Виды местностей Соловецкого монастыря.
Издано при архимандрите Мелетии. Архангельск, тип. В. Черепанова, 1884. [32] л. текста, [36] л. ил. В альбоме 36 крупноформатных тоновых литографий обители. Литограф неизвестен. Между иллюстрированными листами вставлены листы с аннотациями-описаниями. В составном издательском картонажном переплете с коленкоровым корешком. 32х41 см. Некоторые экземпляры часто раскрашивались. Редчайшее провинциальное издание - иллюстрации русской святыни зачастую изымались для украшения интерьера.
Литография с тоном. 28x33 см.
Вот некоторые из названий листов:
1. «Вид Соловецкаго монастыря с северо-западной стороны».
2. «Вид Соловецкаго монастыря с юговосточной стороны снятый с огородной горы именуемой Прекрасной».
3. «Царская колокольня».
4. «Филиппова пустынь».
5. «Савватиева пустынь».
6. «Секирная гора».
7. «Монастырское кладбище».
8. «Скит на Заяцком острове».
9. «Муксаломский большой остров».
10. «Каменный муксаломский мост через морской пролив».
11. «Остров Малая Муксалма».
12. «Фаворская гора».
13. «Усыпальница святителя Филиппа».
14. «Березовая тоня».
15. «Деревянная гостиница близь монастыря».
16. «Морской монастырский док».
17. «Исакове».
18. «Старая Сосновая».
19. «Новая Сосновая рыболовная тоня».
20. «Рыболовная тоня Овсянка».
21. «Лапушечное».
22. «Филимоново».
23. «Реболда».
24. «Кеньга».
25. «Анзерский скит».
26. «Пустынь преподобн. Елеазара».
27. «Троицкая спасательная станция».
28. «Вид горы Голгофы с западной стороны».
29. «Вид горы Голгофы с Южной стороны».
30. «Каменная часовня во имя Покрова Божией Матери».
31. «Кирилловская рыбная тоня».
На всех литогр., кроме л. 1, 2, 13, 29, над изображением: «(из местностей Соловецкаго монастыря) рис. с натуры»; внизу справа: «Архангельск. Лит. В. Черепанова»; под изображением - название л. На л. 1, 2 отсутствует верхняя надпись, на л. 13 и 29 дано только название.
Черепанов, Василий Артемьев — архангельский купец, владелец литографии, одним из направлений деятельности которой, было издание художественных литографий северных монастырей. Известно, что в 1871 г. архангельский купец Василий Артемьев Черепанов получил разрешение на открытие типографии, а 11 лет спустя он расширил производство и открыл литографию. Кроме различных бланков, афиш, этикеток, одним из направлений деятельности было издание художественных литографий северных монастырей. Известны виды Антониево-Сийского, Веркольского, Онежского Крестного монастырей, отпечатанные в литографии В. Черепанова. Настоящую известность принесли ему виды Соловецкого монастыря, сброшюрованные в альбом. На них запечатлено множество деталей, характеризующих хозяйственную жизнь и быт монастыря, в том числе и памятники, которые не сохранились. В 1884 году Комитет Архангельской сельскохозяйственной выставки присудил В.А. Черепанову за альбом литографий малую серебряную медаль, которой он был отмечен в честь трехсотлетия Архангельска.