Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 255 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. Посвящается любителям и собирателям русской православной старины.

Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. Посвящается любителям и собирателям русской православной старины. М.: типо-лит. И.Н. Кушнерева и К°, 1888. - [2], IV, [2], 173, [1], II c.: 45 л. ил.; Издание на плотной бумаге. В составном издательском полукожаном переплёте с золотым тиснением на корешке и с хромолитографией по рисунку Р.С. Контендантова на верхней крышке. 25,7х18,5 см. Редкий каталог известного московского коллекционера икон. С 45 рисунками-фотогравюрами, защищенных калькой. Состоит из двух разделов: в первом представлены и описаны иконы разных писем, складни, кресты и церковные принадлежности, во втором - печати, кольца, запонки и многое другое. Издание представляет собой систематизированный каталог, предваряемый вступительной статьей, с изображениями наиболее выдающихся экспонатов. Коллекция купца составлена преимущественно из икон и предметов церковной утвари.

В предисловии читаем:

Короткая справка: Постников, Николай Михайлович (1827-1897) — купец, антиквар, собиратель икон и церковной утвари. О начале жизненного пути Н.М. Постникова нам не удалось найти никаких сведений. С конца 1840-х гг. Н.М. Постников стал торговать иконами и церковной утварью. Его магазин был широко известен в Москве. Скупщики и торговцы охотно приносили ему иконы и различные церковные принадлежности. Тогда-то, вероятно, и пробудился у Постникова интерес к старым вещам, памятникам древности. По свидетельству коллекционера А.П. Бахрушина, хорошо знавшего Николая Михайловича, часто бывавшего и в его лавке, и в его доме, собирателем Постников стал, когда ему исполнилось двадцать лет. Все лучшее, что поступало в магазин, он откладывал для своей коллекции. Потом, не ограничиваясь этим, стал и сам заниматься поиском старинных вещей. Известно, что много икон он приобрел у других собирателей и у реставраторов-иконописцев. Например, строгановская икона начала XVII в. «О Тебе радуемся» была приобретена им у московского собирателя икон С.И. Тихомирова. Другую икону «Богоматерь Смоленская» он выменял у иконописцев-реставраторов М.И. Дикарева и О.С. Чирикова. Таким образом, почти за сорок лет он собрал громадную коллекцию старины, в которой одних только икон насчитывалось более трех тысяч. Это была самая большая коллекция икон среди всех частных и государственных собраний России в XIX в. «Его собрание икон, церковной утвари, серебра известно всей России», — утверждал А.П. Бахрушин (3, с. 12). Увлеченный собиратель, человек общительный, он способствовал расширению интереса коллекционеров к церковным древностям. Под влиянием Постникова стали собирать иконы его брат Андрей Михайлович и племянник Дмитрий Андреевич, Петр Иванович Щукин, Михаил Петрович Боткин, Юрий Всеволодович Мерлин. В собрании Постникова были иконы X в. Считалось, что немало икон из его собрания принадлежит кисти знаменитого Андрея Рублева. Икон XV—XVII вв. было очень много, несколько сотен. Причем представлены практически все русские иконописные школы — около двадцати. Кроме того, у Николая Михайловича хранилась образцовая подборка (по определению Н.П. Кондакова) «корсуньских» и «греческих» икон. Историческую ценность в этом собрании представляли иконы, выполненные в XIX в. московскими, мстерскими, палехскими, холуйскими иконописцами. Большинство из них имели подписи известных потомственных мастеров — В.И. Хохлова, И.А. Рослякова, И.Д. Шахова, A.M. и Я.В. Тюлиных, О.С. Чирикова и др.

Поддерживая постоянные связи с иконописцами и реставраторами, Н.М. Постников многому у них научился. Среди собирателей он слыл одним из лучших знатоков древнерусского искусства. Отличительной особенностью собрания Н.М. Постникова являлось то, что все старинные доски оставались нетронутыми, в том виде, в каком они достались собирателю.

В 1888 г. вышел роскошный иллюстрированный каталог этой коллекции христианских древностей, составленный самим Николаем Михайловичем Постниковым. Он включал подробное описание около трех тысяч памятников. На 173 страницах была дана характеристика каждого предмета. Текст сопровождался 45 рисунками. Это примечательное издание автор посвятил любителям и собирателям русской православной старины. В 1890 г. в Москве проходил Восьмой археологический съезд, приуроченный к двадцатипятилетнему юбилею Императорского Московского археологического общества. Съезд сопровождался масштабной выставкой памятников искусства и старины, устроенной в залах Императорского Исторического музея. На этой выставке были представлены многие частные собрания. Среди богатства и обилия экспонатов выделялась коллекция Н.М. Постникова. Она не только превосходила остальные количеством предметов (3245), но поражала разнообразием и ценностью памятников церковной старины. Здесь кроме икон посетители могли видеть церковную утварь — складни, кресты, панагии, венцы, оклады, накладки, цепи, печати, кольца и т.п. Обозревая выставку, профессор Егор Кузьмич Редин особо отметил такие вещи из собрания Н.М. Постникова, как икона Владимирской Божией Матери (особенно интересны клейма с изображением жития Богородицы), две иконы «Благовещение», три иконы «Рождество Христово», две иконы «Успение Пресвятой Богородицы», икона «Рождество Богородицы», три иконы «Воскресение Христово», икона «Введение Богородицы во храм». Все эти иконы были интересны тем, что в основе их ясно прослеживались византийские прототипы. Все они отличались строгой сдержанностью и гармоничностью. Николай Михайлович занимал небольшую квартиру на втором этаже дома Аристова на одной из Тверских-Ямских улиц. Для собрания оставалось мало места, поэтому большая часть коллекции хранилась в сундуках. Однажды Постников едва не лишился всего своего собрания. Случилось это примерно в 1884 г. Когда он был на пасхальной службе в храме Василия Кесарийского, прибежавшие люди сообщили, что в его доме пожар. Подойдя к дому, Постников увидел, что во дворе горят конюшни и жильцы соседних домов выносят скарб на улицу. Николай Михайлович бросился в свою квартиру, сел на сундуки и, как его ни упрашивали, решительно отказывался выходить сам и выносить предметы своей коллекции. Он понял, что всего спасти не сможет, а если начнет выносить, то многое будет повреждено и растащено. Собиратель решил погибнуть вместе со своей драгоценной коллекцией. К счастью, дом уцелел. Однако замечательная коллекция вскоре все же погибла как единое целое. Торговые дела Постникова пошатнулись, и он заложил свою коллекцию как самое ценное имущество купцу Пономареву, владельцу свечной лавки у храма Василия Блаженного. Выкупить он ее не смог. Умер Н.М. Постников около 1897 года. После его смерти коллекция была распродана. Иконы поступили в собрания П.М.Третьякова, Е.Е. Егорова, Д.И. Силина, Л.К. Зубалова, Б.И. и В.Н. Ханенко, но больше всего икон из этой коллекции приобрел петербургский коллекционер Н.П. Лихачев. Позднее постниковские иконы попали во многие государственные музеи, в том числе в Третьяковскую галерею и Исторический музей. В частности, в 1897 г. в Исторический музей поступил дар известного московского собирателя Ивана Абрамовича Морозова: семьдесят девять предметов старины из бывшего постниковского собрания. В 1907 г. библиотека, собранная Н.М. Постниковым, включавшая книги по церковной археологии, иконописи, истории, а также коллекция снимков с древних икон и церковной утвари были проданы антиквару П.П. Шибанову и затем разошлись по разным собраниям. Большая часть книг приобретена С.П. Рябушинским.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?