Житие и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России, архиепископа Мирликийского. С 139 рисунками в тексте. Чч. 1-2. Составили А. Вознесенский и Ф. Гусев.
СПб.: изд. Книгопродавца И.Л. Тузова, 1899. . VIII, 724, [4] c., ил. В издательским коленкоровом переплете с золотым и цветным тиснением по корешку и верхней крышке, с блинтовым тиснением по нижней крышке. Тройной обрез, крашенный под "павлинье перо". Издательская обложка сохранена под переплетом. 25,3х16,5 см.
Данное издание является одной из самых полных книг о Николае Чудотворце. «Житие Николая Чудотворца» – памятник переводной литературы, получивший необычайно широкое распространение в древнерусской письменности, начиная с XII в. Впервые печатное издание всего цикла произведений о Николае Мирликийском появилось на Руси в XVII веке. «Службы и житие Николая Чудотворца» вышли первым изданием на Московском печатном дворе в 1640 году, а затем переиздавались в 1641 и 1643 годах. В данное издание помимо описания жития и чудес Николая Чудотворца, вошли такие главы как: Службы церкви в честь святителя Николая, Иконописные изображения святителя Николая, Слава святителя на Руси, Святитель Николай в русской народной поэзии. Также к книге прилагается справочный материал: примечания и список рисунков.
Николай чудотворец епископ Мирликийский - самый почитаемый святой в русской народной православной традиции. Он является покровителем всех путешествующих, в том числе моряков, купцов и торговцев; хранителем домашнего скота и крестьянского труда, умиротворителем враждующих, освободителем невинно осужденных, спасителем от напрасной смерти, благотворителем отдельных страждущих и заступником целых народов. К нему обращались за помощью в большинстве сложных жизненных ситуаций. Это был настоящий народный святой. Ему среди всех просиявших в святости посвящалось наибольшее число монастырей и церквей. Писалось огромное количество икон с его ликом. О нем слагали множество легенд и духовных стихов.
Как мы уже отмечали, «Житие Николая Чудотворца» - памятник переводной литературы, получивший самое широкое распространение в древнерусской письменности начиная с XII в. На Руси было известно два Жития св. Николая. Одно из них вошло в научный оборот как «иное житие». Старший список его относится к XIV в. Большая часть Жития святителя Николая посвящена описанию творимых им чудес, число которых приближается к тридцати: святой изгоняет бесов, исцеляет, воскрешает мертвых, умножает хлеб и вино и т.д. К этим чудесам следует добавить и чудеса посмертные. Помимо «иного жития», на Руси было известно и другое Житие св. Николая, созданное известным византийским агиографом Симеоном Метафрастом. Это Житие было переработано болгарским книжником Дамаскином Студитом (XVI в.) и в составе комплекса его произведений попало на Русь. Впервые печатное издание всего цикла произведений о св. Николае Мирликийском появилось на Руси в XVII в.
История исследования жизни святого не была простой. Долгое время его биографию смешивали с биографией св. Николая Пинарского, имевшего во многом схожую судьбу, но жившего двумя веками позже. Из-за этого в редакции жития св. Николая Мирликийского, созданного после V в. н.э., вошло много событий из жизни св. Николая Пинарского. В книге представлено развитие традиции исследования жизни Мирликийского святителя и связанных с ним агиографических сюжетов. Один из авторов-составителей труда Федор Гусев выявляет весь круг текстов, связанных с биографиями двух святых Николаев, стремится отделить факты одной биографии, отраженные в житиях, памятях, погребении и прочих текстах, от другой.
Автор знакомит читателей с русской рукописной традицией бытования текстов о св. Николае Чудотворце, показывая в текстах некоторые признаки смешения двух биографий. Он сравнивает славянские списки со списками, обнаруженными в Ватикане и на Ближнем Востоке. В русской культуре и письменности с XI в. фиксировались чудеса, связанные с Николаем Чудотворцем и его иконами, происходившие на русской почве. Эти тексты показывают историю почитания святого на Руси. Автор представил тексты Жития, Перенесения мощей и Чудес св. Николая по его успении.
Особенный исторический интерес представляет вторая часть книги. В ней сотрудник Синодальной типографии Андрей Вознесенский исследовал историю культа святого у восточных славян и русских до XIX в., включая местные традиции почитания святого и локальные культы, в том числе в Центрально-Европейской России, на Русском Севере и в Сибири, роль веры в св. Николу у местных малых народов, подвергшихся христианизации. А.Вознесенский изучил историю монастырей и церквей, освященных в честь св. Николая, иконографию Мирликийского святителя, развитие службы, песнопений и других форм прославления угодника.
Анализируются различные иконографические типы изображений святого: Николы «Мокрого» в киевском Софийском соборе, Николы Дворищенского в Новгороде, вятского изображения Николы Великорецкого, Николы Можайского, Николы Зарайского и т.д. Рассмотрены иконы, изображающие «Деяния Угодника», и те, в которые вошли известные местные чудеса. Целый ряд сюжетов связан с развитием культа святого Николая в периоды нашествий кочевых орд, войска Батыя, уничтожения монголо-татарского ига. К покровительству св. Николая прибегали во время долгой Ливонской войны во второй половине XVI в. Представлены истории, в которых святитель содействовал мирному распространению русского царства. Описано значение св. Николая как друга и помощника преподобных, а также обычных иноков в монастырях. Характеризуется культ святого в ряде известных обителей, основанных в его славу. Помимо агиографических источников, предметов церковной археологии, автор привлекает к исследованию воспоминания и дневники иностранцев, а также материалы народной поэзии.