Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 433 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Вашков С.И. Религиозное искусство. Сборник работ церковной и гражданской утвари исполненной Товариществом П.И. Оловянишникова и Ко. 1901-1910.

2-е издание. М., [1914]. - [27] с.: 187 л. ил.  Иллюстрации выполнены в технике фототипии. Титульный лист и лист посвящения выполнены в технике цинкографии. В белом цельнотканевом (коленкор) издательском переплёте. На передней крышке полихромным тиснением: название издания. Составные форзацы из бумаги с аллегорическим рисунком, тиснённым золотом. Торшонированный обрез. 32,2х25 см.

 

 

 


Вашков, Сергей Иванович (1879 — 1914) — выпускник Императорского Строгановского училища технического рисования, ученик В.М. Васнецова, русский художник и архитектор, известный мастер русского церковного декоративно — прикладного искусства, издатель журнала "Светильник", ревностный продолжатель русской традиции в разных направлениях творческой деятельности. В 1900 году Евпраксия Георгиевна Оловянишникова (1851-1925) приглашает к творческой работе в своем всероссийско-известном семейном предприятии молодого двадцатилетнего художника С.И. Вашкова и год спустя назначает заведующим художественным отделом Товарищества П.И. Оловянишников и Сыновья. Данный каталог — это своеобразный отчет мастеров Товарищества о проделанной творческой работе за десятилетний период 1901 — 1910 годов.

Заказчиками т-ва П.И. Оловянишникова и Сыновья являлись члены и родственники императорской семьи, высопоставленные особы, представители купечества и духовенства. В альбоме можно увидеть: Лампады. Пасхальные яйца. Ковчег для Святых Даров. Панагия. Икона "Христа - Эммануила". Наперсный крест. Серебряный складень. Триптих. Митра. Запрестольный крест и хоругвь. Блюдо для сбора денег в храме. Антидорное блюдо. Стихарь для дьякона. Фелонь. Икона Казанской Б.М. Рипида. Напрестольный семисвечник. Венчальный венец. Оклад на икону Христа - Вседержителя. Икона Иверской Б. М. Майоликовый подсвечник. Потир с прибором для Св. Причастия. Саккос. Оплечья на фелонь и стихарь. Выносной подсвечник. Панихидный столик. Напрестольные кресты. Молебное евангелие. Водосвятная чаша. Аналой для иконы. Напрестольное Евангелие. Потир из белого топаза. Панагия. Оклад на икону Божией Матери. Деревянный складень. Киоты. Иконы Св. Нины, просветительницы Грузии. Икона Арх. Михаила. Воздухи, шитые шелками и жемчугом. Серебряный ковчег. Выносной крест. Трикирий. Дикирий. Подсвечники. Финифтьевый крест. Архиерейский посох. Церковная мебель. Свечной ящик. Напрестольная плащаница. Дароносица. Мирница. Подставки для лампад. Трехсвечник на жертвенник. Аналой для Евангелия. Запрестольные крест и икона. Полковой складень. Крестильные тельники. Кадила. Басменный киот. Кронштейны для лампад. Крест на жертвенник. Висячий фонарь в притворе храма. Икона - Царица Небесная. Икона Св. Николая Чуд. Молебный крест. Стяги. Панихидница. Крест на Голгофе. Паникадило. Ковчежец для камня, на котором молился Пр. Серафим Сар. Престол. Сканной оклад на икону Казанской Б.М. Пасхальные трехсвечники. Церковная люстра. Сосуд с прибором для Св. Причастия. Оклады на иконы. Запрестольный семисвечник. Басменный иконостас. Гробница для плащаницы. Басменный престол. Рака для гроба Св. Макария. Посохи архимандричий и игуменский.

Короткая справка: Вашков, Сергей Иванович (4 (16) июля 1879, Сергиев Посад — 7 (20) ноября 1914, Москва) — русский художник, архитектор, дизайнер и преподаватель. Один из мастеров московского модерна. Родился 4 (16) июля 1879 в Сергиевом Посаде в семье журналиста Ивана Андреевича Вашкова (1846—1893). В 1893 году он начал учиться в Императорском Строгановском училище технического рисования, которое окончил в 1901 году со званием учёного рисовальщика. В 1900 году проходил практику в ювелирной мастерской К. Фаберже. Ещё до получения диплома был приглашён на работу московской фирмой церковной утвари «торгово-промышленное товарищество П.И. Оловянишникова с сыновьями», где занимался обновлением дизайна производимой фирмой религиозной утвари. В 1901 году стал художественным руководителем фабрики Оловянишниковых. В 1911 году вышло фундаментальное издание «Религиозное искусство», в котором были собраны фотографии предметов, выполненных по рисункам С.И. Вашкова. К наиболее значительным произведениям художника в этом жанре, по мнению искусствоведа М.В. Нащокиной, относятся: гробница Преподобного Павла Обнорского в Вологде, гробницы Святых Гермогена и Макария в Московском Кремле, надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве и ряд других. Вашков создал свой самобытный художественный язык, в котором сочетались древнерусские и древнехристианский мотивы. В своих работах художник использовал скань, филигрань, чеканку, резьбу по дереву, финифть и другие традиционные техники, однако сочетал их оригинальными способами. В 1909 году архиепископ Антоний (Храповицкий) взволнованно заметил:

«Господь сжалился над нами, любителями церковного благолепия: древнее вдохновенное творчество священных предметов восстановлено новым художником С.И. Вашковым, которого имя займет в истории нашего церковного благолепия одно из почетнейших мест, быть может, наряду с Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым».

Архитектурные работы Вашкова малочисленны, однако важны для истории московского модерна. Незадолго до смерти, в 1913 году Вашков с единомышленниками основал новый художественный журнал «Светильник» и стал его главным редактором. С марта 1914 года служил штатным преподавателем Строгановского училища. Жил в Москве на Арбате, 12 и на Чистопрудном бульваре, 14. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

ВАШКОВ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (СЕРГИЕВ ПОСАД 4(16).07.1879 - МОСКВА, 7(20).11.1914)

В 1893 г. поступил и в 1901 г. окончил Императорское Строгановское училище технического рисования со званием ученого рисовальщица. Тогда же его работы обратили на себя внимание известной московской фирмы церковной утвари — Торгово-промышленного товарищества П.И. Оловянишникова с сыновьями. Еще не получив диплома, в 1901 г. Вашков был приглашен художественным руководителем фабрики Оловянишниковых и полностью посвятил себя обновлению традиционной, но давно выпавшей из контекста современного художественного развития отрасли — созданию уникальной, подлинно художественной церковной утвари. Своеобразным отчетом Вашкова о работе на фабрике Оловянишниковых стало фундаментальное издание “Религиозное искусство” (Москва, 1911), представляющее собой альбом фотографий предметов церковной и гражданской утвари, выполненных по его рисункам. К наиболее значительным созданиям художника в этом жанре относятся: гробница Преподобного Павла Обнорского в Вологде, гробницы Святых Гермогена и Макария в Московском Кремле, надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве; отделка и внутреннее убранство церквей в имении “Новая Чартория” в Волынской губернии и в Федоровском городке Царского Села под Петербургом, храма Красностокского монастыря Гродненской губернии.  В этих произведениях Вашков, сочетая древнерусские мотивы с древнехристианскими, синтезировал свой самобытный пластический язык, в котором средневековые формы получили новое прочтение, отражающее предметно-пространственное видение человека начала XX века. Собственно, именно Вашков удалось в полной мере воплотить в сфере храмоздательства идею создания цельной эстетически осмысленной среды, которую развивал еще У. Моррис. Синтетизм его художественного мышления базировался на живом ощущении безгранично разнообразного в своих проявлениях рукотворного древнерусского искусства, которое он узнал в поездках по России, и на тонком чувстве ритма и стиля современности. По прошествии десяти лет, формулируя свое творческое кредо, Вашков об этом написал:

“Я в продолжении десяти лет труда не считал необходимым рабски копировать древние образцы искусства, повторять то, что уже давно высказано и пережито... Формы пластического искусства, как и литературные формы, должны развиваться и изменяться, пополняясь все новыми видами, но не теряя своей типичности. Язык, не изменяющийся под влиянием новых форм, становится мертвым. То же самое происходит и с искусством”.

Благодаря подвижнической деятельности Вашкова, после почти двухвекового господства тривиального ремесленничества в храмы России начали вновь поступать подлинно художественные произведения своего времени, утверждая возрождение церковного искусства — одного из древнейших национальных видов декоративно-прикладного искусства. Художник широко использовал почти все традиционные для Руси техники — скань, филигрань, чеканку, резьбу по дереву, просечку по металлу, литье, финифть, шелковое шитье, вставки из драгоценных камней и т.д. Однако, сочетание их, как правило, было необычно — деревянная резьба и эмаль, скань и резьба по перламутру, бисерное шитье и декоративное серебряное литье, живопись и драгоценные ткани. В качестве поделочного материала Вашков применял и такие экзоты, как древесина кокосового ореха. Огромную роль в творческом становлении Вашкова сыграл В.М. Васнецов. Молодой художник считал его своим учителем, хотя формально учеником мастера не являлся. Это утверждение можно понять — именно Васнецов в 1870-1880-х годах наиболее ясно и художественно выразительно обозначил путь развития национального русского искусства, основанный на погружении в стихию народного творчества и фольклора, который оказался весьма плодотворен для развития неорусского стиля. В определенном смысле можно провести параллель между работами М.В. Нестерова, развивавшего васнецовские принципы в живописи, и работами Вашкова в прикладном искусстве, также во многом наследовавшие выдающемуся живописцу. Свойственный им обоим оттенок трепетного, эстетически чувственного отношения к древнерусскому искусству, стремление к его прочтению в духе современного религиозно-ностальгического символизма — характерная примета эпохи. Эти качества прочитываются и в архитектурных произведениях Вашкова. Архитектурным проектированием он занимался от случая к случаю, поэтому его работы в этой области малочисленны, однако чрезвычайно важны для своего времени. Широко известен доходный дом в Москве при церкви Св. Троицы “что на Грязех”, спроектированный и построенный в 1908-1909 гг. — первый опыт художника в зодчестве, где он, по сути, выступил в качестве декоратора уже спроектированного ранее сооружения. Основной декоративной темой здания стал “ковер” декоративных рельефов, стилизующих барельефы Дмитровского собора во Владимире. Вашков “населил” фасадную плоскость неуклюжим сказочным зверьем, райскими птицами и невиданными растениями. Здесь как бы совершался характерный для эпохи символизма возврат к мифологическим персонажам, увиденным по-новому. Еще более целенаправленно и самобытно обращение Вашкова к миру русского фольклора реализовалось в деревянной даче И.А. Александренко, возведенной в 1908 г. в поселке Клязьма. Она обращала на себя внимание индивидуальностью образной характеристики, цельностью архитектурно-стилистического решения всего участка (в том же характере художником были спроектированы хозяйственные постройки, садовые скамейки, фонари, ограда с резными воротами и калитками), ярким многоцветьем деревянной сюжетной резьбы, витражей, изразцовых печей и каминов и, наконец, тем ощущением неподдельной рукотворности, которым дышат все создания Вашкова. Среди образов, помещенных на фасадах клязьминской дачи, можно найти многие древние символы, волновавшие ее автора — берегинь, птицу Алконост, двуглавого орла, наконец ягненка, олицетворяющего Христа, павлина — птицу Эдема и др. Поэтичность художественного языка Вашков - плоть от плоти его натуры, не устававшей восхищаться красотой жизни, гармонией и совершенством природы. Он писал: “В минуты восхищения природой искусство складывает фантастические сказки, в которых оживают и небо, и солнце, луна и звезды, все силы природы одухотворяются, и животный мир говорит языком человека и разделяет его восхищение”. В этом чутком прислушивании художника к голосам товарного мира обнажалась природа своеобразного мироощущения символизма, проникнутого образами смены времен года, отдельных природных состояний, их связи с человеческими страстями. В 1910 г. Вашков спроектировал церковноприходскую школу для поселка Клязьма, а в 1914 г. сделал эскизы храма-памятника в честь 300-летия дома Романовых. Это вершина его творчества, зримое воплощение его художественного мировоззрения. Изящный объем одноглавого храма был щедро украшен сюжетными майоликами, впоследствии изготовленными Абрамцевским заводом. Скоропостижная смерть не позволила художнику завершить свое произведение; церковь была возведена уже после его смерти в 1914-1916 гг. арх. В.И. Мотылевым. Формы храма образно тяготели к памятникам Москвы XV-XVI вв. и, в особенности, “годуновского” зодчества. Однако, их трактовка отражала и влияние эстетики модерна, фокусирующего внимание на изобразительном совершенстве архитектурных деталей, устремленного к простоте и лаконизму архитектурного языка. Проект храма интересно сопоставить с проектами старообрядческих храмов И.Е. Бондаренко — такое сравнение неопровержимо свидетельствует о влиянии этого нового современного пласта религиозного зодчества на произведение Вашкова. Незадолго до смерти, в 1913г. художник с группой единомышленников создал новый художественный журнал “Светильник”, призванный популяризировать отечественное искусство и научные изыскания в области его истории. Будучи главным редактором издания, Вашков сумел сплотить вокруг себя авторитетный круг художников и ученых. В его редколлегии состояли Д.В. Айналов, Н.П. Кондаков, Н.В. Покровский, А.В. Прахов, Ф.И. Шмидт, Н.И. Троицкий, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.В. Щусев и другие. Нечуждый литературной деятельности, художник не только редактировал, но и сам писал для журнала статьи о русском искусстве, что дополняет его творческий портрет.

РАБОТЫ МАСТЕРА

1906(?) - 1907 гг.

Внутренняя отделка и утварь для церкви в имении Н.И. Оржевской «Новая Чартория». Волынская губ.

1908 г.

Дача И.А. Александренко. пос. Клязьма. Московская обл. (сгорела в конце 1990-х гг.)

1908 - 1909 гг.

Доходный дом при церкви Св. Троицы, «что на Грязех». При участии арх. Л. Кравецкого и инж.-строит. П. Микини. М., Чистопрудный бул., 14. (Рис. на стр. 10, 64 и 205)

1900 - 1910-е гг.

Гробница преп. Павла Обнорского, г. Вологда.
Гробница Св. Патриарха Гермогена. М., Кремль, Чудов монастырь, (ныне — Успенский собор)
Гробница Св. Макария. г. Овруч.
Надгробие Карнеевых. М.
Надгробие Зыбина. М.
Внутренняя отделка и предметы утвари Федоровского собора Федоровского городка. Царское Село. (г. Пушкин) (не сохр.)
Внутренняя отделка, иконостас и утварь храма Дворцового госпиталя при Царскосельской общине Красного Креста. Царское Село (г.Пушкин). (Строитель — арх. С.А. Данини).
Внутренняя отделка храма Красностокского монастыря.

1910 - 1911 гг.

Церковно-приходская школа имени Ивана и Пелагеи Апександренко. (Строитель — арх. Е.И. Зеленский), пос. Клязьма Московская обл. (Рис. на стр.65)

1911 -1913 гг.

Проект церковно-приходской школы для г. Костромы, (неосущ).

1913 г.

Храм-памятник в честь 300-летия Дома Романовых Свв. Николая Мирликийского и митрополита Алексия. При участии арх. В.И. Мотылева. (Росписи по эскизам С.И. Вашкова были начаты скульптором Н.П. Гавриловым). пос. Клязьма. Московская обл. (Рис. на стр. 207)

ВКЛАД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ФАМИЛИИ ОЛОВЯНИШНИКОВЫХ В РАЗВИТИЕ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА В КОНЦЕ XIX –  НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

Начиная разговор о ювелирном русском искусстве конца XIX– начала ХХ века, мы сразу перечисляем крупнейшие и значимые российские (петербургские и московские) ювелирные фирмы – Фаберже, Сазикова, Хлебникова, Постникова, полагая, что относить его нужно к производителям церковных колоколов. Однако в ювелирном деле Оловянишниковы оставили яркий след, создав великолепные произведения в «русском стиле» (или как его ещё называют «неорусским стилем» или неодобрительно – «псевдорусским»). Богатая ярославская купеческая семья Оловянишниковых к началу ХХ века владела 35 каменными лавками, колокольно-литейными и свинцо-белильными заводами в Ярославле, свинцово-белильным, краскотёрочным  и свинцово-прокатным заводами в деревне Волокуши Ярославской губернии, а также торговыми отделениями в столице (Санкт-Петербурге), Москве, Туле, Ярославле, Нижнем Новгороде и Вологде, фабрикой церковной утвари в Москве. Касательно именно ювелирного религиозного искусства надо вести речь о московской оловянишниковской фабрике, на которой в 1917 году работало 206 рабочих. По своей значимости эта фабрика в Москве уступала лишь ведущей фабрике ювелирной отрасли, принадлежащей фирме «И.П. Хлебникова Сыновья и Ко». С петербургской же фирмой Карла Фаберже Оловянишниковы тягаться не могли. Фирма Фаберже была одним из мировых лидеров в ювелирном искусстве. На оловянишниковской фабрике производился широкий ассортимент церковной утвари из серебра, золота и бронзы, священнические облачения, мебель и церковную скульптуры из дерева и мрамора. Кроме изделий религиозного назначения на фабрике изготавливались и изделия светского назначения (например, лампы и посуда).  Фирма Оловянишниковых бралась за ответственные и трудоёмкие заказы по изготовлению рак для мощей и церковных главок. Возникновение неповторимого «русского стиля» церковной утвари фирмы Оловянишниковых  связано с именем любимого ученика В. М. Васнецова – талантливого художника Сергея Ивановича Вашкова (1879 – 1904), который более 15 лет возглавлял художественный отдел фабрики. Художник был уверен в том, что назначение художественных изделий фабрики – воспитывать эстетическое и нравственное чувство человека. Идеи, заложенные в художественном изделии, должны быть понятны человеку, его пртобретающему. Идеи, доступные пониманию, Вашков находил в искусстве ранних христиан и в искусстве Древней Руси. Вашков и его соработники творили в истинно национальном духе, поэтому искусствоведы считали их произведения стилистически близкими изделиям русского народного декоративно-прикладного искусства. Созданная ими церковная утварь была чужда социальной элитарности, так как была ориентирована на богомольцев из всех социальных слоёв, объединённых общим участием в таинствах. Вашков был противником бессмысленного украшательства церковной утвари и считал необходимым использовать только символику, несущую христианскую смысловую нагрузку: голубь с оливковой ветвью («Ноева голубица»), рыба (тайный символ первых христиан), агнец, птица Феникс (тайный символ Христа у первохристиан) и т. п. Из народного искусства Вашков заимствовал изображения львов и птицы Сирин в орнаментах, но всё же он стремился к наибольшей простоте линий. Камни в изделиях Вашкова находили себе место лишь в случае необходимости чёткого акцентирования композиции. Обладая безупречным художественным вкусом, тактом и прочным религиозным мировоззрением, художник избегал светскости и аляповатости, предпочитал золоту оксидированное серебро и высеребренную бронзу. Золото он предпочитал использовать в виде позолоты. На международной выставке в Турине в 1911 году С. И. Вашков получил золотую медаль,  а сама фирма получила сразу четыре (!) «Гран-при» и специальную награду «За сотрудничество». Виктор Иванович Оловянишников (1874 – 1932 гг.) получил на этой выставке почётный диплом. В канун празднования 300-летия Императорского Дома Романовых фирма Оловянишниковых выполняла заказ государственного значения: отливку ансамбля колоколов и церковной утвари для строящегося в Санкт-Петербурге Собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых на Миргородской улице у Николаевского(ныне Московского)  вокзала. Инициатива строительства этого храма исходила от «Союза Русского Народа», а строили храм на всенародные пожертвования. Победителем конкурса  проектов храма стал гражданский инженер С.С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. Храм строился уже по технологии нового – ХХ века – из железобетона. Он был выстроен примерно за два года (1911 – 1913 гг.). Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы В.И. Траубенберга, укращали родословное древо Романовых и Феодоровская икона, выполненные из майолики в мастерской П.К. Ваулина по рисунку художника С.П. Чехонина. Другая икона, размещённая над входом, была сделана по рисунку В.М. Васнецова в технике мозаики. Иконостас храма вырезали из липы в московской мастерской палехского иконописца И.М. Дикарёва, там же изготовили киоты и написали иконы – копии древнерусских. В той же мастерской изготовили Голгофу и царское место. Роспись храма в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В.С. Щербакову. Свита Государя заказала фирме Оловянишниковых серебряную дарохранительницу в виде уменьшенной копии Успенского собора в Кремле. Она была подарена Свитой Его Величества Феодоровскому собору. Оловянишниковская фирма изготовила для собора литургические сосуды, скопировав сосуды XVII века из костромского Ипатьевского монастыря. Также были отлиты колокола с именами членов царской семьи. По проекту Вашкова был создан подлинный шедевр – ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром три сажени. Действительным событием в жизни русского ювелирного искусства стало изготовление на московской фабрике фирмы Оловянишниковых по проекту Вашкова верноподданнической грамоты русского дворянства по случаю 300-летия Дома Романовых, ларец и блюдо для поднесения её Государю. Ларец был изготовлен из литого серебра, украшен эмалями и драгоценными камнями. Шатровая крышка ларца была увенчана красным крылатым грифоном с чёрными мечом и щитом – гербом бояр Романовых. Блюдо представляло из себя прекрасное резное изделие из мамонтовой кости, оправленное в серебро и несущее изображение Государственного Герба Российской Империи. В 1913 году московская фабрика Оловянишниковых получила высокое и почётное звание Поставщика Высочайшего Двора. Перед началом Первой мировой войны императорская фамилия успела разместить на фабрике крупный заказ – герб и раку для мощей Святого патриарха Гермогена для Успенского собора московского Кремля. Эта работа оказалась последней для замечательного русского художника и ювелира Вашкова. Он скончался в 1914 году. Многие искусствоведы склоняются к мнению, что эта последняя работа Сергея Вашкова и является его лучшей, самой совершенной работой по цельности и стройности художественного решения. В 1918 году захватившие власть большевики закрыли ярославское колокольное производство и московскую фабрику церковной утвари. Был национализирован свинцово-белильный завод в Ярославле, доживший как достаточно успешное предприятие до наших дней. Самое трагическое для России то, что большинство лучших произведений фирмы Оловянишниковых погибло. Не дошло до нас великолепное убранство Феодоровского собора в Петербурге. Сейчас идёт его воссоздание. Материал о шедеврах ювелирного искусства, созданных мастерами фирмы Оловянишниковых, использовался при проведении уроков по мировой художественной культуре и русскому церковному искусству (элективный курс) в петербургской Православной гимназии Святого Благоверного великого Князя Александра Невского в 2004 – 2012 годах.  С целью создания зрительного ряда на этих уроках использовался богатый иллюстративный материал, так как сами Оловянишниковы были собственниками ежемесячного журнала «Светильник», посвящённого религиозному искусству России и его истории. «Светильник» издавался в 1913 – 1917 годах, печатал статьи по церковной археологии, богословским вопросам, работы о выдающихся произведениях архитектуры и искусства, следующих в русле национальных традиций. Журнал был оформлен прекрасно и содержал от 10 до 15 иллюстраций на 30-60 страниц текста. В 1911 году Оловянишниковы выпустили альбом-сборник «Русское религиозное искусство», где представили изделия фабрики за 1901 – 1911 годы. Альбом содержал 188 листов тоновых фотографий с изображениями более чем 300 предметов церковной утвари, 41 образца парчи ручной работы и 38 предметов светского назначения.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?