Снегирёв И.М. Памятники Московской древности. Москва, 1842-1845.
Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. Сочинение Императорского общества истории и древностей российских действительного члена Ивана Михайловича Снегирева. С тремя планами Москвы, 23 картинами по рисункам академика Солнцева, отпечатанными красками и 18 гравированными и литографированными рисунками. Издание Августа Семена, посвященное Е.И.В. Императору Всероссийскому Николаю I-му. Москва, в типографии Августа Семена, при Императорской Медико-хирургической академии, 1842-1845, 2 заглавных листа, [1], II, [4], 6, IV, CXII, 2, 358, 28, IV, II cтр. + [2] листа. С 3 планами Москвы и 41, большей частью крашенными вручную, рисунками академика Ф.Г. Сонцова (Солнцева), которые гравировали знаменитые Афанасьев А.А., Скотников Е.О., Тромонин К.Я., H. Moulin. Часть графики печатана в литографии К.Я. Тромонина в Санкт-Петербурге, а №№ 6, 8, 9, 11-20, 23-28 и 30 у Энгельмана в Париже. Качество высочайшее. Первый экземпляр в красном марокеновом переплете, богато тисненный золотом на крышках и корешке. Изготовлен в переплетной мастерской московского переплетчика Н.П. Хитрова, работавшего в 1818-1855 г.г. Бордюры, муар, тройной золотой обрез. Формат: 30х22,5 см. Экземпляр на толстой бумаге из библиотеки графа Уварова Алексея Сергеевича (1825-1884), известного археолога и любителя старины, учредителя Московского археологического общества МАО, автора монографии «Исследование древностей южной России и берегов Черного моря», Спб., 1851. Второй экземпляр в красочном издательском картонаже, что на сегодняшний день составляет чрезвычайную редкость!
Библиографические источники:
1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №100, Спб., 1910, «Редкие книги». Искусство, археология, художественные издания, Rossica, книги о Москве и Спб. и т. д., «Livres Rares», №243, 100 р. («Редкое издание!»)
2. Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий», №2508.
3. Н.Б. «Русские книжные редкости», №561 («Книга достойна внимания, как по своему содержанию, так и по изданию. В полном виде встречается редко!»)
4. Бурцев А.Е. «Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг», Спб., 1901, т. V, №1890 («Книга замечательна, как по содержанию, так и по изданию!»).
В «Памятниках московской древности» содержатся очерк монументальной истории города и уникальные описания памятников Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов Москвы. Среди них – Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, Чудов и Воскресенский девичий монастыри, Оружейная, Грановитая и Золотая палаты, царские терема и многое другое. В своем труде автор очень точно подметил связь историко-архитектурных памятников с культурой быта, формой правления и уровнем образования. Издание иллюстрировано планами Москвы, чертежами архитектурных памятников и рисунками известного художника, академика Петербургской академии художеств Ф. Солнцева, гравировальные работы с рисунков которого выполняли А.А. Афанасьев, Е.О., Скотников, К.Я. Тромонин. Как пишет Н.Б., «весьма замечательное сочинение, содержащее в себе подробное описание соборных и приходских церквей и церковных, а также исторических древностей Москвы. На издание этой книги московский генерал-губернатор князь Д. Голицын пожертвовал значительную сумму. Книга достойна внимания как по своему содержанию, так и по изданию. В полном виде встречается редко». Также приведет прейскурант цен на данное издание у различных книготорговцев: цена доходит до 60 рублей.
Снегирёв, Иван Михайлович (1792-1868), профессор Московского университета, известный этнограф и археолог, сын профессора того же университета Михаила Матвеевича Снегирёва. После домашнего обучения поступил в академическую гимназию при университете (1802), а в 1807 году был произведен в студенты, а в 1810-в кандидаты. Первоначальные основы своего образования и общее направление Снегирёв получил в филологической школе профессоров Буле, Матеи и Тимковского. Эта школа дала ему прочный метод для ученых исследований. В 1815 году Иван Михайлович получил степень магистра словесных наук и в следующем году сделан был преподавателем по кафедре римской словесности и древностей при Московском университете. Под влиянием своих учителей-классиков Снегирёв настолько увлекся латинским языком, что искал людей, с которыми можно бы было говорить по-латыни, а с академиком Френом завязал переписку на латинском языке. И его первые научные труды были на латинском языке из области классической филологии. Несколько позже появилась и его «Латинская грамматика» (3-е изд. вышло в 1836 г.). На этом и кончилось его увлечение классикой.
Что касается служебной лестницы: 1816 г. — преподаватель, 1819 г. — адъюнкт, с 1826 г. — экстраординарный профессор по кафедре латинского языка и затем вскоре сделан был и ординарным профессором и оставался им до 1836 года. В это время он преподавал также русскую словесность в гимназии Московского Воспитательного дома(1817-1827), а с 1828 г. назначен был цензором. Но Ивана Михайловича с ранних пор тянуло в область московской старины и русской древности вообще. В 1820 г. он был выбран в члены Общества любителей русской словесности и на заседаниях этого общества делал доклады о своих археологических и этнографических исследованиях относительно русских пословиц, праздников и суеверий. В 1827 г. он был избран в члены Московского общества истории и древностей и 7 лет подряд был секретарем этого общества. Таким образом, с самого начала 1820-х годов его интересы исследователя были направлены в область русской этнографии, которая в то время, как наука, не существовала. Не было ни научных приемов, ни подготовительных работ(т.е. задела). Работы его увенчались успехом, и к началу 30-х годов он приготовил свой знаменитый труд: «Русские в своих пословицах» в 4-х книгах и с бесконечными комментариями. Император Николай I высоко ценил эту работу Снегирева, который еще несколько раз возвращался к этому предмету с новыми объяснениями и дополнениями. Он впрочем расширил область своих исследований и обратил внимание на простонародные праздники, суеверные обряды и даже на лубочные картинки. В 1836 году он был уволен от профессуры, вследствие преобразования университета по уставу 1835 года. С этого момента Снегирев полностью отдается излюбленным работам по археологии и этнографии. Так в 1837-39 г.г. он издал свой второй знаменитый труд — «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» в 4-х выпусках. В 1840 г. Академия Наук присудила автору за его труд демидовскую премию. Как и в работе о пословицах, так и здесь, обильный материал собран был живым личным наблюдением и хождением в народ. За это сочинение Снегирев получил от Императора Николая I бриллиантовый перстень (1839). С начала 40-х годов И.М. увлекается древностями монументальными, старым русским художеством и, в особенности, памятниками московской и подмосковной старины, можно сказать, становится «певцом московской старины» и не изменяет этому до конца своей жизни. В 1844 г. выходит его третий знаменитый труд «Лубочные картинки». И здесь он первый прокладывал дорогу. За исследование русского лубка он принялся еще в 1822 году. Вскоре после этого труда Снегирев был привлечен к изданию «Древностей Российского государства», начавших выходить с 1846 года по высочайшему повелению императора Николая I. Они включают 6 отдельных тетрадей текста и 508 хромолитографированных таблиц с изображением предметов древнерусского искусства.
В этом издании им написан текст к выпускам I,IV и V. Рисунки выполнены художником и археологом Ф.Г. Солнцевым (1801-1892). В его акварелях с ювелирной точностью изображены символы государственной власти, оружие, великокняжеский, боярский и царский костюм, памятники древнерусского зодчества. Как известно, издание прекратилось в 1853 году. Недаром описывать древности российского государства было поручено Снегиреву. Как московский старожил и величайший знаток московской старины, он всю свою жизнь воспитывал в себе любовь к исследованию московских древностей и вообще истории русского быта. Никто из ученых не знал так хорошо, как он, все урочища древней столицы, никто больше его не исходил, и не исследовал до мельчайших подробностей московские церкви и монастыри. Когда решено было отреставрировать так называемые Романовские палаты, то прежде всего обратились к Снегиреву, как знатоку древностей. За эти труды ему высочайше пожалован был орден Станислава I степени. Ну а что касается издания «Памятников Московской древности», то на издание этой киги московский генерал-губернатор кн. Д. Голицын пожертвовал значительную сумму. Весьма замечательное сочинение, содержащее в себе подробное описание соборных и приходских церквей, а также церковно-исторических древностей Москвы. Все тот же тандем, что и в «Древностях российского государства»: Снегирев-Солнцев, очень строгий подбор состава граверов и литографов, качественная полиграфия в Москве, Санкт-Петербурге и Париже — гарантировало успех предпринятого издания.