Платунова А. Сказки. 10 цветных автогравюр на линолеуме. Авторские оттиски.
Казань, Графический коллектив Казанских художественных мастерских, 1922. [4] с., [10] л. цв. ил. Тираж 25 нумерованных экземпляров. В издательской гравированной обложке. Обложку резал на линолеуме и от руки раскрашивал К. Чеботарев. 25 см. Чрезвычайная редкость!
Платунова, Александра Георгиевна (1896–1966) – советский художник. Яркий представитель казанского авангарда. Училась у Н.И. Фешина. Участвовала в союзе «Подсолнечник» (1917–1918), в объединении «Всадник» (1920–1922), в экспериментальном молодежном театре (КЭМСТ, 1923-1926), в Тат-ЛЕФе. Супруга художника К. К. Чеботарева. Александра Георгиевна родилась 29 марта 1896 года в селе Мари-Турек Вятской губернии, что ныне входит в земли республики Марий Эл. Отец ее был художником-иконописцем, его профессия и дала первоначальный импульс появлению интереса к занятиям рисунком и живописью. Еще одним толчком к этому послужил пример двух старших братьев, ставших художниками. К пятнадцати годам Шура Платунова уже определилась, чем она хочет заниматься в жизни, и ее выбор не стал ни для кого неожиданностью: Александра с 1908 по 1915 год училась в Казанской художественной школе. Школа была открыта в 1895 году и стала первой школой в системе средних специальных художественных учебных заведений, подведомственных Академии художеств в Санкт-Петербурге. Среди выпускников КХШ были известные художники Александр Родченко и Давид Бурлюк. Как многие, или почти все, Платунова боготворила Н.И. Фешина, с 1908 года преподававшего в Художественной Школе. Как вспоминал впоследствии один из учеников Школы Н.М. Никонов, «вся казанская школа в этот период была в сущности «фешинской», все ученики подражали ему». В 1918 году в Казани были организованы архитектурно-художественные мастерские (АРХУМАС), где Платунова с 1918 по 1922 год продолжила обучение в мастерской того же Фешина. Доминирующее положение педагога Николая Фешина в художественном мире татарской столицы чувствовалось до 1922 года – времени отъезда художника в Америку. Подражала Фешину и Платунова. «Фешинисты», среди которых, кроме Платуновой, были Николай Михайлов, Константин Чеботарев, Надежда Сапожникова и др. стали крайним станковым крылом АРХУМАСа, задачей которого провозглашалось производственное искусство и альтернатива реализму. Это означало и то, что учебная работа сочеталась с производственной: город обеспечивался оформлением праздников, проектами по установке памятников и перепланировке парков, печатно-издательской и выставочной деятельностью.
Александра Платунова Автопортрет. Конец 1910-х г.
Чеботарев К.К. Портрет А.Г. Платуновой. 1933. Холст, масло.
Платунова А.Г. Две крестьянки. 1924. Линогравюра.
А. Платунова. Ликвидация неграмотности.
1936 г. Литография.
С 1921 по 1926 год Платунова преподавала в художественной школе, которую когда-то закончила. Историки называют ее в числе пассионариев казанского авангарда (пассионарий – это активный человек, стремящийся к обновлению, развитию, лидерству). Впрочем, сотрудничая с АРХУМАСом, именно Платунова вместе с выпускником КХУ Константином Чеботаревым, ставшим впоследствии ее мужем, выступила против педагога Павла Мансурова, преподававшего в мастерских беспредметную живопись (абстракционизм). Свою педагогическую работу названные товарищи начали с того, что согласовали с руководством АРХУМАСа решение об ошибочности абстрактного искусства как самоцели и исключении его из программы мастерских. Хотя, если прочесть биографию того же Чеботарева, то станет понятно, что до 1921 года он как раз и занимался абстракционизмом.
Одна из ее первых работ «Сумерки», написанная в 1911 году, явно «фешинская»: рисунок, техника письма, приверженность реализму – все суть школа Николая Ивановича и ничего от ее самой, Шуры Платуновой. Поэтому, очевидно, точкой отсчета своего творческого пути сама Александра Георгиевна считала не 1911 год, но 1914-й, с появления работы «Осень» и участия в Казанских периодических выставках, когда стали проявляться индивидуальность, своя, особая техника и предпочтение сказочного действительному.
Отход от реализма, ирреальное истолкование действительности, богатейшая фантазия, приверженность футуристическим веяниям в совокупности с яркой самобытностью привели к появлению среди казанских художников очень яркой и оригинальной творческой личности. Профессор К.И. Сотонин, сравнивая ее работы с вещами «элегического» живописца В.Э. Борисова-Мусатова и символиста и фантаста М.К Чюрлениса, находил фантастические произведения Платуновой «свежее».
«Ценность произведений Платуновой в том, – писал К.И. Сотонин в очерке, посвященном творчеству Александры Георгиевны, – что они едва ли не единственные подлинные живописные сказки, сказки новые, еще не рассказанные, с своей особой причудливой нереальной реальностью, мир, полный невиданных живых существ, мир, для которого не существует «не может быть», подлинное царство «чего нет».
В «казанский» период ее жизни было создано много работ. Композиции «Сон», «Русалка», «Портрет К.К. Чеботарева» (который стал ее мужем и с которым она прожила долгую счастливую жизнь), «Автопортрет», «Цикл моих снов», («Сказка», «Колдунья», «Негритянка», «Кукла», «Лунные пятна»…)
Диапазон ее работ был очень широк: станковая живопись, графика, аппликация, резьба по дереву, миниатюра. «Миниатюрам Платуновой трудно найти соперника», – писал профессор Сотонин в 1922 году. И все ее работы – тонкая изумительная техника, наполненная романтизмом и острым чувством современности, расцвеченной причудливыми красками богатого воображения. Вообще, вся живопись Платуновой мягка, изящна, благородна и элегантна, несмотря на сознательное пренебрежение всеми принципами реалистической живописи, перспективой и даже анатомической правильностью.
Она всегда была немного язычницей. Напрасно утверждала автор биографического справочника «Художники Советской Татарии» С.М. Червонная в 1975 году, что «формалистические тенденции, развившиеся под флагом «левого авангардизма», свойственные А.Г. Платуновой в ее «казанский» период, «впоследствии были преодолены и изжиты». Ничего подобного. Уже после того, как в 1926 году Александра Георгиевна вместе с Константином Чеботаревым покинут Казань и переедут в Москву, в 1932-1933 годах появится ее цикл миниатюр «Фантазия»; в 1934-1935 годах – «сюита иллюстраций» к поэме В.В. Каменского «Степан Разин» и цикл «Рыбки» 1962-1963 с изображением рыб с головами, похожими на человечьи и руками или лапами вместо плавников.
С 1914 года она была и оставалась сказочницей до самой смерти, последовавшей в 1966 году. Несмотря на многочисленные иллюстрации и обложки к книгам (опять таки, сказкам) и даже серию работ на тему Великой Отечественной войны. Именно как художница-фантастка и сказочница Александра Георгиевна Платунова и вошла в историю русского искусства. Как оригинальный, самобытный ни с кем не сравнимый мастер.
У нее есть одна миниатюра – акварель «Алая радость». Одна из лучших. На фоне синей с серебряными узорами стены развивается красный с зелеными узорами платок. На фоне платка, держа его за спиной, изображена обнаженная по пояс девушка. Она танцует. И ее ничто не может остановить, пока она сама этого не пожелает. У нее гордая осанка и тонкое лицо. И она чем-то очень похожа на художницу Александру Георгиевну Платунову.