Кондаков Н. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1 [и единств.]: Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа.
Исторический и иконографический очерк, сочинение академика Н. Кондакова, с 116 рисунками. Атлас таблиц: 14 цветных автотипий, 5 гелиогравюр, 40 фототипий, 84 литографические таблицы. Издание Высочайшего учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. СПб.: Тов. Р. Голике и А. Вильборг, 1905. 97, [2] с., ил. в тексте и на отдельных листах. Атлас: 143 л. ил. 42х34 см. В издательской составной ледериновой папке с цветным тиснением. Исторический и иконографический очерк с указателем в издательской шрифтовой обложке. Единственный вышедший в свет том был выпущен малым тиражом (100 экз.) и сразу же стал большой библиографической редкостью.
В издании представлено множество ч/б иллюстраций, фототипий, украшено оригинальными заставками, обложка и титульный лист выполнены в красках, отпечатано издание на высококачественной мелованной бумаге "слоновая кость"!Иконописный подлинник – руководство по иконографии, собрание образцов, описывающих детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах. Лицевой иконописный подлинник содержит рисунки (прориси) икон. Редкое издание единственно вышедшего тома "Иконографии Господа Бога и Спасителя Нашего Иисуса Христа ", представляет собой только первую часть монументальный труда Н.П . Кондакова. Автор планировал издать и второй том своего важного труда, но к великому сожалению, труд по экономическим причинам так и не был завершен и продолжение не увидело свет! Издание больше никогда не переиздавалось! Соловьев «Каталог № 105» № 178 - 25 руб.
Издание, предпринятое Никодимом Кондаковым, имеет беспрецедентное научное и историко-художественное значение. В нем собран богатейший материал с образцами иконографии из множества собраний христианской ойкумены, включая Российскую империю, страны Европы, Ближний Восток – это монастыри, частные коллекции, государственные собрания и т.д.
Каждая икона и изображение снабжены детальными искусствоведческими комментариями. Богато оформленное иллюстрациями издание, вышедшее небольшим тиражом, содержит 116 рисунков, 14 цветных автотипий, 5 гелиогравюр, 40 фототипий и 84 литографические таблицы.
В христианской литературе встречаются несколько описаний внешнего вида Христа, в целом воспроизводя один и тот же основной тип. В живописи этот тип несколько видоизменялся согласно с развитием иконографии и под влиянием местных условий. Считается, что самое раннее описание принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата. В своём письме римскому сенату Лентул сообщает про Иисуса Христа:
«Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назареев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных».
Весь стиль письма не соответствует посланию римского наместника и выдаёт его христианское происхождение, хотя определить точную дату его составления не представляется возможным. Сам документ обнаружен в латинском переводе в рукописи между сочинениями Ансельма Кентерберийского, архиепископа и богослова XI века, однако историки не сомневаются в его гораздо более раннем греческом происхождении. Также о прокураторе Иудеи по имени Публий Лентул неизвестно из других источников, а предшественником Пилата был Валерий Гратус.
Похожее описание Христа дал иерусалимский монах Епифаний в «Житие Андрея Первозванного» (1-я половина IX века):
Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ: „красе́нъ добро́тою паче сыновъ человѣческихъ“), ростомъ же или тѣлеснымъ возвышеніемъ шести полныхъ футъ; русые имѣя волосы и не особенно густые, скорѣе напоминавшіе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свѣтлыя и блестящія (подобно тому, какъ разсказываетъ исторія о праотцѣ Его Давидѣ (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дѣтище бѣ, и черменъ и лѣпъ очима“; подобно и Сей) красноокій, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имѣя длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человѣческая, кромѣ Матери Его, въ дѣтскомъ Его возрастѣ; съ легкимъ склоненіемъ выи, настолько, чтобы не вполнѣ прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвѣта тѣла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткій обычай и во всемъ безгнѣвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».
В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягнёнка (агнца), пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы мясом накормить птенцов), дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем, ягненка под якорем, символизирующим крест, рыбы (ихтис). Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе, или «Добрый Пастырь» — пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа были запрещены. Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в., в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам. На Русь иконы Христа попали из Византии, здесь выработались некоторые особые иконографические типы.
Короткая справка: Кондаков, Никодим Павлович (1844 - 1925, Прага, Чехословакия) — русский историк византийского и древнерусского искусства, археолог, создатель иконографического метода изучения памятников искусства. Академик Петербургской АН (1898, членкор 1892) и Императорской академии художеств (1893). Член-учредитель Русского собрания (1901). Родился в семье главноуправляющего имением князей Трубецких в Ново-Оскольском уезде Курской губернии (ныне с. Русская Халань Чернянского района Белгородской области). В 1861—1865 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета под руководством Фёдора Буслаева. По окончании университета преподавал в средних учебных заведениях, в том числе московском художественном училище. В 1870 году был избран доцентом кафедры истории искусств Новороссийского университета в Одессе; с 1877 — профессор Новороссийского университета. В 1873 году защитил магистерскую диссертацию «Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства»; в 1876 — докторскую диссертацию «История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей». С 1888 по 1897 год — профессор кафедры истории искусств Санкт-Петербургского университета, преподавал также на петербургских Высших женских курсах. В 1888—1893 годах — старший хранитель отделения искусства средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа. В 1898 году избран академиком по отделению русского языка и словесности Академии Наук. В 1901 году был назначен управляющим делами комитета попечительства о русской иконописи. Из его научных поездок особенно богатые результаты для археологии имели: в 1873 году путешествие по Грузии для изучения архитектуры грузинских церквей, в 1875 - 1876 годах - в Западную Европу для изучения миниатюр греческих рукописей, в 1881 году - на Синай для изучения древностей Синайского монастыря и рукописей его библиотеки, в 1884 году - в Константинополь, для изучения его памятников, в 1889 году - на Кавказ, с целью описания ризниц монастырей Мингрелии, Имеретии и Грузии, в 1891 году - в Сирию и Палестину, для изучения христианских древностей Святой Земли, в 1898 году - на Афон и в славянские земли. В 1895 году основал (вместе с Фёдором Успенским) Русский археологический институт в Константинополе. В 1901 году был избран член-корреспондентом Сербской Королевской академии наук. Лекции Кондакова оказали большое влияние на Дмитрия Айналова, Николая Лихачёва, Михаила Ростовцева, Сергея Жебелёва и многих других историков, ахеологов и историков искусства. Вокруг Кондакова формируется кружок так называемых «фактопоклонников». Учено-литературная деятельность Кондакова охватывает почти все отделы истории искусства. К области классического искусства принадлежат сочинения: "Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства" (Одесса, 1873, магистерская диссертация), "Греческие терракоттовые статуэтки в их отношении к искусству, религии и быту" (ib., 1879) и ряд мелких статей. История византийского и в связи с ним русского искусства составляла и составляет главный предмет научных разысканий Кондакова. Сюда относятся следующие его труды: "Древняя архитектура Грузии" (М., 1876), "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (Одесса, 1876, докторская диссертация; то же сочинение по-французски: "Histoire de l'art byzantin consideree principalement dans les miniatures", II., 1886 - 1891), "Путешествие на Синай. Древности Синайского монастыря" (Одесса, 1882), "Византийские церкви и памятники Константинополя" (ib., 1886), "Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии" (СПб., 1890), "Указатель отделения средних веков и эпохи возрождения Эрмитажа" (ib., 1891), "Византийские эмали. Собрание А.В. Звенигородского. История и памятники византийской эмали." (ib., 1892, то же одновременно на французском и немецком языках), "Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода" (ib., 1898), "О научных задачах истории древнерусского искусства" (ib., 1899), "Современное положение русской народной иконописи" (ib., 1901), "Памятники христианского искусства на Афоне" (ib., 1902), "Иконы Синайской и Афонской коллекций преосвященного Порфирия" (ib., 1902), "Археологическое путешествие по Сирии и Палестине" (ib., 1904), "Лицевой иконописный подлинник. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа" (ib., 1905), "Иерусалим христианский" (ib., 1905), "Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века" (ib., 1906), "Македония" (ib., 1909), "Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения" (ib., 1911), "Иконография Богоматери" (том I, СПб., 1914). Совместно с графом И.И. Толстым , Кондаков издал "Русские древности в памятниках искусства" (6 вып., СПб., 1889 - 1899). Во всех своих трудах Кондаков является глубоким знатоком и тонким исследователем трактуемых им вопросов и большим мастером в деле стилистического анализа памятников, ведущих все свои разыскания на широкой исторической основе. Им введен в научный обиход и тщательно обследован целый ряд памятников, ранее неизвестных вовсе или неправильно оцененных. В области византийского и древнерусского искусства Кондакову принадлежит особенно видное место в ряду не только современных, но и прошлых исследований: эти отделы истории искусства могут считаться созданными и впервые научно обоснованными Кондаковым. Как университетский преподаватель, Кондаков создал свою школу, и многие из его учеников занимали и занимают теперь профессорские кафедры.
С 1917 года Кондаков жил в Одессе, с 1918 г. в Ялте. В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем — в Софию (Болгария). В 1920—1922 годах — профессор Софийского университета. В 1922 году переехал в Прагу (Чехословакия), где преподавал в Карловом университете до своей смерти в 1925 году. Объединившийся вокруг Никодима Павловича Кондакова кружок молодых ученых, известный впоследствии как Seminarium Kondakovianum, был в 1931 преобразован в Археологический институт имени Кондакова. Институт считается одним из центров учения и идеологии евразийства. Похоронен на Ольшанском кладбище.