Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра III-го и Государыни Императрицы Марии Феодоровны Всея России. Санкт-Петербург, 1883.
Санкт-Петербург, 1883. 65 с. Цв. лит. титул. 26 хромолитографий на отдельных вклейках и рисунки в тексте, которые иллюстрируют все этапы коронования, связанные с ним исторические места, предметы и персоны. На русском языке. В издательском переплете с богатым тиснением каратным золотом на верхней крышке. Тройной золотой обрез. Форзацы из белого матового муара. 65х49 см. В его создании принимали участие известные мастера полиграфического искусства. Иллюстрации выполнили лучшие художники своего времени: И. Репин, В. Серов, В. Суриков, В. Васнецов, Н. Самокиш, В. Верещагин, Н. Каразин, И. Крамской, К. Маковский и В. Поленов. Чрезвычайно престижный церемониальный альбом-шедевр из золотого фонда истории российской полиграфии, подробно повествующий о коронации императорской четы — Александра III и его супруги Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля. В технике хромолитографии здесь воспроизведены работы А.П. Соколова (парадные портреты Александра III и Марии Фёдоровны в горностаевых мантиях); В.Д. Поленова («При входе в Успенский собор»); К.Е. Маковского («Иллюминация Кремля», «Обед в Грановитой палате», «Народный праздник на Ходынке»); В.И. Сурикова («Освящение храма Христа Спасителя»); Н.Н. Каразина («Приём императором азиатских послов»), И.Н. Крамского («Коронование» и «Причастие»). Заставки в книге выполнены В.М. Васнецовым. Издание интересно ещё и тем, что в нём дано подробное описание костюмов, в которых являлись на приёмах высокие особы. Яркий, красочный фолиант огромного размера, отпечатанный в Петербурге в количестве 200 экземпляров, всегда привлекал внимание серьёзных коллекционеров и всегда стоил дорого.
Высочайше утвержденное расписание дней празднеств, обеденных столов, поздравлений и парадов по случаю священного коронования их императорских величеств:
8 мая, воскресенье - Выезд из Петербурга и приезд в Петровский Дворец.
10 мая, вторник - Торжественный въезд в Москву.
11 мая, среда - Освящение Государственного Знамени.
12,13,14, четверг, пятница и суббота - Говение их императорских величеств. Объявление о короновании. Перенесение Регалий из Оружейной Палаты в Тронную Залу.
15 мая, воскресенье - Священное коронование. Обед в Грановитой Палате. Иллюминация.
16 мая, понедельник - Поздравление от членов Св.Синода, высшего духовенства, дипломатического корпуса, Государственного Совета, Министров, Сената, Статс-Секретарей, Губернских предводителей дворянства с их ассистентами и знатного российского дворянства, депутатов Казачьих войск и Азиатских народов, председателей губернских земских управ и городских голов губернских городов. Бал в Грановитой Палате. Празднества на этом только начинались. Они длились еще до 28 мая, и только 29-го император со свитой отбыл в Петербург. Получается 3 недели ежедневных парадных мероприятий. На столь торжественном мероприятии присутствовали многочисленные иностранные гости: принцы, князья, герцоги, съехавшиеся со всего света. Коронация совершалась митрополитом Московским Иоанникием в сослужении прочих архиереев и священников. И вот шествие начинается. Долго шли камер-фурьеры, камер-юнкеры, камергеры и прочие чины, красиво было видеть красную вереницу фрейлин. А в это время гудит Иван Великий, и вся Кремлёвская площадь, переполненная народом, замирает в ожидании царя. Тише выступают сановники, вот и Государственное знамя... Яркий луч света ударил на Красное Крыльцо, лучи быстро разошлись, и в дверях Грановитой палаты показался Государь. Солнечные лучи озаряли его в это мгновение. Что-то было невыразимое и чудное, когда при звоне всех колоколов раздались крики народа и всё слилось в одно протяжное, непрерывающееся восторженное ура! В дверях Успенского собора остановка. Встречал митрополит Иоанникий и говорил слово, ничего не было слышно в двух шагах, да и слушать было нечего, одни общие места. Государь вступил в собор. Колокола замолкли, служба началась. На площади стало тихо, снова показались тучи, закапал дождь, поднялись зонтики, и вся площадь приняла совершенно иной вид. На паперти Благовещенского собора по очереди появлялись Д.В. Григорович, в качестве чего-то официального, А.П. Боголюбов, точно привидение с того света, мрачный, он что-то срисовывал. Около него какие-то художники молодые, волосатые. Гром орудий и трезвон колоколов возвестили о возложении короны. До слуха долетел возглас многолетия после провозглашения полного титула. Обедня кончилась. Опять погода стала разгуливаться, опять солнце. Загудел Иван Великий, и дрогнула площадь. Все сорок сороков слились в один удивительный звон. Шествие двинулось из Успенского собора и обогнуло Ивана Великого. Видели мы потом, как тихо двинулось шествие обратно по Красному Крыльцу. Всё слилось и смешалось в пестроте нарядов и цветов, в глазах словно потемнело. Все взоры напряженно направлены на одно место - на площадку Красного Крыльца. Среди пёстрой толпы ярко блистала корона. Государь остановился лицом к народу. Ещё мгновение, и корона наклонилась три раза - три Царских поклона в ответ на оглушительные крики восторга и торжества!». Так описывал венчание на царство Императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны, происходившее 15 мая 1883 года, граф Сергей Дмитриевич Шереметев. Этот живой, эмоциональный рассказ, не отягощённый верноподданническими изъявлениями, может служить параллельным комментарием к официальному по содержанию и достаточно помпезному по оформлению «Описанию коронации Александра III», вышедшему вскоре после празднования. Издание иллюстрированной хроники коронационных торжеств - явление обычное как для европейской, так и для русской культуры. Самой обстоятельной явилась хроника чествования императрицы Елизаветы Петровны. Возвращаясь к церемониям описываемой коронации, надо отметить, что три дня, 16-18 мая, Александр III и Мария Федоровна принимали в Кремлевском дворце поздравления. Поздравляющие были распределены по дням в зависимости от их места в иерархии. 16 мая были высшие чиновники, послы, представители губерний и населения империи - азиатских народов и казаков, не охваченных земскими учреждениями; 17 мая - военные, придворные и гражданские чины первых 4 классов, те, кто имел право являться ко двору. На следующий день - придворные дамы, "дамы первых 6-ти классов и супруги и дочери потомственных дворян". Дамы первых 6 классов - это жены чиновников соответствующих по Табели о рангах классов. Сами дамы в царской России не служили и чинов не имели. Представители земств и азиатских народов символизировали венчание нового монарха со страной, поэтому-то они были выдвинуты в первые ряды, вместе с самой верхушкой элиты. Необходимо все же иметь в виду, что придворные, знатные дамы, оказавшиеся в череде приветствовавших императорскую чету после депутаций казаков и самоедов, в регулярной, а не символически-коронационной, иерархии были, конечно, неизмеримо ближе к престолу и значимее для него. Кончились поздравления - начались обеды. 19 мая - в Грановитой палате обед для духовенства и "первых 2-х классов Особ обоего пола", на следующий день - для губернских предводителей дворянства и тех самых персон, тех, кому полагалось явиться поздравлять в первый день, в том числе депутаты Казачьих войск и азиатских народов. Наконец, 21 мая, в день народного праздника, в Петровском дворце был дан обед волостным старшинам. Но это все днем. Вечером тоже была программа. 17 мая - бал у Московского генерал губернатора, 18 мая - праздничный спектакль в Большом театре, на следующий день бал московского дворянства, затем у германского посла.
21 мая, суббота - Народный праздник. Обед для волостных старшин в Петровском дворце.
22 мая, воскресенье - Поездка в Св. Троицкую Лавру.
23 мая, понедельник - Празднование 200-летнего юбилея лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков. Бал.
24 мая, вторник, был запланирован только обед для послов с супругами и высших чиновников. Потом один день был свободный. Отдыхали, наверное.
26 мая, четверг – Под занавес знаковое мероприятие: Освящение Храма Христа Спасителя. Благодарственный обед московскому начальству. Парад. Он завершал коронационные торжества.
27 мая, пятница - Обед для Московских: генерал-губернатора, предводителей дворянства, городского головы и председателя земской управы.
28 мая, суббота - Парад.
29 мая, воскресенье - Отъезд в С.-Петербург.
Учитывая, что Александр III венчался в мундире, то его костюм не весил очень много. А вот императрице было сложнее, потому что она была в так называемом русском платье – бархатное верхнее одеяние с откидными рукавами, расшитое золотом. И вышивали это все обычно в Москве в Новодевичьем монастыре, хотя сами костюмы шились для всех дам в Петербурге. Женский наряд был довольно тяжелый и, кроме того, она была в корсете, что тоже очень непросто. Ну и драгоценности, которые полагались к этому. Идею русского платья первой выразила Екатерина II, поскольку ей так хотелось показать национальный характер своего правления - ведь она была все-таки немкой на русском престоле. Вернемся к торжествам. Торжественный въезд их величеств в Москву был расписан и спланирован подробнейшим образом. Коронация, несомненно, была крупной головной болью для организаторов - придворного ведомства, Министерства императорского двора, церемониальной части, Министерства внутренних дел, московских властей. В Москву съезжалось огромное количество важных и почетных гостей. Все надо было планировать - где их поселить (члены императорской свиты, иностранные принцы и посланники, их свиты - одних селили в Кремлевском дворце, других в шикарных московских гостиницах - Славянском базаре, гостинице Кокорева, Метрополе, некоторые имели собственные дома или останавливались у кого-то). Расписание поездов, которыми приезжали иностранные принцы, одно выглядит как план небольшой победоносной войны. И вот торжественное шествие. Заранее составлены списки лиц свиты, каждому отведено и указано свое место в процессии: кто едет в карете, кто верхом, кто пешком, все распределены по каретам. Кто должен нести государственные регалии. Корону императора нес генерал-адъютант граф Гейден, корону императрицы - действительный тайный советник Титов, скипетр - граф Баранов, державу - граф Валуев, каждому назначалось по 2 ассистента. Ну и так далее. Высочайше утвержденный церемониал торжественного въезда в первопрестольный град Москву Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Александровича Самодержца всероссийского и Государыни Императрицы Марии Феодоровны. В назначенный Его Императорским Величеством день для торжественного въезда из Петровского дворца в Москву по данному в назначенный час сигналу девятью выстрелами из поставленных на Тайницкой башне орудий, начнется благовест от Большого Успенского Собора и все войска построятся на определенных им местах. В то же время соберутся в Петровском дворце особы и чины, долженствующие участвовать в церемониальном шествии. Когда все займут определенные им места и Государь Император изволит сесть на коня, а государыня императрица и их высочества изволят сесть в экипажи, по данному господином министром императорского двора чрез особо назначенного плац-адъютанта сигналу, произведены будут три выстрела от конной батареи против Петровского дворца, после которых процессия двинется следующим порядком:
1. Полицмейстер и 12 жандармов, по два в ряд, верхом.
2. Собственный его императорского величества конвой.
3. Лейб-эскадрон лейб-гвардии Казачьего полка и эскадрон 1-го лейб-Драгунского Московского Его Величества полка.
4. Депутаты Азиатских подвластных России народов, верхом, по два в ряд.
5. Депутаты Казачьих войск.
6. Знатное дворянство верхом, имея пред собою Московского уездного предводителя дворянства.
Дальше шли камер-фурьеры, лакеи, придворные арабы - по два в ряд пешком, несколько церемониймейстеров в открытых фаэтонах, с жезлами, чины двора в парадных золоченых каретах, гофмаршал и обер-гофмаршалы в открытых фаэтонах с жезлами. Сам Александр III двигался в середине процессии, его номер в списке выступающих был 21-й, за ним великие князья верхом, генерал-адъютанты и флигель-адъютанты, тоже верхом, императрица в парадной золотой карете, великие княгини в каретах, с эскортом казаков, шталмейстеров, пажей; эскадроны лейб-кирасир, фрейлины, эскадроны лейб-гусар и лейб-улан и т.д. Три дня непосредственно перед коронацией, Александр и Мария Федоровна говели, а по городу объявляли о предстоящей коронации. Для этого был создан специальный отряд - генерал-адъютанты, церемониймейстеры, герольды, конные дивизионы гвардейских полков с литаврщиками и хорами трубачей, верховые лошади в богатых попонах. Сначала, 12 мая, они собрались в Кремле, кавалеристы выстроились. Начальствующий генерал, пред срединой фронта, имея: пред собою двух сенатских секретарей, по обеим сторонам по одному генерал-адъютанту, по одному обер-церемониймейстеру, по одному герольду и под два церемониймейстера, а за собою четырех трубачей, с гербовыми трубами. По приказанию начальствующего генерала, герольды поднимают жезлы и, по сему сигналу, присутствующие обнажают головы, трубачи трубят сбор, по окончании коего один из секретарей, не сходя с лошади, читает объявление ... По прочтении сего объявления Герольды раздают народу печатные экземпляры оного, а хоры трубачей играют народный гимн "Боже Царя храни". За сим процессия отправляется чрез Спасские ворота, на Красную площадь к монументу князя Пожарского и Минина. Там снова читали и раздавали объявление, потом процессия разделилась надвое и отправилась объезжать город, трубачи играли марши. В назначенных местах останавливались читать и раздавать объявления: у Варварских, Ильинских, Владимирских ворот, на площади Большого театра, у ворот Воскресенских, Троицких и Боровицких, у Рыбного рынка, на Болотной площади, у Калужских и Серпуховских ворот, у Краснохолмского моста. На второй день объезжали более удаленные части города, читали у Таганского рынка, у ворот Яузских, Покровских, Мясницких, Красных, на Воронцовом поле, у Каменного моста, у ворот Арбатских, Никитских, Тверских, Петровских, у Рождественского монастыря. Третий день - у Триумфальных ворот, у Каретного ряда, на Самотеке, у Сухаревой башни, на Разгуляе, на Немецком рынке, Смоленском рынке, на Кудринской площади. Во что эти принцы, принцессы, придворные были одеты? От Двора Его Императорского Величества объявляется: госпожам статс-дамам. камер-фрейлинам, гофмейстеринам, фрейлинам, господам придворным кавалерам и всем во Двору приезд имеющим. Его Императорское Величество высочайше повелеть соизволил: в воскресенье сего мая 15 числа быть священному коронованию, для чего всем вышеписанным обоего пола особам съезжаться в Кремлевский его императорского величества дворец по утру к 7 1/2 часом, дамам в русском платье, а кавалерам в парадной форме; кавалерам Ордена Св. Апостола Андрея Первозванного иметь на себе цепь сего ордена ... От Двора Его Императорского Величества объявляется: К имеющему быть 18 сего мая торжественному спектаклю в Большом театре по случаю Коронования Их Императорских Величеств, съезжаться в оный в 7 часов вечера и быть приглашенным кавалерам в полной парадной форме, а дамам в вырезных нарядных платьях. Все же прочие получившие билеты на места в театр, должны быть: имеющие мундиры в оных, а не имеющие таковых - в присвоенном им одеянии. Русское платье - дамский вариант придворного мундира, стилизованный под национальный костюм. В театре вот требуется "вырезное платье", а на народное гулянье на Ходынском поле "Дамам быть в коротких платьях, кавалерам военным в обыкновенной форме в мундирах, гражданским в праздничной". Как они выглядели, эти нарядные господа и дамы? И что значит - короткое платье, для той эпохи? Без шлейфа? Да, это платье, у которого нет шлейфа. Вырезные платья – это, значит, они были декольтированными. Если платье очень низко открыто, как полагалось в присутствии высочайших особ. Известен случай, как на трехсотлетии Дома Романовых прелестную барышню, одетую в самое модное платье от Поля Пуаре, не впустили в дворянское собрание, потому что не было открытым. Мода этого уже этого не требовала. А в то время, когда речь идет об Александре III, это значит платье декольтированное и обязательно должны быть украшения. Потому что если на шее ничего не висит, то дама просто, можно сказать, обнажена, с голой шеей не появлялись. Другой аспект торжеств: что они ели, на всех этих парадных обедах? Пожалуйста, сохранились меню. Оригинал по-французски. Ну, вот например 20 мая: подрумяненный суп, пирожки, таймень в раковом соусе, седло барашка с гарниром, котлетки из цыплят с трюфелями, заливной страсбургский пирог с соусом провансаль, римский пунш, жареные фазаны и бекасы, салат, побеги спаржи под голландским и польским соусом, на десерт ананасы и мороженое а ля паризьен. Это видимо парадный обед. А вот завтрак, 10 мая, в Петровском дворце перед торжественным выходом в Москву: суп-крем из огурцов, пирожки, заливная стерлядь по-императорски, телячьи котлеты и цыплята под соусом сюпрэм - здесь еще и игра слов: supreme означает "высший". И бисквиты с фруктами на десерт. Еще мы не коснулись того, что давали в театре. Куда дам приглашали в вырезных платьях. Наверное, в честь коронации - оперу Глинки "Жизнь за царя". Но была еще вторая часть, программа которой поразила мое воображение. Это балет "Ночь и День", постановка Мариуса Петипа, музыка Минкуса. Действующие лица. Ночь: Царица ночи, Вечерняя звезда, кометы, планеты, звездочки, папоротник, лебединые девы, русалки, дриады, Числобог, Двенадцать часов ночи и др. День: Царица дня, Утренняя звезда, Муха, Голубь, бабочки, царица пчел, гении дня, птицы, пчелы. Но это не все. Далее - "Племена России". Народные пляски: хоровод, крымские татары, сибирские шаманы, финляндцы, донские казаки, малороссы, поляки, грузины, великоруссы. И Апофеоз: Россия. Законодательство. Военное искусство. Изящные искусства. Наука. Воспитание. Ремесла. Земледелие и торговля. В первой части - бабочки, звездочки, птички - это все балетные номера. А вот заключительный апофеоз, наверное, скорее был чем-то вроде живых картин, вряд ли у них плясали Законодательство, Воспитание и Военное искусство. Костюмы были более многоцветные. Балетный спектакль – это был своего рода парад. И даже известен случай, когда император Николай I вмешался в репетиционный процесс, когда балерины изображали амазонок с ружьями почему-то, с мушкетами, и он им показал, как надо пользоваться этими мушкетами. Конечно, красочность иная. Главное, что осознание важности другое. Костюмы были действительно необыкновенными. Со шлейфом дама могла только ехать, она не могла волочить этот парадный шлейф по улице, это считалось крайне неприлично и, более того, считалось не просто дурным тоном, а указывало на род занятий дамы. Поэтому шлейф они подхватывали, если ей не полагался паж, например, и перевешивали его через руку, пройти, например, по двору, например, Соборной площади в Кремле. Было много всяческих подробностей, деталей, при которых зрелище становилось еще более красочным. Разумеется, участники коронационных торжеств получали, специальные пропуска на все мероприятия (между прочим, Александр III вступал на престол после убийства Александра II террористами). Отдельный пропуск - участнику, отдельный - для проезда в экипаже. Так вот, за неимением лобового стекла, к которому нынче крепят пропуска, экипажный билет, плотную розовую картонку, требовалось прицепить к шляпе кучера. Иначе не пропустят. Коронация Александра III стала апофеозом русского самодержавия.