Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Рис. Б. Покровского.
Москва, Молодая гвардия, 1927. 11 с. c ил. Описано по цв. рис. издательской обложке. Без титульного листа. 29,5х21 см. Вышла из печати в июне 1927 года. Цена 65 коп. Тираж 7000 экз. Чрезвычайная редкость!
Первоначально поэт сам собирался иллюстрировать свою книгу. 24 сентября 1926 г. Маяковский заключил договор с издательством «Молодая гвардия» и сдал рукопись. На следующий день им был подписан особый договор на иллюстрацию этой книжки. Срок представления иллюстраций 2 октября 1926 года. Были ли представлены Маяковским рисунки или нет – не установлено. Книжка вышла в июне 1927 г. с рис. худ. Бориса Владимировича Покровского. Этим и объясняется отсутствие в тексте издания «Молодая гвардия» заключительной строфы:
Этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
дядя
Маяковский.
Покровский, Борис Владимирович (р. 1900) - советский художник-график, иллюстратор детских книг. Его отец Владимир Александрович Покровский (6 марта 1871, Москва — 30 апреля 1931, Ленинград) - русский зодчий, градостроитель, реставратор, исследователь архитектуры, преподаватель, общественный деятель. Его мать— Ольга Сергеевна, урождённая Орлова. Биография художника в истории искусства не сохранилась, хотя в 1920-е годы он сделал немало ярких и самобытных детских книг на современные ему темы. Исследователям удалось установить, что одна из первых книг с иллюстрациями Б. Покровского - "Кисель" Л. Зилова 1923года. В 1926 году он иллюстрирует стихи А. Барто "Бирюльки", а всего с 1923 по 1932 год - около 60 детских книг современных авторов, ныне в основном забытых. После 1932 года фамилия Покровского в книгах не встречается. В 1924 году в Госиздате выходят "Сказки" для детей с рисунками Б.В. Покровского, Е. Жака и К.П. Ротова. В иллюстрациях к сказкам Андерсена, датированных Б. Покровским 1922 годом, в первую очередь, бросается в глаза характерное для того времени внимание к предметному миру, но у художника оно особенное. Всё выполнено чёрной акварелью. Предметы отбрасывают густо-чёрные, чёткие тени. В этих контрастах ощущается скрытая тревога. Особенно останавливают на себе внимание иллюстрации Б.В. Покровского к сказкам "Дюймовочка" и "Стойкий оловянный солдатик", помеченные художником 1922 годом и изданные в сборнике "Сказки" в 1924 году. В них звучит несвойственная тексту тревожная нота - будто предчувствие чего-то неумолимого, которое, возможно, одолевало художника. Во всех образах-символах прочитывается тема внезапной трагической гибели. В 30-е годы книги с иллюстрациями Б. Покровского больше не издавались. О его судьбе известно от поэта Павла Барто: художник был репрессирован. Вот некоторые из его работ:
Зилов Л. Кисель. Рис. худ. Бориса Покровского. Москва: Государственное издательство, 1923.
Барто А. Бирюльки. Рис. худ. Бориса Покровского. Москва: Московский рабочий, 1928. 11 с.
Гурьян О. Весёлая гроза. Рис. худ. Бориса Покровского. Москва: Госиздат, 1926. 16 с.
Гурьян О. Двор. Рис. худ. Бориса Покровского. Москва: ЗИФ, 1920-е.
Полонская Е. Про пчел и про мишку медведя. Рис. худ. Бориса Покровского. Ленинград: Государственное издательство, 1926.
Ленский В. Лень-ленище. Радуга. 1925.
Жижин И. Весёлая охота. Рис. худ. Бориса Покровского. Москва: Государственное издательство, 1929. 23 с.
Остроумов Л. Фруктовый сад. Рис. худ. Бориса Покровского. Москва: Государственное издательство, 1927. 15 с.
Воинов В. 80000 лошадей. Рис. худ. Бориса Покровского. Ленинград: Государственное издательство, 1925.
Зилов Л. Как небо упало. Рис. худ. Бориса Покровского. 1932.
Эта книжечка моя про моря и про маяк.
Разрезая носом воды,
ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные,
гонят лодки парусные,
Вечером,
а также к ночи,
плавать в море трудно очень.
Все покрыто скалами,
скалами немалыми.
Ближе к суше
еле еле
даже
днем обходят мели.
Капитан берет бинокль,
но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно –
даже берега не видно.
Закружит волна кружение,
вот
и кораблекрушение.
Вдруг –
обрадован моряк:
загорается маяк.
В самой темени как раз
показался красный глаз.
Поморгал –
и снова нет,
и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо –
все суда
заплывайте вот сюда.
Бьется в стены шторм и вой.
Лестницею винтовой
каждый вечер,
ближе к ночи,
на маяк идет рабочий.
Наверху фонарище –
яркий,
как пожарище.
Виден он
во все моря,
нету ярче фонаря.
Чтобы всем заметиться,
он еще и вертится.
Труд большой рабочему –
простоять всю ночь ему.
Чтобы пламя не погасло,
подливает в лампу масло.
И чистит
исключительное
стекло увеличительное.
Всем показывает свет –
здесь опасно или нет.
Пароходы,
корабли –
запыхтели,
загребли.
Волны,
как теперь ни ухайте, –
все, кто плавал, –
в тихой бухте.
Нет ни волн,
ни вод,
ни грома,
детям сухо,
дети дома.
Кличет книжечка моя:
– Дети,
будьте как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу.
Чтоб сказать про это вам,
этой книжечки слова
и рисуночков наброски
сделал
дядя
Маяковский.
[1926 ]