История Храма Христа Спасителя в Москве.
Составил по поручению Комиссии для построения Храма Правитель её Канцелярии М.С. Мостовский. Издание четвёртое, дополненное описанием главного коридора Храма как исторического памятника Отечественной войны 1812 г. Москва, Типография М.Г. Волчанинова, 1891.241 с., 10 л. иллюстраций - фототипии. В издательском цельнокожаном переплёте с бархатными вставками на крышках. Форзацы вощёной «мраморной» бумаги. 16,2x12,4 см.
Мостовский, М. История Храма Христа Спасителя в Москве / Сост. М. Мостовский. - 2-е изд. - М.: тип. М.Н. Лаврова и Ко, 1883. - [2], 235 с., 10 л. ил., план.; 17х12 см. Иллюстрации отпечатаны в технике фототипии в заведении Шерер Набгольц и Ко. Издание было составлено по поручению Комиссии для построения Храма, правителем ее Канцелярии, писателем Михаилом Степановичем Мостовским. Второе издание дополнено манифестами 1812 г. и историей освящения Храма Христа Спасителя.
Существовало несколько разновидностей издательских переплётов: из бархата, коленкора, кожи - все с однотипным тиснением золотом на верхних крышках и корешке.
Мемориальный храм-памятник в Москве был задуман в декабре 1812 после ухода последнего солдата Наполеона с территории России, о чём сообщалось в манифесте императора Александра I. Был объявлен международный конкурс на проект храма, в результате которого в 1817 был утверждён грандиозный по масштабам проект молодого художника А.Л. Витберга, предложившего возвести его на вершине Воробьёвых гор. Здесь первоначально и началось строительство, затянувшееся из-за размеров задуманного сооружения. Император Николай I, убедившись в разорительности этих работ для государства, в 1827 отказался от замысла Витберга и впоследствии сам выбрал для храма новое место — у Пречистенских ворот на месте древнего Алексеевского монастыря. В 1831 архитектором К.А. Тоном был выполнен проект храма-памятника в «русско-византийском» стиле, который и был реализован (в том числе с участием архитекторов А.И. Резанова, И.И. Свиязева, А.С. Каминского и др.). 10 сентября 1839 состоялась торжественная закладка сооружения. В разработке его мемориально-символической программы важнейшая роль принадлежала митрополиту Филарету, который наметил сюжеты для наружных горельефов, внутренних росписей и посвящения престолов (главный был посвящён празднику Рождества Христова). Помимо сюжетов, связанных с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородине, Малоярославце, Кульме, Лейпциге и др., на стенах был размещён своеобразный пантеон русских святых — заступников Руси. Это святые Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский, Василий Блаженный, царевич Дмитрий, Михаил и Феодор Черниговские, Савва Звенигородский, князь Владимир и княгиня Ольга, апостол Андрей, Георгий Победоносец и др. Среди горельефов были изображения чудотворных икон Богоматери — Владимирской, Смоленской, Иверской. Работа над скульптурами продолжалась 17 лет (скульпторы А.В. Логановский, П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и др.), над живописным убранством храма — 23 года (художники А.Г. Марков, П.В. Басин, Ф.А. Бруни, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и др.). Композиционным открытием Тона стало создание круговой галереи вокруг храмового пространства, где был создан первый музей Отечественной войны 1812. В её стены заделали мраморные доски с текстами рескриптов и манифестов императора Александра I, описанием сражений, перечислением отличившихся командующих и полков, именами убитых и награждённых. По специальным заказам была создана оригинальная надпрестольная сень, выполнена утварь храма, в 1877—78 на заводе П.Н. Финляндского отлиты 14 его колоколов. Главный колокол (27 тонн) был третьим по величине в Москве. 26 мая 1883 Храм Христа Спасителя на заново отделанной гранитной набережной был освящён. Четырёхстолпный, крестообразный в плане, пятиглавый собор (4 малые главы служили колокольнями) стал крупнейшим церковным сооружением Москвы (высота до креста центральной главы 102 м). Храм был взорван 5 декабря 1931, а на его месте началось возведение колоссального здания Дворца Советов. Строительство было прервано Великой Отечественной войной, после окончания которой фундамент недостроенного дворца использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва».
Судьба храма Христа Спасителя трагична. Грандиозное сооружение, превысившее колокольню Ивана Великого в Кремле, строилось более 40 лет, примерно столько же прослужило одной из главных московских достопримечательностей, а затем было разрушено. Решение воздвигнуть храм-памятник в честь воинов, спасших Россию от наполеоновского нашествия, принял в 1812 году Александр I. Разработанный архитектором Александром Лаврентьевичем Витбергом (1787-1855) проект получил высочайшее одобрение, на Воробьёвых горах торжественно заложат первый камень, но место, выбранное для строительства, оказалось неудачным, и от реализации замысла пришлось отказаться. В сентябре 1839 года митрополит Филарет в присутствии императора Николая I и наследника престола Александра Николаевича освятил вторую закладку храма в самом центре Москвы, на Волхонке, утке по новому проекту', предложенному архитектором К.А. Тоном. Только в 1881 году при Александре II завершились строительные и отделочные работы, а торжественное освящение храма, пророченное к коронации Александра III, состоялось двумя годами позже. Над созданием величественного собора трудились известные архитекторы, скульпторы, художники: А.И. Резанов, И.И. Свиязёв, А.С. Каминский, А.В. Логановский, П.К. Клодт. Н.А. Рамазанов, Ф.А. Бруни, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, К.Е. Маковский. Его внутреннее пространство, выполненное в «русско-византийском» стиле, окаймлялось круговой галереей, где были помещены мраморные доски, посвящённые всем крупным сражениям войны 1812-1814 годов: при Тарутине, Бородине, Малоярославце, Лейпциге... Несклонное разрушение храма началось в 1918 году, когда, согласно декрету Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства, прекратилось выделение казённых средств на его содержание. Организовавшееся тогда же Братство храма Христа Спасителя, пытавшееся предотвратить гибель собора, просуществовало недолго, и 5 декабря 1931 года по решению Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК он был взорван. Ныне храм Христа Спасителя восстановлен. Его третья закладка произошла 8 января 1995 года. Максимальное архитектурное и декоративное соответствие вновь возведённого собора прежнему, уничтоженному, во многом оказалось возможным благодаря книге Михаила Степановича Мостовского. Преподаватель географии в 3-й московской реальной гимназии, автор учебника «Приготовительный курс всеобщей географии» (Москва, 1863), он состоял правителем канцелярии Комиссии по построению храма Христа Спасителя. Первое издание труда Мостовского под названием «Историческое описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» вышло в 1883 году. В нём излагалась история строительства собора, фиксировались все его архитектурные и скульптурные элементы, перечислялись сюжеты фресок и икон как центральной части, так и двух приделов - свт. Николая Чудотворца и святителя Александра Невского. Имея отношение к финансовым вопросам, обсуждавшимся комиссией, Мостовский включил в своё описание даже суммы, выплаченные художникам и скульпторам, например: «Нижний ряд: при арке больших средних врат Явление архангела Михаила Иисусу Навину. Исполнил Логановский за 35 тысяч рублей». Или: «На южной стене: изображение апостола Архипа, память которого 19-го февраля (день восшествия на престол императора Александра II). Исполнил художник Сорокин за 3120 рублей». Книга Михаила Степановича Мостовского переиздавалась много раз. 4-е издание дополненное, иллюстрированное фототипиями, в цельнокожаном переплёте с тройным красным обрезом и вощёными форзацами бумаги «павлиний глаз» вышло в 1891 году. С содержательной стороны это издание ценнее первого: в частности, в нём имеется описание коронации Александра III, составной частью которой явилось освящение храма Христа Спасителя. И сегодня труд Мостовского предстаёт самым полным сводом сведений о храме Христа Спасителя.