Петров П.Н., Шубинский С.Н. "Альбом 200-летнего юбилея Императора Петра Великого". Санкт-Петербург, Издание Германа Гоппе. 1872.
292 c.; 42x31 см. В цельнокожаном издательском переплете с узорным золотым тиснением. Тройной золотой обрез. Оригинальное оформление страниц издания: каждая из 292-х страниц с текстом обрамлена гравированным бордюром в виде военных регалий. В нижней части листа гравированная композиция с изображением военной и инженерной аммуниции. Вся книга богато украшена многочисленными иллюстрациями, касаемые жизни Петра I. Для такой личности, какой является Петр I, способной совершить обращение сразу целого народа на дорогу прогресса, с которой не сбили его ни люди, ни обстоятельства - нужна и история, настолько же всесторонняя, живая, переносящая читателя на место действия, знакомя его со всеми пружинами явными и тайными, способствовавшими действию или остановившими его. Нужна история, писанная рукой признанного бытописателя, которому пришлось бы по плечу передать словом то, что совершил Петр делом. Авторы настоящего издания постарались совершить нечто подобное. Основная цель настоящего издания - собрать подлинные черты обстановки, сохранившейся на современных изображениях, передать графически оригинальные драгоценные свидетельства эпохи преобразований, чтобы сделать их общедоступными и объяснить толково и коротко самые видные этапы из жизни Петра I в популярном изложении.
Типография Германа Гоппе - является типичным представителем западных предпринимателей, приехаших в дореволюционную Россию и осознавших возможность соедининить высокий уровень немецкой техники и промышленного развития с возможностями развивающегося обширного российского рынка, которые открылись в стране после реформ 1860—1870-х гг. Он по праву относится к большинству тех переехавших в Российскую империю немцев, которые здесь обрели вторую родину и которые внесли значительный вклад в отечественную науку, промышленность, историю и культуру России. Безусловно, именно немцы играли достаточно значительную роль в различных областях культуры, а среди издателей, книготорговцев, владельцев частных типографий и библиотек занимали в эту эпоху ключевые позиции. История российского книгопечатания и книгоиздания середины XIX — начала ХХ века наполнена немецкими именами, их вклад в развитие отечественной культуры огромен и неоценим. Время давно определило роль немецкого этноса в многовековой истории России. Выходец из Германии — родины книгопечатания — Герман Гоппе принёс с собой в Россию высокую культуру книжного и издательского дела. Немецкие книгопродавческие и издательские предприятия той поры по уровню оснащённости и организации производства, квалификации персонала относились к элите делового мира России. Гоппе создал известное издательство, основал мощную типографию, оснастив её высокохудожественными шрифтами и передовым для того времени типографским оборудованием, что позволило печатать на высоком полиграфическом уровне художественные памятные издания, альбомы, издания по искусству шрифта и книжной орнаменталистики. Все книг, изданные Гоппе, по праву можно считать редкими антикварными книгами отменного качества с высоким издательским проиведением книжного мастерства! Издавая книги, календари, учебные пособия, белетристику, он внёс свой заметный вклад в насыщение российсского книжного рынка изданиями очень высокого качества, способствовал внедрению и развитию типографской техники и искусства ксилографической иллюстрации, сказал своё веское слово в становлении и развитии книгоиздательского и книготоргового дела в России. Антикварные книги типографии Гоппе, в наше время по праву могут считаться изысканными и роскошно иллюстрированными изданиями, которые имеют не только коллекционную ценность, но и историческую ценность!
Шубинский, Сергей Николаевич (1834, Москва — 1913, Санкт-Петербург) — известный русский историк, журналист, основатель и многолетний редактор журналов «Древняя и Новая Россия», «Исторический вестник», популяризатор истории и библиофил. Тем, кто интересуется антикварной книгой, Сергей Николаевич известен по своим знаменитым историческим трудам:
Шубинский С. Н. Рассказы о русской старине. — СПб.: Тип. М. Хана, 1871. — 212 с.
Петров П. Н., Шубинский С. Н. Альбом 200-летнего юбилея Петра Великого. 1672—1872. — СПб.: Тип. Г. Гоппе, 1872. — 292 с.
Шубинский С. Н. Черты и анекдоты из жизни императора Александра Первого. — СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1877. — 151 с.
Шубинский С. Н. Из жизни русских писателей. Рассказы и анекдоты. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1882. — 128 с.
Шубинский С. Н. Очерки из жизни и быта прошлого времени. — СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1888. — 164 с.
Петров П. Н., Шубинский С. Н. Иллюстрированная история царствования императора Петра Великого. — [СПб.: Тип. И. Д. Сытина, 1903]. — 192 с.
Шубинский С. Н. Исторические очерки и рассказы. — СПб.: Тип. М. Хана, 1869. — 228 с.
С. Н. Шубинский происходил из старинного дворянского рода, восходящего по официальным данным к началу XVII века. Родоначальником рода был Иоаким Михайлович Шубинский, произведённый в 1716 году в капитаны гвардии. Его сыновья, внуки и правнуки почти все служили на военной службе, хотя и не дослужились до высоких чинов. Дед Сергея Николаевича, Пётр Иоакимович, вышел в отставку в чине прапорщика; отец, Николай Петрович (1782—1837), состоял на службе в лейб-гвардии Измайловском полку с 1798 года, откуда вышел в отставку в 1803 году в чине поручика. В 1812—1815 годах был подполковником и командиром батальона имени Екатерины Павловны, в 1826—1832 годах — начальником московского корпуса жандармов в чине полковника, в 1832—1837 годах — директором московского воспитательного дома с чином действительного статского советника. Мать Сергея Николаевича — Клавдия Николаевна Новосильцева. Сергей Николаевич рано осиротел и воспитывался в родственном доме князей Оболенских. Окончив Московский дворянский институт, в 1852 году он был зачислен на службу в московское губернское правление. Во время Крымской войны с 1854 года служил в лейб-гвардии Гренадерском полку и в 1855 году произведён в прапорщики. В 1860 году Шубинский становится чиновником особых поручений в Комиссариатском департаменте (позднее — Главное интендантское управление) Военного министерства. Здесь он успешно продвигался по служебной лестнице и получал награды. В 1887 году вышел в отставку в чине генерал-майора.
В 1865 году Шубинский женился на Екатерине Яковлевне Боровской, от брака с которой в 1875 году родилась дочь Екатерина, впоследствии вышедшая замуж за юриста, поэта и литературного критика Б. В. Никольского. Умер в 1913 году, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Литературную деятельность С. Н. Шубинский начал в 1860 году воскресными фельетонами в «Русском инвалиде» и рассказами в «Русском мире» А. С. Гиероглифова. Вскоре он сосредоточился на изучении русской истории в основном XVIII века. В 1861 году начали появляться в различных периодических изданиях его очерки исторических событий и лиц, основанные на новых материалах, отличавшиеся точностью и достоверностью сообщаемых сведений и лёгкостью изложения. В середине 1860-х годов С. Н. Шубинский сблизился с историками М. И. Семевским и М. Д. Хмыровым, начал сбор первоисточников и составление собственной исторической библиотеки.
По мере накопления материалов, собираемых на толкучем рынке, появлялись небольшие очерки и рассказы из истории быта XVIII века. Постепенно они составили книги «Собрание анекдотов о князе Г. А. Потемкине-Таврическом с биографическими о нём сведениями и историческими примечаниями» (1867) и некоторые другие. Шубинский издал ценные исторические источники — «Записки фельдмаршала графа Миниха» (1874) и «Письма леди Рондо…» (1874). В 1872 году на похоронах М. Д. Хмырова Шубинский сблизился с известным библиографом П. А. Ефремовым. Поводом послужило возмущение обоих историков безучастием издателя «Русской старины» М. И. Семевского к судьбе Хмырова, лишённого постоянной работы в журнале последнего. Этот разговор навёл их на мысль о создании своего собственного издания, но поскольку средства для этого отсутствовали, выбор издателя пал на В. И. Грацианского, чиновника Государственного Банка, который в это время завёл небольшую типографию. В 1873 году идея нового журнала была поддержана многими историками, но переговоры с Грацианским затянулись на целый год. В 1874 году окончательно утвердился авторский состав будущего журнала, В. С. Курочкиным придумано название «Древняя и Новая Россия» (по мотивам известной работы Н. М. Карамзина «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях») и получено разрешение на его издание. Журнал выходил с января 1875 года по март 1881 года. Поскольку ни у Грацианского, ни у самого Шубинского не было опыта редакционно-издательской деятельности, они сразу же совершили несколько ошибок. Отталкиваясь от своих знаменитых предшественников — журналов «Русская старина» и «Русский архив», они увеличили формат журнала до ин-кварто, для качественных иллюстраций закупили дорогую бумагу, назначили высокую подписную цену для неизвестного пока публике издания, наполнили журнал серьёзными статьями именитых профессоров (К. Н. Бестужева-Рюмина, И. Е. Забелина, Н. И. Костомарова, С. М. Соловьёва, Д. И. Иловайского), — но подписка в количестве полутора тысяч подписчиков не окупала всех издержек на издание. В. И. Грацианский понёс значительные убытки, однако на реформирование журнала, предложенное С. Н. Шубинским, не решился. В итоге Шубинский снял с себя обязанности по редактированию журнала, хотя за истекшие годы и опубликовал в «Древней и Новой России» материалы исключительной важности.
Осенью 1879 года он начинает сотрудничество с издателем «Нового времени» А. С. Сувориным, которого смог убедить в необходимости создания нового журнала. Журнал получил название «Исторический вестник». Опыт редактирования «Древней и Новой России» пригодился Шубинскому при создании концепции этого издания. Однако, как и в случае с предыдущим журналом, громкие имена авторов не сделали его коммерчески успешным, как желал того издатель. С целью повышения спроса С. Н. Шубинский привлёк в качестве авторов беллетристов-бытописателей, сделав «Исторический вестник» популярным литературно-историческим изданием. На страницах журнала начали публиковаться различные романы и бытовые хроники графа Салиаса, Д. Л. Мордовцева, П. Н. Полевого, Н. И. Мердер, Е. П. Карновича, Н. С. Лескова, С. Н. Терпигорева и др. С. Н. Шубинский сам давал авторам сюжеты для дальнейшей обработки, формируя, таким образом, своеобразный стиль исторического повествования. Этой же цели служили многочисленные мемуары, среди авторов которых укоренился своеобразный стиль написания «под „Исторический вестник“». Вскоре журнал приобрёл популярность и на долгие годы стал источником занимательного исторического чтения, местом публикации облегчённых мемуаров. Наряду с ними, редактор «подбрасывал» в журнал и весьма серьёзные работы, пытаясь соблюсти баланс коммерческого и исторически достоверного материала. Такая «гибкая» позиция вызывала неоднозначную реакцию у современников, однако различные категории читателей могли найти в журнале то, что их интересовало, а Шубинский получал возможность соблюсти определённую независимость от издательского давления. Иногда на страницах журнала вспыхивала полемика, вызванная той или иной статьёй.
Хотя Шубинский разделял консервативно-охранительные взгляды своего издателя, он, однако, давал высказаться всем, кроме авторов наиболее острых, злободневных публицистических материалов. По его мнению, место этим материалам в таких газетах как «Новое время», а не в историческом издании. Благодаря этой позиции, он избегал трений с цензурой и приобрёл позицию незаинтересованного в спорах «правых» и «левых». Вплоть до революции 1905 года в журнале печатались историки самых разных направлений — от охранительного (Д. И. Иловайский) до историко-революционного (П. Е. Щёголев, В. Л. Бурцев). В этих условиях Шубинскому удавалось успешно редактировать журнал в течение 33 лет — с 1880 года вплоть до своей смерти в 1913 году. Помимо редактирования журналов, С. Н. Шубинским было опубликовано несколько самостоятельных работ — как в «Древней и Новой России» и «Историческом вестнике», так и во «Всемирной иллюстрации», «Новом времени», «Ниве», «Всемирном труде», «Русском архиве», «Русской старине» и других изданиях. После смерти Н. К. Шильдера он подготовил к печати его незавершённую биографию Николая I. Шубинский принимал участие в написании биографий исторических деятелей для издания великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий» (5 тт., 1905—1909). Также историк собрал ценную библиотеку по русской истории XVIII века, включавшую редкие книги, пособия, гравированные листы и иные источники по эпохе Петра I, Елизаветы и Екатерины II. Богатейший архив Шубинского и журнала «Исторический вестник» ныне хранится в Отделе рукописей РНБ.
Петров, Петр Николаевич — писатель, трудолюбивый исследователь старины, род. в Петербурге 19-го июня 1827 г. от бедного придворного служителя, бывшего "брандмейстером по главной кухне". В 1838 г. П. поступил в Дом воспитания бедных детей Человеколюбивого Общества (ныне гимназия), где и окончил успешно курс в 1845 г.; в том же году он поступил в рисовальные классы Академии Художеств (вместе с товарищем своим К. Д. Флавицким, сделавшимся впоследствии известным живописцем). Вынужденный зарабатывать средства к существованию, П. определился на службу в Департамент Государственного Казначейства, и эта служба заставила его покинуть Академию; однако он не переставал работать дома и в то же время начал изучать историю искусства (особенно русского), русскую археологию и т. п. и собирать разные исторические материалы. В 1860 г. П. познакомился с А. Ф. Писемским, который, заметив его большую начитанность, предложил ему написать что-нибудь для редактировавшейся им в то время "Библиотеки для чтения", и в апрельской книжке ее за 1860 г. (т. 158, № 4, отд. I, стр. 1—22) появилась первая статья П. — "Евграф Петрович Чемесов, русский гравер". При помощи Писемского П. осенью того же года получил в заведывание отдел начертательных искусств в журнале "Искусство", вскоре, впрочем, прекратившемся. В том же 1860 г. П. определился на службу в Императорскую Публичную Библиотеку писцом для занятий в отделении искусств. Приглашенный в качестве писца же А. Н. Майковым в редакцию "Энциклопедического Словаря", издававшегося русскими учеными и литераторами в 1861 г., П. вскоре перешел в состав сотрудников "Словаря" и поместил в вышедших томах его свыше 300 статей по истории искусств, русской истории, топографии и истории Петербурга и др. (напр.: Академии Художеств в Европе, С.-Петербургская Академия Художеств, Александро-Невская Лавра, Алексей митрополит, Аллегри (Корреджио), Анатомия для художников и т. д.). Затем он постепенно и уже всецело отдался литературной работе; статьи его по истории, археологии, истории искусства, истории литературы, генеалогии, геральдике, этнографии, мифологии и т. д. помещались в следующих изданиях: в "Северном Цветке" ("Женщины-художники"), в "Северном Сиянии", "Иллюстрации" 1862—1864 (которую он одно время и редактировал), в "Отчетах Академии Художеств" (1864—1866), в "Художественном Сборнике", изданном Московским Обществом любителей художеств под редакцией графа А. С. Уварова (о Боровиковском и Левицком, вып. I, 1866 г.), в "Современном труде" (1867 г.), "Всемирном Труде" Хана, в "Ниве", наконец, во "Всемирной Иллюстрации" Г. Д. Гоппе, где с ноября 1869 г. до конца жизни он напечатал бесконечное количество статей (к 1881 г., по собственным словам, оно достигло числа свыше тысячи) по самым разнообразным предметам; его статьи помещены также в "Вестнике Изящных искусств" (1883 г. "Русские живописцы-пенсионеры Петра Великого", "Пропавший бюст Екатерины II", заметка, и 1890 г. — "Очерк истории русской скульптуры в России"), в "Российской библиографии" (1880 г.), в "Кругозоре" (1877 г.) и других изданиях. Из отдельно изданных работ Петрова назовем некоторые, чтобы показать, как разнообразны были его интересы: "Описание памятника тысячелетия России" (1862), "Заметки историко-художественные и исследования" (1862 г., из "Иллюстрации"), "К. Штейбен, биографическо-художественный очерк" (1862), "Сборник материалов для истории Импер. Академии Художеств за сто лет ее существования" (3 т. и 1 т. примечаний, 1863—1866 г.), "Обзор истории мозаики вообще и особенно в России" (1864—1865), "Описание Греческой посольской царкви св. Димитрия Солунского" (1866 г.), "Очерк деятельности архитектора К. А. Тона" (1865 г.); "Материалы для истории строительной части в России" (1869 г.), "Каталог выставки русских портретов известных лиц XVI— XVIII в." (1870 г.), "Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого" (1872 г., с С. Н. Шубинским), "Альбом русских народных сказок и былин" (1875 г., с рисунками Соколова, Васнецова, Брожа и Панова), "Деятели эпохи преобразований" (1877 г.), "Н. С. Пименов, биографический очерк" (1883 г.), "История С.-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по учреждению о губерниях 1703—1782 (1885 г.), "История родов русского дворянства" (1885 г.). В 1873—1878 гг. он один, без сотрудников, составлял "Календарь Гоппе"·, написал большую биографию Екатерины II, не пропущенную в печать цензурой. П. писал также исторические повести и романы, как, напр., "Иоанн III, начатый Н. В. Кукольником, а со 2-й главы II части продолженный и оконченный Петровым", "Семья вольнодумцев" (сперва в "Ниве", а затем и отд. издание), "Царский суд" (в "Кругозоре" и отд. изд. 1877 г.), "Балакирев" (во "Всемирной Иллюстрации" 1880 г. и отд. изд. 1881 г.), "Два узла одной веревки" и мн. др. Обладая необыкновенным трудолюбием, Петров добился постепенно разрешения на доступ во все столичные архивы, как-то: Сенатский, Синодский, Департаментов Иностранных исповеданий, Герольдии и других, Министерств: Военного, Путей Сообщения, Юстиции, Академии Художеств, в архивы кладбищ, консисторий, церквей и др. Здесь он занимался по целым месяцам, извлекая из дел разные заметки, на основании которых писал свои многочисленные статьи. Впрочем, вследствие стремления собрать возможно больше материалов (интересы же его были весьма разнообразны) и по причине всегдашней спешки и желания как можно больше просмотреть и выписать, Петров часто допускал ошибки, описки, и не достаточно обдуманные предположения, которые заставляют относиться к его работам с известной долей осторожности. Значительная часть собранных им материалов, по возможности критически проверенных, вошла в помещенный в LX и LXII тт. "Сборника Императорского Русского Исторического Общества" список имен русских деятелей, долженствующих войти в настоящий "Русский Биографический Словарь". Петров умер совершенно одиноким 29-го марта 1891 г. в Мариинской больнице и погребен на Волковом кладбище. Оставшиеся после Петрова материалы были проданы нескольким частным лицам. П. был почетным вольным общником Императорской Академии Художеств, членом-сотрудником С.-Петербургского Общества архитекторов (с 1876 на заседаниях его он читал много историко-биографических и других статей) и членом Императорского Археологического и Русского Географического Обществ.