Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 894 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Карнович Е.П. Цесаревич Константин Павлович. Спб., издание А.С. Суворина.

Цесаревич Константин Павлович. Биографический очерк Е.П. Карновича. С 13 портретами и иллюстрациями и 2-мя автографами. Спб., издание А.С. Суворина, 1899, Х, [2], 296 с., ил. В издательском переплёте с золотым и конгревным тиснением. Узорный обрез. Формат: 25х17,5 см.

 

 

 

 

 

Взбалмошный и эксцентричный, великий князь Константин Павлович (1779—1831) совсем не был похож на наследника русского престола. Сын убитого заговорщиками императора Павла I и брат Александра I, он мечтал вести жизнь частного человека, отказался от императорской короны даже тогда, когда вся Россия присягнула ему. К чему это привело, известно. Восставшие на Сенатской площади кричали "Ура!" Константину и... Конституции. Потом было восстание в Польше, в котором Константин Павлович также сыграл не слишком завидную роль. О жизни одного из самых своеобразных представителей Дома Романовых ярко и увлекательно рассказывается в книге Е.П. Карновича. Константин Павлович (1779-1831) — российский Цесаревич и великий князь, второй сын Павла I и Марии Фёдоровны. В детстве он напоминал бесенка с выдающимися задатками сердца и ума. Он изводил своего учителя Лагарпа упрямством и непослушанием, а иногда в порывах ярости кусал его, но при этом был необыкновенно живым, интересующимся ребенком. Будучи взрослым юношей, он также позволял себе разные выходки, которые шокировали окружающих. В книге Карновича рассказывается о попытках воспитания сложного подростка царских кровей, об отношении к нему Екатерины II и других членов императорской фамилии, а также ближайшего окружения и придворных. Большое внимание уделено участию великого князя в итальянском походе А.В.Суворова, где он проявил себя храбрым и мужественным воином, хотя эта храбрость и не всегда шла на пользу русской армии. Описана реакция Константина Павловича на гибель отца и его отношения с новым императором Александром I, участие великого князя в наполеоновских войнах и заграничных походах, назначение главнокомандующим польских войск. Большой период жизни Великого Князя был связан именно с Царством Польским. Описан его образ жизни в польских землях, стиль руководства, решения государственных вопросов, отношение к Константину Павловичу подчиненных и местного населения. Константин Павлович испытывал к полякам особое уважение: стоит отметить, что он свободно владел польским языком и общался на нем с подчиненными, не делал разницы между поляками и русскими, предоставляя равные возможности в движении по службе тем и другим. Автор дает оценку настроений в польском обществе, описывает проявления борьбы за независимость через создание тайных обществ. Важной вехой стало восстание декабристов и отречение Константина Павловича от престола. Анализируются факты этой достаточно запутанной истории. Книга основана на обширных документальных и архивных материалах, донесениях, частной переписке и т.д. Для автора большое значение имеет установление психологического портрета своего героя и общеисторического, социального фона, на котором развиваются события.

Карнович, Евгений Петрович родился в селе Лупандине, близ Ярославля. 28 октября 1824 года, а умер 25 октября 1885 года в Санкт-Петербурге. Сын богатого помещика, происходившего из старинной дворянской русской фамилии, Карнович, после отличной домашней подготовки, поступил в Педагогический институт, в котором окончил курс в 1844 году. За три года перед тем умер его отец, оставив дела до такой степени расстроенными, что Карновичу приходилось заботиться о средствах к жизни; поэтому он вынужден был, по выходе из института, принять должность учителя греческого языка в Калужской гимназии (1844-1849). Переведенный в Виленский учебный округ, Евгений прослужил здесь 10 лет — сначала чиновником при канцелярии виленского генерал-губернатора, а затем правителем дел в канцелярии попечителя местного учебного округа.

Выйдя в 1859 году в отставку и переселившись в Петербург, Карнович всецело посвятил себя литературной деятельности, которую весьма удачно начал еще в 1845 году, переводом с греческого двух комедий Аристофана: «Облака» и «Лисистрата». При неустанном писательском труде Карнович находил еще время для общественного служения в безвозмездной должности директора тюремного комитета; за службу в этом учреждении он произведен в год своей смерти в действительные статские советники. Писатель чрезвычайно трудолюбивый, работавший необыкновенно быстро, человек обширных сведений и серьезных интересов, свободно владевший пером и многими иностранными языками, Евгений Петрович легко справлялся с любой темой и был желанным сотрудником лучших периодических изданий и оставил несметное количество статей и очерков публицистических, юридических, статистических, критических и исторических, не говоря о беллетристике, которая была его коньком.

В числе первых журнальных работ Евгения Петровича, обративших на себя внимание, были очерки старинного быта Польши 1857 года и вышедшие в 1873 году отдельным изданием. В эпоху освобождения крестьян Карнович начал издавать еженедельную газету «Мировой Посредник», которая продолжалась, однако, недолго, менее двух лет (1861-62). В то время он предпринимал и другие серьезные работы, выходившие отдельными изданиями:

«Санктпетербург в статистическом отношении», 1860 г.

«Исторические и статистические сведения о существующих ныне государствах», 1860 г.

«О разработке статистики народного просвещения в России», 1863 г.

«Еврейский вопрос в России», 1864 г.

«О развитии женского труда в Петербурге», 1865 г.

 

С 1865 по 1875 год Карнович был постоянным сотрудником газеты «Голос», где писал преимущественно передовые статьи по внутренним вопросам, а в 1875-76 годах редактировал издававшиеся Полетикой «Биржевые Ведомости», а в 1881-82 годах — Журнал «Отголоски», предпринятый книгопродавцем Ретгером и неимевший успеха. К началу 70-х годов относятся три юридических труда Карновича:

«Пособие для занятий по судебно-гражданской части», 2 т.т., 1872 г.

«Очерки наших порядков административных, судебных и общественных», 1873 г.

«Собрание узаконений Русского государства», т. 1-й, 1874 г.

Монографии, статьи, очерки. Рассказы и романы из русской истории во множестве появились из-под пера Карновича в последнее десятилетие его литературной деятельности, когда он сотрудничал в «Русской Старине», «Древней и Новой России», «Историческом Вестнике», «Русской Мысли», «Неделе», «Наблюдателе», «Народной Школе» и «Нови». В своих исторических работах Карнович обнаружил обширную начитанность, которая могла бы стать настоящей ученостью. Чуждый тенденциозных пристрастий, он давал место реальному значению фактов и здравому смыслу, нередко проверяя ходячие исторические мнения. Удовольствовавшись скромной ролью популяризатора исторических сведений, отлично изучившего быт и нравы русских XVIII века, Карнович стоял выше простого компилятора, в нем были задатки настоящего историка, что видно в его знаменитых статьях и историко-биографических очерках: «Значение бироновщины в русской истории», 1873 г.; «Фотий Спасский», 1875 г. и «Цесаревич Константин Павлович», 1877-78 г.г. Наиболее значительные очерки и статьи Карновича собраны в двух книгах:

«Исторические рассказы и бытовые очерки», 1884 г.

«Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетий» (первое издание в 1884 г., второе — в 1893 году).

Кроме того, необходимо упомянуть о таких трех любопытных популярно-исторических работах, как «Замечательные богатства частных лиц в России» (два издания в 1874 и 1884 г.г.), «Родовые прзвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими», 1886 г. и «Русские чиновники в былое и настоящее время», 1897 г. Исторические повести и романы Карновича — «Мальтийские рыцари в России», (два издания — 1878 и 1880 г.г.), «Самозваные дети», (1880 г.), «Любовь и корона», (два издания — 1879 и 1883 г.г.), «Пагуба», (1887 г.), «Придворное кружево» и «На высоте и на доле», (1885 г.), «Сельская жизнь», (1886 г.), «Переполох в Петербурге» и «Лимон» (1887 г.) — не лишены достоинств. Мало кто знает, что А.А. Петрович в 1909 году в приложении к журналу «Родная речь» издал в 10-ти книгах собрание сочинений Е.П. Карновича, куда вошли вышеперечисленные исторические романы и повести. Не имея выдающегося художественного таланта, Карнович был умным рассказчиком, одаренным несомненным вкусом. Строго держась исторических фактов, не допуская никаких вымыслов и прикрас, он и во внешней обстановке выдерживал историческую точность. Внимательное изучение изображаемой эпохи, наряду с умением распорядиться материалом и с легким сжатым изложением делают работы Карновича чтением не только занимательным, но и полезным.

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?