Маяковский В. Гуляем. Рисунки И. Сундерланд.
Ленинград, изд. "Прибой", 1926. 12 с. На с.2 обложки – иллюстративно-рекламные издательские объявления. На с.4 обложки – издательская марка. В издательской хромолитографированной обложке. 26,8х19 см. Тираж 10130 экз. Цена 60 коп. Чрезвычайная редкость!
Частенько дети раскрашивают книги. Для коллекционера - это беда:
20 мая 1925 г. одновременно с договором на «Что такое хорошо и что такое плохо?» Маяковский подписал с издательством «Прибой» договор на детскую книжку «Каждому Пете и каждому Васе рассказ о рабочем классе». Срок представления рукописи 15 июня 1925 г. 25 мая Маяковский выехал в заграничное путешествие. В письме из Парижа к Л. Ю. Брик от 19–20 июня им выслан «листок с текстом» для «Прибоя» (В. Катанян , Маяковский), Литературная хроника, М. Гослитиздат, 1956, стр. 231). По‑видимому, это была рукопись детской книжки, названной в договоре, от 20 мая 1925 г. «Каждому Пете и каждому Васе рассказ о рабочем классе» и получившей теперь новое заглавие «Гуляем». Вышла в свет отдельным изданием в марте 1926 г. с рис. худ. И. Сундерланда. Весьма выразительна и книга «Гуляем», выпущенная в марте 1930 г. издательством «Прибой». Оформляя ее, Ирэна Сундерланд смело использует не только стилистику журнальной сатирической графики, но и язык авангардистского искусства. Типажи современной улицы, здания и предметы подвергаются кубистическим деформациям, обобщаются до геометрических схем. Наклонные плоскости постоянно сталкиваются друг с другом, лишь отдельные фигуры (например, шарообразный буржуй в клетчатых брюках или угловатый часовой с винтовкой) обладают в этой системе координат определенной устойчивостью. Казалось бы, такая графическая манера заведомо непонятна дошкольникам, которым адресована книга. Но строгий отбор деталей, композиционный лаконизм и насыщенная цветовая гамма в значительной степени адаптируют новаторские приемы к уровню восприятия ребенка. Стихотворение «Гуляем», которое, кстати говоря, было написано раньше «Зверинца», отличает общее для всех детских стихов Маяковского «игровое» решение темы. Но если «Зверинец», с его экзотическими персонажами, как бы сам «просился» в игру и эту игру звери уже намагничивали одним фактом своего присутствия, то очень серьезное по содержанию и «деловое» — если только можно так сказать — но замыслу стихотворение «Гуляем», которое как бы закладывает основы социального воспитания, учит ребенка ценить рабочего человека, Маяковский переводит в игру. Не снижая ни значения, ни важности избранной темы, он в то же время оберегает рассказ от скучной назидательности. Стихотворение начинается предельно просто. Первая фраза, как фраза из букваря, как строчка, которую учитель пишет мелом на доске, чтобы малыши-первоклашки хором повторяли за учителем слова и буквы:
Вот
я
с няней. Няня
гуляет с Ваней.
Свою книжку Маяковский строит, во-первых, на подчеркивании одной главной черты в характере своих персонажей: у дурных — дурной, у хороших — хорошей; во-вторых, на контрастном противопоставлении каждой новой пары, повстречавшейся нам во время прогулки. Противопоставление начнем с малого, каждому ребенку понятного. Увидели на улице кота. Потом собаку. У этого кота какая черта главная? Забота о чистоте: «Раз шесть моет лапкой на морде шерсть». Кота за чистоту все любят и уважают. Ну а собака? Конечно, собака бывает разная. Та, что попалась, «не хорошая, грязная». Отсюда мораль... Нет, в данном случае Маяковский не собирается высказать ее прямо, в лоб. Веселая мораль запрятана в строчках стихотворения. И ребенок все легко поймет сам, без подсказки и пояснения: чтобы не прослыть грязнулей, бери пример с чистоплотного кота, а не с собачки, у которой и лапки и хвост запачканы грязью. Другая пара. Контраст уже социальный: буржуй и рабочий. Портрет буржуя («на пузо глядь») Маяковский дает в броской, плакатной манере, близкой к манере его рисунков для «Окон РОСТА» с их боевыми, ударными подписями:
От жиру —
как мяч тугой. Любит,
чтоб аа него
работал другой.
О рабочем сказано (мы уже приводили эти строки) с пословичной лаконичностью: «рабочий — тот, кто работать охочий». И дальше поэт обращается к юным читателям с призывом, который звучит энергично и требовательно, как лозунг, как пароль: равняйся на рабочего человека!
Все на свете
сделано им.
Подрастешь
будь таким.
Труд крестьянина, повстречавшегося на улице с телегой и лошадью, охарактеризован по-маяковски точными и запоминающимися словами. И опять подчеркнуто самое главное:
Ты
краюху
в рот берешь, а мужик
для краюхи
сеял рожь.
Затем в поле зрения поэта попадает некая дама («чужая мама») из породы глубоко ненавистных Маяковскому бездельниц, невежественных обывательниц: «Ничего не делая, сидит, от пудры белая». Пародийно-ироническим стихам о даме, которая весь день мелет языком, как мельница, противопоставлены серьезные, уважительные:
А няня работает —
водит ребят. Ребята
няню
очень теребят.
Сердечным, лирическим чувством согреты эти завершающие стихотворения, как и начинающие его, строчки, посвященные няне:
У няни моей
платок из ситца. К няне
надо
хорошо относиться.
Две детские книжечки Маяковского, о которых мы ведем здесь рассказ, невелики. А без картинок и вовсе тоненькие. Как я ни старался быть кратким, разбор все же получился длиннее самих книжечек, потому что, обращаясь к детским стихам Маяковского, пусть даже бегло и не ко всем, невозможно обойти молчанием некоторые общие проблемы. Как ни скромно, на первый взгляд, место детских стихов Маяковского в 13-томном Собрании его сочинений, влияние поэта на становление, развитие всей русской поэзии для детей трудно переоценить. Маяковскому пытались подражать. Особенно начинающие. Но дело не в подражаниях и не в заимствованиях. Дело в органическом усвоении тех принципов, которые поэт считал важными и утверждал своими стихами, будь то книжка-забава или книжка — открытый урок, где Маяковский черпал сюжеты прямо из жизни, не только не обходя социальное содержание, но всемерно его заостряя. Однако, в любом случае, он оставался неистощимым на выдумку рассказчиком, веселым и одновременно серьезным. Щедрая натура поэта, обаяние его личности, озорство мальчишки из села Багдади, сохранившего во всей свежести память детства, всегда чувствуются в стихах Маяковского для маленьких. Конечно же, ему самому очень интересно бродить с малышами по зоопарку, от клетки к клетке, и показывать им самых разных зверей, и все объяснять, если и с дидактизмом, то, как мы уже говорили, не с унылым, а непременно веселым, понятным маленьким слушателям. В живой, непринужденной речи поэт соединяет пафос, сатиру, лирику, колючее слово о даме-пустомеле с добрым — о работящей няне, завершая на этой задушевной ноте стихотворение «Гуляем». «Фрикассе надо...» — решительно отметил поэт в своей записной книжке. Надо весело. Надо с фантазией. С причудой. Говорить с детьми обо всем. И прежде всего, о главном. «Кем быть?» «Что такое хорошо и что такое плохо?» В стихотворении «Гуляем» наглядно, зримо — на улице, в толпе людей, вглядываясь в лица прохожих,— обсуждает Маяковский с детьми, как с равными, эти вопросы. Без мелких утилитарных поучений. Ни на минуту не забывая о возрасте, с которым имеешь дело. Но это и есть самое трудное: как с равными и не забывая о возрасте,— в книжке для маленьких учить забавляя.
Гуляем.
Вот Ваня
с няней.
Няня
гуляет с Ваней.
Вот дома,
а вот прохожие.
Прохожие и дома,
ни на кого не похожие.
Вот будка
красноармейца.
У красноармейца
ружье имеется.
Они храбрые.
Дело их —
защищать
и маленьких
и больших.
Это —
Московский Совет.
Сюда
дяди
приходят чуть свет.
Сидит дядя,
в бумагу глядя.
Заботятся
дяди эти
о том,
чтоб счастливо
жили дети.
Вот
кот.
Раз шесть
моет лапкой
на морде шерсть.
Все
с уважением
относятся к коту
за то, что кот
любит чистоту.
Это —
собачка.
Запачканы лапки
и хвост запачкан.
Собака
бывает разная.
Эта собака
нехорошая,
грязная.
Это — церковь,
божий храм,
сюда
старухи
приходят по утрам.
Сделали картинку,
назвали — «бог»
и ждут,
чтоб этот бог помог.
Глупые тоже —
картинка им
никак не поможет.
Это — дом комсомольцев.
Они — умные:
никогда не молятся.
Когда подрастете,
станете с усами,
на бога не надейтесь,
работайте сами.
Это — буржуй.
На пузо глядь.
Его занятие —
есть и гулять.
От жиру —
как мяч тугой.
Любит,
чтоб за него
работал другой.
Он
ничего не умеет,
и воробей
его умнее.
Это —
рабочий.
Рабочий — тот,
кто работать охочий.
Всё на свете
сделано им.
Подрастешь —
будь таким.
Телега,
лошадь
и мужик рядом.
Этого мужика
уважать надо.
Ты
краюху
в рот берешь,
а мужик
для краюхи
сеял рожь.
Эта дама —
чужая мама.
Ничего не делая,
сидит,
от пудры белая.
Она — бездельница.
У этой дамы
не язык,
а мельница.
А няня работает —
водит ребят.
Ребята
няню
очень теребят.
У няни моей
платок из ситца.
К няне
надо
хорошо относиться.
[1925]