Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 295 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Гагарин Гр. Гр., князь, Штакельберг Э., граф. Живописный Кавказ, нарисованный с натуры.

Gagarin Gr.Gr., Stackelberg E. Le Caucase pittoresque dessine d’apres nature par le Prince Gr. Gagarin avec une introduction et un texte explicatif par le Comte Ernest Stackelberg dedie a la Majeste Imperiale Nicolas I-er Empereur de toutes les Russies. Paris, Plon freres, 1847. Живописный Кавказ. Рисунки с натуры выполнил князь Григорий Гагарин с посвящением Его Величеству Николаю I Императору Всероссийскому. Париж: тип. бр. Плон, 1847.  На французском языке. [2], 22 стр. текста со вступительной статьей Э. Штакельберга в орнаментальной рамке и с гравюрами на дереве в тексте, страницы краткого описания всех литографий, frontispice +carte + 80 planches (цветные, тоновые и черно-белые литографии, цветные хромолитографии, печатанные у Лемерсье в Париже). В издательской папке с кожаным корешком и углами. Формат: grand folio, 56х40 см. Прекрасно представлены великолепные живописные виды Дагестана, Чечни и Грузии и очень динамичные батальные сцены войны на Кавказе первой половины 19-го века! В таком виде большая редкость!

Это легендарное издание состоит из 80 листов прекрасных литографий, выполненных по рисункам князя Г. Г. Гагарина в мастерской Лемерсье в Париже. Рисунки и описательная часть отражают искусство и жизнь народов всего Кавказского края. Так же представлены батальные сцены Кавказской войны. Издание было очень дорогим и распространялось среди немногих подписчиков, в числе которых были император Николай I, подписавшийся на 50 экземпляров, а также русская знать, жившая в Париже, Риме, Неаполе и Лейпциге. Всего вышло около 300 экземпляров.

Библиографические источники:

1. Собрание редких и ценных изданий из библиотеки Максима Якимовича Синицына. Л., 1930. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга». Choix de Beaux livres provenant de la bibliotheque de M. S… «Mejdounarodnaya kniga», section des livres anciens, Leningrad, 1930, №71 … 250 рублей!

2. Антикварная книжная торговля Н.В. Соловьева. Каталог №100. Редкие книги. Livres rares. Спб., 1910, №319 … 100 рублей! «Это редкое и роскошное издание исполнено в Париже у Лемерсье и заключает в себе 80 частью раскрашенных литографий и объяснительный текст на французском языке Е. Штакельберга».

3. Catalogue de la section des Russica. Vols. 1-2. Sankt-Petersbourg, 1873., стр. 428, №42

Гагарин, Григорий Григорьевич (1810-1893), князь — обергофмейстер двора Его Императорского Величества; художник-любитель, родился 29 апреля 1810 г., до 13 летнего возраста находился при своих родителях в Париже и Риме, а потом учился в коллегии Толомеи, в Сиенне. По выходе из этого заведения в 1826 г., состоял при российских посольствах в Париже, Риме и Константинополе; в течение 2 лет занимал должность секретаря при посольстве в Мюнхене и, возвратившись в 1839 г. в Петербург, вскоре затем отправился на Кавказ, где принимал личное участие в делах против горцев. Был хорошо знаком с М. Ю. Лермонтовым, в содружестве с которым нарисована «Битва при Валерике». В 1841 г. был перечислен в военную службу, в 1842 году участвовал в экспедиции князя Чернышева в Дагестан. Будучи в 1848 г. прикомандирован к князю Воронцову, в промежуток времени по 1855г. получил сверх нескольких орденов чины ротмистра и полковника. В 1855 г. назначен состоять при великой княгине Марии Николаевне, как президенте Академии Художеств,- в 1858 году произведен в генерал-майоры, а в 1859 г. был сделан вице-президентом помянутой академии, в 1864 г. перечислен снова на гражданскую службу с чином тайного советника. Должность вице-президента академии занимал до 1872 г. Продолжительное пребывание в молодости за границей способствовало развитию в нем любви к искусству. Он занимался рисованием и живописью и в особенности пристрастился к византийскому стилю иконописания и орнаментистики. Во время путешествий Гагарин непременно имел при себе альбом, в который заносил карандашом или акварелью все, что останавливало на себе его внимание. Разнообразие оставшихся после него рисунков, этюдов, набросков, типов свидетельствует о широте его художественного размаха. На выставке произведений его, устроенной в 1910 г., обращали на себя внимание написанные à la Брюллов портреты "Кн. С. А. Гагарина в саду", овальный портрет той же княгини, бар. Плессей с двумя детскими головками, "Бал у князя Барятинского" и ряд акварельных портретов маленьких внуков и внучек художника, эскиз масляной картины "Царь Алексей Михайлович в Саввинском Сторожевском монастыре", юношеский альбом на сюжет "Царство мопсов", где собаки разыгрывают сцены из жизни XVIII века, цветной рисунок, изображающий самого автора бегущим по улице, где из окон домов на него сыплется целый дождь альбомов, которые бросают в него друзья, желающие иметь что-либо на память от художника. Как иллюстратор, Гагарин известен своими рисунками к роскошному изданию "Le Caucase pittoresque" (1857), к "Тарантасу" гр. Соллогуба (1845) и "Пиковой даме" Пушкина. Он занимался и гравированием крепкой водкой; известен его офорт-меню обеда по поводу столетия со дня кончины Ломоносова (7 апреля 1865 г.). Под сильным впечатлением Айя-Софии в Константинополе, поразившей величием византийского искусства, Г. предался изучению византийского стиля и в поисках за его образцами изъездил Европейскую и Азиатскую Турцию и Италию. Он ревностно изучал также русские памятники, сохранившие следы византийского влияния. Вообще Г. старался уяснить истинный дух христианского искусства, близкого по времени к отцам церкви. Он расписал в византийском стиле Сионский собор в Тифлисе (1853 г.), причем впервые применил в России так называемый энкаустический способ фресковой живописи (красками, приготовленными на особой мастико-восковой эссенции), а потом, будучи вице-президентом Академии Художеств, основал при ней древнехристианский музей и прилагал старания к тому, чтобы обратить русскую церковную живопись к византийским идеалам и пошибу, — старания, которые, однако, не привели к прочным результатам. Им составлены планы церквей на Кавказе: в Хасав-Юрте, Дербенте, Кутаисе, Мухровани, Грозном, Воздвиженской, Тифлисе (военный собор и гимназическая церковь), Боржоме, Ейске, Темир-Хан-Шуре, Шуше, Николаевской станице, Елизаветполе, Екатеринодаре и в доме экзарха Грузии в укреплении на Белой речке. Кроме того, им написаны иконы для дворцовых церквей Вел. Кн. Марии Николаевны (1856) и принца Ольденбургского в Петербурге, церквей в селе Окнах Херсонской губ., селе Сурах Тульской губ., Баден-Бадене (1883), имении его Сучках Корчевского уезда Тверской губ. (1884), Карасане в Крыму (1889), церкви Покрова на Боровой улице в Петербурге (1892) и др. Предсмертным его трудом были иконы для Ментонской церкви. При Академии Художеств он основал музей древнехристианского искусства и прилагал старания к тому, чтобы обратить русскую церковную живопись к византийским идеалам и пошибу. Серия эскизов церковной живописи Гагарина хранится в Музее Александра III. Здесь же находятся и многие другие его произведения, между прочим, батальные его картины, переданные сюда из Царскосельского Александровского дворца: "Сцена из покорения Кавказа — Карагач, главная квартира Нижегородского драгунского полка", "Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 г.", "Белый Ключ — главная квартира Мингрельского полка", "Переправа". В музей Александра III переданы были весь художественный материал, оставшийся после Гагарина, и его библиотека. Картина его "Свидание ген. Клюки фон Клугенау с Шамилем" находится в Третьяковской галерее в Москве, а несколько его рисунков — в Румянцевском музее. Написанные им копии с фресок Мазаччио во Флоренции и картины Карпаччио в Венеции переданы после его смерти в Академию Художеств. Во время пребывания на Кавказе Гагарин заведовал внутренним украшением Тифлисского театра и художественной частью на гранильной фабрике горного ведомства и картонно-каменной фабрике при Тифлисской военно-рабочей роте.

Гагарин был также страстным собирателем картин и оставил после себя прекрасную коллекцию, в которой между прочим находятся замечательные примитивы Сиенской школы: "Распятие" Дуччо и табернакл со Св. Девой на престоле Липпо Мемми. Гагарин написал воспоминания о своем учителе К. П. Брюллове, напечатанные в альманахе "Зурна" 1855 г. за подписью Г.Г.Г. и изданные отдельно после его смерти, со статьей о художественной деятельности автора ("Воспоминания кн. Г. Г. Гагарина о Карле Брюллове", СПб., 1900 г.). Во время пребывания на Кавказе им издана была (под инициалами Г. Г. Г.) "Краткая Хронологическая таблица в пособие Византийского искусства" (Тифлис, 1856 г.). В 1881 г. Обществом любителей древней письменности издан его труд "Происхождение пятиглавых церквей", а в 1887 г. училищем бар. Штиглица — его "Сборник византийских и древнерусских орнаментов". В 1884 г. вышло в Париже у Лемерсье его иллюстрированное издание "Изображения Св. Евангелия и Псалтыря". В 1892 г. для 1-го съезда архитекторов Гагарин выпустил брошюру "Строителям русских церквей", перепечатанную позже под заглавием "Родник русского искусства" в качестве введения к изданному по воле Императора Александра III в 1897 г. его "Собранию орнаментов". После его смерти были изданы: 1) Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры. Серия I—III, СПб., 1897—1903. В б. 4°, и в лист; 2) Рисунки и наброски с натуры (30 рис., большинство в красках), СПб., 1902 г., в лист. Известно несколько портретов Гагарина, написанных художниками Молинари (пастель), Камучини, Соколовым, Брюлловым, Шпилером, Бобровым. Из художественных произведений князя Гагарина, как изысканно тонкого рисовальщика-эстета, кроме росписи Сионского собора, известны еще рисунки для роскошных изданий «Costumes du Caucase», 66 plts., Paris, Lemercier, 1840, Grand in-Folio, знаменитого «Тарантаса» В.А. Сологуба, Спб., 1845, «Живописного Кавказа, нарисованного с натуры», 81 plts., Paris, Lemercier, 1847, Grand in-Folio, «Собрания византийских, грузинских и древнерусских орнаментов», 3 вып., с 94-мя табл. в красках, Спб., 1897, в 4-ю долю листа, «Рисунков и набросков с натуры», 30 plts., Спб., 1897, Elephant Folio. Умер князь в 1893 году.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?