Достоверные портреты московских государей Ивана III, Василия Ивановича и Ивана IV Грозного и посольств их времени. Собрал и привел в порядок Д. Ровинский.
СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1882. [4], 16 с., 38 л. ил., причем на некоторых по несколько рисунков. Издательский полукожаный переплет с золотым тиснением на корешке и крышке. Цена на выходе 25 руб. То же издание, франц. яз. 250 экз. 16 стр. 45 ил. В издательском виде встречается крайне редко.
Под переплетом сохранена издательская обложка. С гравированными портретами, в том числе двумя цветными. Всего в издании собрано 47 портретов и изображений, некоторые из которых воспроизведены в большом формате на складных листах. Проблема, побудившая Ровинского, выпустить настоящее издание, заключается в том, что в эпоху Ивана III, Василия Ивановича и Ивана IV Грозного портретное искусство на Руси отсутствовало как таковое, за исключением иконографии и церковной живописи. Поэтому исключительную историческую ценность представляют западные источники — портреты с натуры, писанные участниками иностранных посольств. В настоящем издании собраны и приведены в порядок такие портреты, которые Д. Ровинский обнаружил в достоверных европейских источниках.
Портреты:
1) Вел. Кн. Ивана III. Из «Космографии» Теве. 1575.
2) Вел. кн. Василий Иванович. Гравюра Хиршфогеля. 1547.
3) Он же. Из венского издания книги Герберштейна. 1557.
4) Он же. Из венецианского издания той же книги. 1550.
5) Он же. С карты Гастальда.
6) Он же. Из Базельского издания Герберштейна. 1551.
7) Он же. На заглавном листе грав. Хиршфогелем. 1547.
8) Он же. На заглавном листе книги «Pictura Variae» 1560.
9) Он же. На карте 1557 г.
10) Он же. На большой карте из собр. П.Я. Дашкова.
11) Он же. Из книги Теве. 1584.
12) Он же. Прямоличный портрет из Иовия. 1577.
13) Копия с №12.
14) Он же. Фантастический портрет. 1576.
15) Он же; Портрет из книги Данкертса. 1663.
16) Иван IV Грозный. Профильный портрет работы Вейгеля.
17) Повторение №16. 1585.
18) Такое же повторение. 1698.
19) Его же. Венский оригинал.
20) Копия №19.
21—23) Фальшивые портреты Ивана IV, типа Герберштейна.
24) Он же, типа Иовия.
25) Картинка с фантастическим изображением Ивана IV. 1588.
26) Она же. 1582.
27) Она же. Из «Царственной книги».
Посольства и исторические картинки:
28—29) Русские на Феррарско-Флорентийском соборе.
30) Герб барона Герберштейна.
31—33) Три портрета барона Герберштейна.
34—35) Русские всадники.
36) Русская езда в санях.
37) Оружие и конская сбруя у русских. 38—41) Четыре картинки из «Weisskunig'a».
42) Посольства боярина Колычева. 1567.
43) Посольство кн. Сугорского. С висбаденского оригинала. 1576.
44) 4-й лист того же посольства, с оригинала, принадлежащего Публичной библиотеке.
45) Изображение подъячего Монастырева из того же посольства кн. Сугорского. Из числа этих рисунков: 1) Посольство Колычева в Гродно и 2) Посольство кн. Сугорского (раскрашенное от руки) продавались отдельно по 10 руб. каждое.
Рецензии на это издание: С.Ш. // Исторический вестник. 1882. №3. с. 722—724; Стасов В.В. Два новых национально-исторические издания // Голос. 1882. 25—26 марта. №79—80; То же // Стасов В.В. Собр. соч. СПб., 1894. Т. II. с. 685—692; Библиограф. 1891. №5—6. с. 87; Бурцев А.Е. Словарь редких книг и гравированных портретов. Т. II. 1899. №538. Т. II. 1901. №321; Березин-Ширяев. 1896. №481; Ульянинский. №1189; Отчет Публичной библиотеки за 1883. Пр. I. с. 138.
Через год после выхода «Русских народных картинок» Ровинский издал «Достоверные портреты московских государей: Ивана III, Василия Ивановича и Иоанна IV Грозного и посольства их времени» (б. лист 2+16 стр. текста и 45 изображений). В этом интересном издании даны древнейшие и редчайшие портреты русских исторических личностей главным образом из сказаний иностранцев о России: космографии Теве 1575 и 1584 гг., из различных изданий Гербер-штейна 1550^-1557 гг., из Павла Иовия 1577 г., Данкертса 1663 г., из книги «Picturae Variae», с гравюр Хиршфогеля 1547 г., Вейгеля и др. Кроме портретов, здесь воспроизведены бытовые предметы русской жизни: одежда, сани, дуги, седла, оружие, предметы богослужения и исторические картинки: русские на Ферраро-Флорентийском соборе, посольство Колычева 1566 г. и кн. Сугорского 1576 г. Изображения двух последних посольств, раскрашенные от руки, были выпущены и отдельно: в этом исследовании Д.А. Ровинский специально и отчетливо изложил и выделил «достоверные» портреты, остальные же, не имевшие интереса ни в иконографическом, ни в археологическом отношении, приложены им единственно для удовлетворения любопытства собирателей курьезов.
Издав эти портреты, Ровинский собирался сначала издавать и другие материалы по отделам, подобранным систематически, но скоро отказался от этой идеи и с 1884 г. начал издавать «Материалы для истории иконографии», печатая их отдельными выпусками. В предисловии к первому из них он писал:
«Материалов для каждого из намеченных мной отделов накопилось уже довольно много, но в ряду их есть все еще значительные пробелы, до пополнения которых издание в свет систематических отделов иконографии было бы преждевременно. Всего досаднее, что иногда почти готовый уже отдел не может быть выпущен в свет из-за нескольких недостающих листов, которых приходится разыскивать по частным собраниям и за границей. Время, между тем, уходит, редкие и ценные листы, изготовленные для издания и представляющие каждый в отдельности живой исторический интерес, лежат в безызвестности. Некоторые из любителей и собирателей неоднократно приводили мне в пример известного русского иконографа Бекетова. Они настаивали на том, чтобы к изданию снимков было приступлено немедленно, в виде отдельных выпусков и не дожидаясь полноты, необходимой для систематических отделов, которые могут быть выпущены в свет и впоследствии. Назидательный пример Бекетова убедил меня в справедливости этих требований, и я решился приступить к «предварительному» изданию собранных мной снимков под общим названием «Материалы для русской иконографии», отложив до поры до времени издание систематических отделов. По крайней мере, добросовестно собранный материал поступит в общее достояние и не пропадет бесследно».