Хармс Д. Театр. Рис. Правосудович.
Москва-Ленинград, ГИЗ, гос. литография «Печать», Ленинград, 1928. 12 с. с ил. (хромолитографии). В издательской хромолитографированной обложке. 19х15 см. Цена 22 к. Тираж 15000 экз. Чрезвычайная редкость!
Театр
Музыканты забренчали,
Люди в зале замолчали.
Посмотри на Арлекина-
Кольку!
Вот он с Ниной-Коломбиной
Пляшет польку.
«Динь-динь-дили-дон»,
Вот кот Спиридон.
Что за шум вдалеке?
Глянь-ка:
На Коньке Горбунке
Едет Ванька!
Распроклятого буржуя
В три минуты уложу я.
Девчонка комсомолка
Не боится волка.
Из ковра и двух зонтов
Для спектакля змей готов.
У Петрушки
Палка,
Мне Марфушку
Жалко.
Спящая красавица
Спит не просыпается.
Вот пред вами вся орава.
Браво! браво! браво! браво!
Участие Даниила Хармса в создании яркой, зрелищной книжки «Театр» свелось лишь к написанию незамысловатых рифмованных подписей к хромолитографиям Татьяны Правосудович. Но и в этом издании, знакомящем дошкольников с основными жанрами сценического искусства и хрестоматийными сказочными сюжетами, явно присутствует элемент хармсовского озорства. Читатель словно попадает на концерт художественной самодеятельности и вместе с детьми, сидящими в зале, следит за происходящим на сцене. Картины очень быстро меняются, наряду с Красной Шапочкой, Котом в сапогах, Петрушкой, Коньком-Горбунком в представлении участвует отважный пионер, пронзающий шашкой плакатного буржуя. Безусловно, авторам удалось передать заразительную атмосферу веселого лицедейства. Вообще игровое начало неизбежно присутствует во всех изданиях, к которым был так или иначе причастен поэт. Творчество Хармса в известном смысле повлияло не только на литературный процесс, но и на стилистику изобразительного искусства. Уникальный образный строй его сочинений давал художникам богатейший материал для пластических поисков, подсказывал им множество остроумных и парадоксальных оформительских решений.
Правосудович, Татьяна Михайловна (1897, Вильнюс — 1963, Ленинград). Рисовальщик, литограф, книжный иллюстратор. Член Ленинградского отделения Союза художников. Училась в Рисовальной школе ОПХ у В.И. Шухаева в 1914-1917 годах. Во ВХУТЕМАС-е — ВХУТЕИН-е в 1922-1926 годах на графическом факультете у Е.С. Кругликовой. Дипломная работа- оформление романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам». Участник выставок с 1927 года. Работала в Экспериментальной полиграфической мастерской при Ленинградском отделении союза советских художников с 1933 года. В 1930-е гг. занималась оформлением и иллюстрированием книг, в том числе детских. К примеру:
Катаев В. Радио-жирафф. Обложка и рис. Т. Правосудович. Л.: Радуга, 1927. 12 с. Тираж: 10000 экз. В цветной иллюстрированной издательской обложке. 20х15 см.
Или вот еще ее замечательная работа:
Т. Правосудович. "По пушкинским местам" 11 литографий. 1947 год.
После окончания Великой Отечественной войны народ нашей страны, измученный за годы тяжелых испытаний, с невиданным подъемом приступил к восстановлению разрушенного народного хозяйства, к созиданию и строительству новой послевоенной жизни. Таким же подъемом был отмечен и труд работников творческих профессий. Тема героической защиты родной земли, любви к Родине, к отчему дому была главенствующей в произведениях художников того периода. 11 литографий выполнены известным ленинградским художником-графиком Татьяной Михайловной Правосудович. Посетив места связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина в первые послевоенные годы (1947), места близкие и дорогие сердцу всякого русского человека вдохновили мастера на тверческий труд.
Аллея и липовый вал в Тригорском. 28 х 38 см.
Дорога из Михайловского в Тригорское. 30 х 42 см.
Савкина гора (Остатки крепостной насыпи). 30 х 42 см.
Аллея Керн в Михайловском. 37 х 27 см.
Дуб в Тригорском. 42 х 30 см.
Могила А.С. Пушкина. 37 х 27 см.
Вид из Михайловского на Петровское. 30 х 42 см.
Лесистый холм в Михайловском. 26 х 36 см.
Сороть у Тригорского парка. 26 х 36 см.
Городище Воронич (Вороническое). 27 х 37 см.
Место "Банька". 29 х 36 см.