная страсть к новым впечатлениям и приключениям сделала его непоседливым. Уже в ранней юности он мечтал о поездке на Кавказ, представляя его себе по романтическим описаниям поэтов и писателей. В 1853 г. Горшельт с друзьями отправляется в путешествие сначала по Испании, а затем по Алжиру. В 1858 г., получив необходимые материальные средства от продажи своих картин на алжирскую тему Горшельт едет на Кавказ. Осуществляется многолетняя мечта художника. Прибыв в Россию Горшельт встретил готовность содействовать ему со стороны официальных и частных лиц. Это облегчило путь художника по незнакомой стране к одной из ее окраин. В это время на Кавказе происходили финальные события длившейся уже много лет войны. Горшельт был принят на временную военную службу и послан в распоряжение генерал-майора Вревского, командовавшего одним из передовых отрядов. Художник находился на передней линии фронта и часто принимал участие в военных действиях.
Свои письма домой семье, друзьям он часто сопровождает оригинальными рисунками из походной жизни. Во время отдыха художник много рисует в походном альбоме - постройки, природу, типы горцев и солдат. Горшельт стал очень популярен - как в свите генерала, так и в действующей армии. Как говорили солдаты, «трудно было уберечься от горшельтовского карандаша». В одной из опаснейших военных экспедиций (при штурме аула Кетури 28 августа 1858 г.) Горшельту пришлось занять должность адъютанта, и за свою неустрашимость и храбрость он был награжден орденом. На тему штурма Кетури художник создал потом несколько произведений: «Взятие аула Кетури», «Перенесение раненого генерала Вревского» и другие. События на Кавказе продолжали драматически развиваться, и Горшельт принимает участие в новом походе к аулу Ведено в Чечне. После вторичного похода (первый был неудачным) аул был взят штурмом, будучи непосредственным участником этого события, художник тонко подмечал малейшие детали в увиденном и позже создал ряд рисунков, изобразивших, однако, не победный штурм отряда, а тяжелую обстановку в окопах. Вместе со всеми художник нес тяготы трудной походной жизни, не забывая при этом делать быстрые зарисовки в альбоме. Очевидно, его привлекала непарадная сторона войны, он с одинаковым сочувствием изображает страдания простых солдат и горцев. Вскоре Горшельт становится очевидцем крупного исторического события на Кавказе - взятия Гуниба и сдачи предводителя горцев имама Шамиля.
После того, как приступом было взято укрепление и полностью окружен аул, где находились оставшиеся с Шамилем горцы, наступило время переговоров. Шамиль со своим сподвижником Юнусом встретился с главнокомандующим Кавказской армией князем А. Барятинским в березовой роще. Вокруг Барятинского стояли генералы, офицеры, солдаты, горцы. Среди них находился и Горшельт. Художник быстро зарисовывал Шамиля, Юнуса, переводчика и других. Портрет Шамиля, впервые сделанный с натуры, дал возможность людям познакомиться с внешностью знаменитого горца. Горшельта глубоко взволновал этот человек, и он набрасывал в свой альбом контуры будущего своего известного произведения. После этого события Горшельт путешествовал по Закавказью, побывал в Тифлисе, Баку, Эривани. В 1863 г. он возвратился в Германию с альбомами и папками, заполненными драгоценным материалом. С этих пор он разрабатывал материал, накопленный за время пребывания на Кавказе. Вскоре Горшельт начал работу над картиной «Пленение Шамиля», композиция которой включает в себя до 40 портретных изображений участников этой исторической сцены. Зарисовки, сделанные Горшельтом на Гунибе, помогли ему в работе. Известный художественный критик 70-х годов прошлого столетия А.Прахов писал о впечатлении, произведенном картиной в Мюнхене в 1869 г., когда она была выставлена на суд публики и критики:
«Энергичным реализмом в замысле и исполнении… точностью и простотой в композиции эта картина поразила германских художников... Никому еще из новых художников не удалось так захватить и приковать зрителя. Весь Мюнхен целую неделю стремился в мастерскую художника, где картина была выставлена в пользу общества вспоможения художникам».
Из Мюнхена картина была привезена в Санкт-Петербург. После Октябрьской революции она была передана в Дагестан и в настоящее время экспонируется в Дагестанском объединенном историко-архитектурном музее в Махачкале. В 1867 г. в Париже состоялась Всемирная художественная выставка, в которой принял участие и Теодор Горшельт. На выставке было представлено его другое живописное произведение на кавказскую тему - «Штурм Гуниба», за которое художник был удостоен Большой золотой медали. Эта картина - результат его большого труда, итог многих зарисовок, сделанных в дни, когда был осажден и взят приступом аул Гуниб. Если в картине «Пленение Шамиля» художник был связан церемониалом и портретами, то его реальный драматический гений развернулся еще сильнее в картине «Штурм Гуниба» - одном из лучших произведений батальной живописи.
После Парижской выставки Горшельт вновь работает над кавказской темой. На следующей международной выставке в 1869 г. в Мюнхене он получает Почетную золотую медаль за картину «Казаки, возвращающиеся с пленными после набега» и рисунок «Русская артиллерия на Чечне», выполненный пером, мелом и углем. Другой большой рисунок - «Бегство лезгинских всадников с возвышенности» - вызвал восхищение у лондонских любителей-коллекционеров. Количество рисунков Горшельта на тему Кавказской войны очень велико, сюжеты их крайне разнообразны. Одними из известных являются «Мюрид с наибским знаменем», «Разорение лезгинского аула», «Анцугский наиб», встречающиеся как иллюстрации во многих книгах, посвященных Кавказу. В 1870 г. Горшельт намеревался еще раз приехать в Россию, но помешала вспыхнувшая война между Францией и Германией. 3 февраля 1871 г. Горшельт, заразившись от своего маленького сына скарлатиной, скончался. Удивительно, но на следующий день (4 февраля того же года) в далекой Аравии в священном городе Медина умер имам Шамиль. За свою короткую жизнь Горшельт проделал огромную творческую работу, объездил ряд стран, но мировую славу ему принесли произведения, посвященные Кавказу. Каждый его набросок, рисунок, полотно звучит гимном красоте человека и природы. Горшельт был тесно связан со своей эпохой, у него никогда не было стремления уйти от действительности. На протяжении всей своей жизни художник и не мыслил себе иного назначения искусства, как быть выразителем больших гуманистических идеалов, и всем своим творчеством он стремился к этому. Присуждение ему звания академика Российской и Мюнхенской академии художеств, присуждение его произведениям многих почетных наград являются справедливой и достойной оценкой его нелегкого труда. Автор статьи: Хаджи Мурад Доного.