Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых. В 2-х выпусках. Москва, т-во скоропечатни А.А. Левенсон, 1913.
Издание С.С. Ермолаева под общей редакцией князя М.С. Путятина, художественный отдел под редакцией С.И. Вашкова.
Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых. Юбилейное издание в ознаменование 300-летия царствования, 1613-1913. [Выпуск А/1]. Москва, Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, [1913]. 113 стр. с многочисленными иллюстрациями, в том числе цветными, 2 роскошных листа с приклеенными цветными фотоцинкографиями — портретами царя и великого князя Михаила Феодоровича и Императора Николая II Александровича, в хромолитографированных с золотом рамках, одна из которых оформлена в виде отдельного накладного листа, 16 л. цветных иллюстраций. Многоцветный титульный лист с изображением первого в Романовской династии царя и великого князя Михаила Феодоровича, «всея великия России самодержец», изображенный со скипетром и державой — С.И. Вашкова. Заставки и буквицы — Б.В. Зворыкина. Рамки к портретам царя Михаила Фёдоровича и Императора Николая II — С.И. Ягужинского. Блок на «толстой бумаге» разных дорогостоящих сортов вплоть до тонкого картона. В цветном с серебротисненной рамкой картонажном печатном издательском переплёте, оформленном Б.В. Зворыкиным. Узорные печатные форзацы. Формат: 46x33 см.
Летописный и лицевой Изборник Дома Романовых. Историко-художественное издание в ознаменование 300-летия царствования, 1613-1913. [Выпуск В/2]. Москва, Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, [1913]. 123 стр. с множеством цв. заставок и концовок, факсимиле в лист, 2 роскошных листа с приклеенными цветными фотоцинкографиями — портретами царицы Евдокии Лукьяновны и Императрицы Александры Федоровны, в хромолитографированных с золотом рамках, одна из которых оформлена в виде отдельного накладного листа, с родословными таблицами; 3 л. цв. ил.; XVI стр.; 2 н.с. В издательском картонаже с золототиснеенным гербовым драконом на 2-х ногах с мечом и шитом. Блок на «толстой бумаге» разных дорогостоящих сортов вплоть до тонкого картона. Торшированный обрез. Титула по рис. С. Вашкова. Заставки, концовки, буквицы — Б. Зворыкина и Н. Рериха. Узорные печатные форзацы. Сохранено издательское ляссе с картонным ярлычком на конце. Формат: 45,5х33 см. Роскошное подарочное издание с портретами и многочисленными иллюстрациями в тексте и на отдельных листах большей частью в красках.
Издателем С.С. Ермолаевым и редактором князем М.С. Путятиным предполагалось подготовить 12 выпусков, однако вышло в свет только два. Вся прибыль от издания предназначалась на просветительные цели. Цена одного тома на роскошной бумаге, в матерчатом переплете составляла 25 рублей. Два портрета, помешенные в начале первого тома, — император Николай II в богатом древнерусском одеянии и царь Михаил Федорович, совсем еще юный, в царском облачении, со скипетром, державой и в шапке Мономаха. Рамки к портретам выполнены в русском стиле художником С.И. Ягужинским. Во втором томе помещены портреты действующей Императрицы Александры Федоровны и царицы Евдокии Лукьяновны. 300-летие царствования дома Романовых всколыхнуло интерес к прошлому страны. Издавалось множество популярных книг — как копеечных, так и роскошных. Среди последних выделяется наш «Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых». Над ним работали известные церковные иерархи, ученые и художники: Антоний, Архиепископ Волынский, Серафим, Архиепископ Кишиневский, Анастасий Епископ Серпуховской, архиепископ Никон — непременный член Святейшего Синода и член Госсовета, профессор Ю.В. Арсеньев, профессор Н.П. Лихачев, профессор А.И. Успенский, профессор Е. В. Барсов, профессор Н.В. Покровский, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, В.М. Васнецов, В.К. Лукомский, академик С.В. Малютин, академик М.В. Нестеров, Б.В. Зворыкин, А.А. Громов, Н.Н. Хохряков, Л.А. Богданович, А.Ф. Максимов, С.М. Прокудин-Горский, С.А. Белокуров, барон Н.А. Типольт, граф П.С. Шереметев, князь Д.П. Голицын- Муравлин, В.К. Трутовский, С.И. Ягужинский, С.И. Вашков и многие другие. Юбилейное издание, вышедшее как в издательском картонажном варианте, так и в матерчатом, состоит из точных воспроизведений памятников старины и оригинальных произведений как литературных, так и художественных и отличается богатством красок и изысканностью. Современники считали «Изборник» настоящим шедевром типографского искусства.
Библиографические источники:
1. Из сокровищ Российской государственной библиотеки. Книжная культура России XVI- начала XXвека. Москва, 1998, №66 (только вып. А).
2. Венгеровы А.А. и С.А. «Библиохроника», т. I, Москва, 2004, №153 (только вып. А).
3. The Paul M. Fekula collection. A catalogue. Vol.I. New York city, 1988, №№2820-2821.
4. «Магия книги». Собрание ГИМ. Каталог выставки. Москва, 2003, стр. 34-35.
5. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №72. Книги по искусству и иллюстрированные издания. Москва, 1935, №1012.
6. Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон. Исторический очерк и описание мастерских. 1881-1903. М., 1903, 114 стр.
«Изборниками» в Древней Руси называли рукописные сборники, состоявшие из статей и отрывков, выбранных из разных книг. Наиболее известный из них Изборник Святослава 1073 года — вторая по древности (после Остромирова Евангелия 1056-57 г.г.) дошедшая до нас датированная древнерусская (и вообще славянская) рукописная книга. Переписана в Киеве двумя писцами с не сохранившегося болгарского оригинала, который был переведен с греческого оригинала по инициативе болгарского царя Симеона I Великого (болг. Симеон Великий, 864-927) — князь Болгарии c 893 года, с 919 года — царь. С именем царя Симеона связан «золотой век» болгарского государства. Его победоносные войны расширили пределы болгарских владений до берегов трех морей: Адриатического, Эгейского и Чёрного. В 917 году, победив византийские войска в битве на реке Ахелой, Симеон провозгласил себя «царем болгар и ромеев». При нем Болгария переживала «золотой век» письменности. Изборник по содержанию представляет собой сборник из более чем 380 статей энциклопедического характера виднейших византийских авторов, в т.ч. трактат по поэтике «Об образех» Георгия Хировоска. Заказчиком книги был киевский князь Святослав Ярославич (1027-1076) — третий сын Ярослава Мудрого и Ингегерды Шведской, князь черниговский, а с 1073 года — великий князь киевский. Роскошно оформленный Изборник славится своими иллюстрациями: одна из известнейших миниатюр изображает кн. Святослава с женой и сыновьями (первый в истории русской живописи портрет с которого была сделана и первая русская цветная литография). Рукопись содержит 266 листов и хранится в Москве (Государственный исторический музей). «Изборник Святослава» является важным памятником как старославянского (особенно в области лексики), так и древнерусского языков. Одно из самых помпезных изданий, появившихся в год празднования Российской империей 300-летия правления царствующей династии, — «Летописный и Лицевой Изборник Дома Романовых», вероятнее всего, получил такое название из-за разнородности материалов, в него вошедших. Как сказано в аннотации, под одним переплётом оказались собраны объединённые темой юбилея «памятники старины и оригинальные произведения — литературные и художественные». Идейным вдохновителем издания был Путятин Михаил Сергеевич (1861-1938) — князь, генерал-майор. С 1 января 1911 года начальник Царскосельского Дворцового Управления, владелец имения «Блавское». С 1895 года штабс-капитан лейб-гвардии Преображенского полка, затем и до 1910 года — штабной офицер для особых поручений при управлении гофмаршальской части Министерства Императорского Двора. С 1 января 1911 года начальник царскосельского Дворцового Управления. С 1909г. член Комиссии Музея Допетровского искусства и быта. Жена Николая Рериха — Елена — писала: «Младшая линия Путятиных состояла из Михаила Сергеевича и Нила Сергеевича, женатых на сёстрах, на дочерях адмирала Платова. Михаил Сергеевич начал карьеру морским офицером, продолжил чиновником по особым поручениям при Государе и императорской семье, и затем был назначен начальником Царского Села, резиденции Государя. Сергей Михайлович имел двух сыновей. Старший был женат на великой княгине Марии Павловне – младшей после её развода со шведским принцем». После революции в России — как и многие другие, в эмиграции. Всего редактором князем М.С. Путятиным и издателем С.С. Ермолаевым предполагалось подготовить двенадцать выпусков «Изборника» (по три выпуска в год), но вышло только два. Первый выпуск «Изборника» составляют шесть статей, связанных с «романовским» сюжетом, таких, как работа Серафима, Архиепископа Кишиневского «Святейший Гермоген, Патриарх Московский и Всея России (1530-1612), профессора Н.В. Покровского «Костромской Ипатьевский монастырь — колыбель Царствующего дома», исследование профессора Е.В. Барсова «Исторические основы царской власти на Руси в народных песнях и преданиях», В.К. Лукомского «Герб Дома Романовых». Завершает выпуск «Гимн царствующему Дому Романовых», написанный князем Д.П. Голицыным-Муравлиным и положенный на музыку И.Н. Броневским:
Пресвятое достоянье,
Мощь державную Руси,
Трёх веков завоеванье,
Боже благостный, спаси!
Дух даруй нам невредимый,
Освети России дни!
Дом Романовых родимый
Заступи и сохрани!
Под твоим благоволеньем
Наш великий государь —
Мощный Божьим изволеньем
Самодержец, как и встарь!
Анологичные статьи приведены и во втором выпуске. Издание роскошно оформлено. Его украшают работы В.М. Васнецова, А.Ф. Максимова, С.И. Ягужинского, Н.Н. Хохрякова. Общее художественное решение разработано Сергеем Ивановичем Вашковым (1879-1914). Выпускник, а в последние годы жизни и преподаватель Строгановского училища, Вашков приобрёл известность прежде всего как автор эскизов церковной утвари. К 300-летию Дома Романовых им были изготовлены подносные серебряный ларец и блюдо из слоновой кости. Заставки и буквицы для «Изборника» сочинил Борис Васильевич Зворыкин (1872-1942). Талантливый художник, вышедший из купеческой среды, Зворыкин оформлял и иллюстрировал книги для издательств И.Д. Сытина, А.И. Мамонтова и И.Н. Кнебеля в Москве, А.Ф. Маркса в Петербурге, рисовал красочные меню для праздничных банкетов, устраивавшихся по торжественным случаям. После октября 1917 года оформлял обложки для журнала «Красноармеец», исполнил плакат «Бой красного рыцаря с тёмной силой», на котором изобразил рабочего на коне, сокрушающего молотом «воинов зла», облачённых в доспехи. С1921 года жил в Париже, Точная дата его смерти неизвестна. «Изборник Дома Романовых» печатался как подарочное издание для избранных. В Государственном Эрмитаже хранятся его выпуски, происходящие из библиотек Николая II и Императрицы-матери Марии Фёдоровны.
Романовы, боярский род, с 1613 — царская, а с 1721 — императорская династия в России, правившая по февраль 1917 года. В истории народов бывают такие времена, когда совершающиеся великие события заслоняют собой личную жизнь отдельных людей и когда народ, объединенный сознанием постигшей его опасности, живет одной общей мыслью, подвизается одним сильным и благородным порывом принести на алтарь Отечества все, что есть у него лучшего и дорогого. Эти времена никогда не забываются и память о них, как яркий светоч, озаряет путь последующим поколениям, давая им бодрость духа и крепость сил для служения Родине. Таким незабываемым временем в истории Российского Государства были те знаменательные февральские и мартовские дни 1613 года, когда весь народ, исстрадавшийся в долгой Великой разрухе лихолетья, прозванной Великой смутой, объединился в рвении спасти погибающее Отечество, пришел просить на Царство юного боярина Михаила. Чутким сердцем своим народ угадал, в ком залог спасения и счастья Родины, выбор его пал на благочестивый и многострадальный Род Романовых. В избрании на царство Михаила Феодоровича народ видел проявление не своей личной воли, а воли и милости Божьей. «Не народ, а Бог поставил его Царем»,— говорит летопись,— «народ только исполнил волю Божью». «Без Государя»,— говорили русские люди в своих грамотах перед избранием Михаила Феодоровича,— «Московское Государство ничем не строится и воровскими заводы на многия части разделяется; а попечися о православной христианской вере и о Святых Божьих церквах и людьми Божьими промышляти некому». В этом избрании сказалась великая прозорливость русского народа: расшатанное небывалой до того Смутой государство за три последующие века под скипетром Романовых ширилось, крепло, развивалось и превратилось в могучую Великую Державу, правда, впоследствии не без помощи немецкой арийской крови… Образ самодержавного Царя, зародившийся и в течение многих веков выросший в сознании народа русского, воспетый в его былинах и песнях, не умер в сердце народном даже и в смутные годы разрухи, а с избранием Михаила Феодоровича вновь возродился, как феникс из пламени. Когда шведские послы сказали русским, предлагая своего короля, что их владыка — прирожденный государь, а Михаил Феодорович — не Царский сын, возмущенные наши послы ответили: «Вы такие непригожие воровские слова про Помазанника Божьего оставьте». С этого времени понятие Самодержавия, как прочное жизненное начало, еще крепче вошло в плоть и кровь русского человека и сделалось для него священным. В продолжение трех веков оно было краеугольным камнем строительства величия, славы и могущества Российского Государства. Много испытаний на своем веку пережила Русь, но в годины несчастий, войн и народных бедствий она всегда знала и помнила, что на небе у нее есть Бог, а на земле родной — Царь и это сознание воодушевляло и спасало народ, сплачивая его воедино. Людям свойственно стремление отмечать главнейшие современные события тем или иным памятником, и нет сомнения, что эта книга увековечит начертанием Летописания Трехсотлетнего Царствования Дома Романовых, как историю Рода, при этом подразумевая историю самой России. Если вспомнить, что Голиков написал 30 томов деяний Петра Великого, что Бильбасов четверть века собирал материалы по истории Екатерины Второй, а Шильдер столько же лет работал над историей Александра Первого, то сколько же потребовалось бы времени и жизней человеческих для написания достойной своего названия истории Рода Романовых. Сознавая непосильность такой задачи и с благоговейным страхом приступая к изданию многотомного «Изборника Дома Романовых», участники настоящего труда поставили себе целью: в кратких чертах и, где возможно, по новейшим исследованиям воспроизвести образы виднейших представителей этого именитого Рода. Документально известным предком Романовых был Андрей Иванович Кобыла, боярин московских князей середины XIV века. Предки Романовы до начала XVI века именовались Кошкиными (от прозвища 5-го сына Андрея Ивановича — Федора Кошки, который был боярином великого князя Дмитрия Донского и его наследника, а во время похода Дмитрия Донского против Мамая (1380) на его попечение была оставлена Москва и семейство государя), затем Захарьиными. Возвышение Захарьиных относится ко 2-й трети XVI века и связано с женитьбой царя и великого князя Ивана IV в 1547 году на дочери Романа Юрьевича ( умер в 1543 году) — Анастасии (умерла в 1560 году). Родоначальником Романовых был 3-й сын Романа Юрьевича — Никита Романович (умер в 1586 году) — дед первого царя из дома Романовых, боярин с 1562 года, активный участник Ливонской войны и многих дипломатических переговоров; на свадьбах царя Иоанна IV Грозного «спал у постели и в мыльне мылся»; после смерти Ивана IV возглавлял регентский совет (до конца 1584). Принял монашество с именем Нифонта. Из его сыновей наиболее известны: Федор Никитич (1553-1633), в иночестве Филарет, русский политический деятель, патриарх (1619), отец первого царя из династии Романовых и Иван Никитич по прозвищу Каша (умер в 1640 году) — сделан боярином в день коронации Лжедмитрия I в 1605 году, а в 1606-1607 годах был воеводой в Козельске и входил в состав правительства так называемой «Семибоярщины». Мало кто знает, что отец первого русского царя из династии Романовых после смерти его двоюродного брата царя Феодора Ивановича считался ближайшим законным претендентом на российский престол. После воцарения Михаила Феодоровича Романова — сына Филарета и племянника Ивана Никитича, последний пользовался при дворе очень большим влиянием — руководил преимущественно внешними делами. В 1598 со смертью Царя Феодора Ивановича пресеклась династия Рюриковичей. При подготовке выборов нового царя Федор Никитич Романов назывался в качестве возможного кандидата на царский трон. При Борисе Годунове последовала опала Романовых (1600) и их ссылка (1601) в Белоозеро, Пелым, Яренск и другие отдалённые от Москвы места, а Федор был пострижен в монахи под именем Филарета. Новое возвышение Романовых началось в правление Лжедмитрия I. В Тушинском лагере Лжедмитрия II Филарет был наречён русским патриархом. Находился с семьей пленником у поляков в осажденном русскими московском Кремле. По освобождении переехали в Ипатьевский монастырь, близ Костромы. На Земском соборе 1613 года Михаил Федорович Романов (1596-1645), сын патриарха Филарета, был избран русским царём (правил в 1613-1645). Михаил был человеком небольшого ума, нерешительным и к тому же болезненным. Основную роль в управлении страной играл его отец — патриарх Филарет (до своей смерти в 1633). В правление его сына Алексея Михайловича (1645-76) начались преобразования в социальной и политической областях. Алексей сам участвовал в государственном управлении, был для своего времени образованным человеком. Ему наследовал болезненный и далёкий от государственных дел Феодор Алексеевич (правил в 1676-1682 годах, ходил опираясь на палку, был очень немощен) — воспитанник западнорусского монаха Симеона Полоцкого, отчего знал польский и латинский языки; основное направление его воспитания было церковным. Будучи широкообразованным человеком, он стал одним из создателей Славяно-греко-латинской академии; увлекался музыкой, особенно певческим искусством и сам писал песнопения; затем царями стали его братья Петр I Великий (1672-1725) и Иоанн V Алексеевич (1666-1696), в правление которых с 1682 года были проведены крупнейшие реформы в России, а успешная внешняя политика сделала её одной из сильнейших стран Европы. В 1721 Россия стала империей, а Петр I — первым Императором Всероссийским. По указу Петра от 5 февраля 1722 о престолонаследии (подтвержден в 1731 и в 1761) император назначал себе преемника из числа лиц императорской фамилии. Петр I не успел назначить преемника и после его смерти на престол вступила его жена Екатерина I Алексеевна (1725-27). Сын Петра I — царевич Алексей Петрович был казнён 26 июня 1718 за активное противодействие реформам. Сын Алексея Петровича — Петр II Алексеевич занимал трон с 1727 по 1730. С его смертью от оспы в 1730 династия Романовы в прямом мужском поколении пресеклась. В 1730-40 правила внучка Алексея Михайловича, племянница Петра I — Анна Ивановна, а с 1741 — дочь Петра I Елизавета Петровна, со смертью которой в 1761 династия Романовых пресеклась и по женской линии. Однако фамилию Романовых носил представитель Гольштейн-Готторпской династии Петр III (сын герцога Гольштейнского Фридриха Карла и Анны, дочери Петра I), правивший в 1761-62, его жена Екатерина II Великая, урождённая принцесса Анхальт-Цербстская, правившая в 1762-96, их сын Павел I (1796-1801) и его потомки: Александр I Павлович (1801-1825), его брат Николай I Павлович (1825-1855), которые в условиях развития капиталистических отношений всячески стремились сохранить крепостнический строй с абсолютной монархией, жестоко подавляли революционно-освободительное движение. Александр II (1855-81), сын Николая I, был вынужден в 1861 отменить крепостное право, отчего получил прозвище Освободитель. Однако в руках дворянства практически сохранялись важнейшие посты в правительстве, государственном аппарате и армии. Желая и далее удерживать власть, Романовы, особенно Александр III (1881-94) и Николай II (1894-1917), проводили реакционный курс во внутренней и внешней политике. Среди многочисленных великих князей из дома Романовы, занимавших высшие посты в армии и в государственном аппарате, особой реакционностью отличались: Николай Николаевич (Старший) (1831-91), Михаил Николаевич (1832-1909), Сергей Александрович (1857-1905) и Николай Николаевич (Младший) (1856-1929). В ходе февральской буржуазно-демократической революции 1917 династия Романовы была свергнута [Николай II подписал отречение от престола 2(15) марта 1917]. В июле 1918 в Екатеринбурге, в связи с наступлением белогвардейцев, по постановлению Уральского областного совета Николай II и его семья были расстреляны. После Октябрьской революции 1917 многие Романовы оказались в эмиграции. Некоторые из них считали себя претендентами на русский трон [в частности, Николай Николаевич (Младший) и Кирилл Владимирович]. Россия так и не покаялась официально за гнусное убийство царской семьи: а руководитель и организатор этого подлого мероприятия все еще лежит в Мавзолее на Красной площади.
Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, одна из крупнейших фирм Москвы, специализировавшаяся на производстве литографской продукции. Товарищество основано в 1881 А.А. Левенсоном первоначально как единоличное предприятие в собственном доме в Рахмановском переулке. В 1887 фирма преобразована в товарищество на вере «Торговый дом А.А. Левенсон и Ко». В 1889—90 учреждено Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон с основным капиталом 210 тыс. рублей (500 тыс. рублей в 1913). В 1900 на приобретённой земле в Трёхпрудном переулке по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля построено новое здание типографии и конторы (дом 9). В архитектурных формах здания прихотливо смешаны черты романтической неоготики (башенки, шатры, высокие щипцовые кровли) и модерна (растительные рельефы, энергично-упругий рисунок металлических кронштейнов и решёток, живописная асимметрия фасада и др.). В типографии имелись литографский и типографский цеха, фотоцинкография, словолитня, переплётная мастерская. В Рахмановском переулке остались филиал типографии и писчебумажный магазин. Фирма выпускала дешёвые народные картинки, плакаты, типографские воспроизведения икон и др., издавала журнал «Дешёвая библиотека» (1890, редактор-издатель Левенсон), «Новости иностранной литературы» (1891-99, редакторы-издатели А.А. Левенсон, А.Я. Липскеров), «Семья» (1893-1905, редактор-издатель А.А. Левенсон), хотя особого успеха они не имели. В типографии печатались материалы секретных расследований по особо важным делам, в 1896 — материалы, связанные с коронацией Императора Николая II, в 1913 — в связи с 300-летием Дома Романовых; меню высочайших обедов, оформленные по рисункам художников А.Я. Головина, С.И. Ягужинского, В.М. Васнецова. Фирма имела договор с Московской конторой императорских театров на печатание афиш и программ. В 1910 в типографии Левенсона напечатан первый поэтический сборник М.И. Цветаевой «Вечерний альбом». Специализировалось товарищество также на высококачественном воспроизведении памятников древнерусской письменности, издании богато иллюстрированных книг. В 1912 факсимильно выпущены «Архангельское Евангелие 1092 г.», в 1914 опубликована книга «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова...». Фирма выпускала специальные юбилейные издания в «древнерусском стиле» — «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913), «Феодоровский государев собор в Царском Селе». Вып.1(1913-1915) и др. С 1896 имела звание поставщика российского императорского двора. В 1913 в типографии было 450 рабочих, мощность двигателей 88 л.с.; выпущено продукции на 1,35 млн. рублей. В 1917 типография приобретена Земгором, после Октябрьской революции национализирована, преобразована в 16-ю государственную типографию треста Мосполиграф Московского совета народного хозяйства, в 1924 году ликвидирована.