Богданович Т. Сквозная бригада «Печатного Двора».
Бригада оформления: художник-бригадир Ольга Афонасьева; фото: Шахнович, Карцев; рисунки: Кашина, Кабина, Пашкевич, Бурчик. Москва-Ленинград, ОГИЗ-Молодая гвардия, 1932. 60 с. с ил. Тираж 25000 экз. В издательской ил. обложке (Автотипия). 21,8х17,7 см. Чрезвычайная редкость!
Книга Татьяны Богданович "Сквозная бригада "Печатного двора" рассказывает о самой крупной типографии Ленинграда, вступившей в соцсоревнование с 1-й Образцовой московской типографией. И сама книга создана бригадным методом: один из фотографов - рабочий типографии, рисунки сделаны учащимися фабрично-заводского училища. Текст книги публициста и писателя для юношества Татьяны Богданович разбит на очерки, как бы принесенные рабкорами в газету. В книге о «Печатном дворе»- самой крупной типографии Ленинграда, в 1929 году вступившей в соцсоревнование с 1-й Образцовой московской типографией – рассказывается о производстве, успехах, трудностях, о том, как печаталась сама книжка, о роли многотиражек в заводском и фабричном производстве:
«Решающий год пятилетки требует от нас горячей работы. Ударные книги выходят постоянно. Их запоздание может срывать ударные кампании. На помощь приходит сквозная комсомольская бригада. В такую бригаду входят представители разных отделов издательства и всех цехов типографии. Из каждого цеха по одному человеку».
Оформление «Сквозной бригады Печатного двора» также было бригадным, все участники – художник-бригадир, фотографы и художники, - перечислены на титульном листе. Принцип делания книг (и в том числе - художественных произведений) бригадным методом отражал дух времени. Один из фотографов книги – простой рабочий типографии (наглядный результат распространения фотодвижения в пролетарских массах); удачны рисунки, сделанные учащимися ФЗУ при типографии. Кажется, что книга создавалась ударными темпами в цеху, во время обеденных перерывов или после работы, т.е. без отрыва от производства, как говорили в те годы. Замечательная и необычная обложка книги оформлена по типу газетной полосы – использована первая страница типографской многотиражки от 14 февраля 1931 года (номер посвящен вредителям и борьбе с ними: «За классовую бдительность», «Ударим в набат», «Отвечаем вредителям» и т.д. ),- поверх которой даны рисунок и название, напечатанное трафаретным шрифтом. Книгу альбомного формата открывает шмуцтитул – монтаж из фрагментов газетных вырезок и фотографий Ленина. По такому же принципу оформлен титульный лист книги Б. Белогорского и С. Волка «Газетный удар» (1930), и четвертая сторона обложки сборника А. Безыменского «Стихи у конвеера» (1932). Газета и детская стенгазета стали героями многих книг на рубеже 1930-х годов: Н.Г. Смирнов «Детям о газете» (1926) с рисунками О. и Г. Чичаговых (обложка «Сквозной бригады» кажется прямой цитатой этой также замечательной конструктивистской книги); Л. Берман и И. Халтурин «Ребятам о газете» (1927) с рис. А. Налетова; М. Тимэнс «Газетчик» (1928) с рис. Вл. Тронова; Д. Виленский «Вот это стенгазета!» с рис. Л. Гамбургера; Н. Павлович «Барабанщик совхоза» (1931) с рис. М. Синяковой; М. Дубянская «Дом № 117» (1931) с рис. Р. Великановой; а сборник рассказов и очерков Ксении Меркульевой «Приключения 38 ребят» (1929) с рис. А. Налетова, изданный в серии «Библиотека ленинских искр», еще имеет и газетную верстку в несколько колонок и нарочито большой формат.