Баннер

Сейчас на сайте

Сейчас 110 гостей онлайн

Ваше мнение

Самая дорогая книга России?
 

Каталог Крученых.

Книги А.Е. Крученых кавказского периода из коллекции Государственного музея В.В. Маяковского. Авторы-составители: Л.Г. Жукова, Д.В. Карпова. Москва, Государственный музей В.В. Маяковского, 2001. В каталоге представлены книги футуриста Алексея Елисеевича Крученых (1886-1968) из фондов Государственного музея В.В. Маяковского, изданные поэтом в 1917-1921 гг. на Кавказе. Из музейного собрания в каталог включены также сборники «Ззудо», «Заумь» и «Цоца», составленные и сброшюрованные Крученых в 1921-1922.гг. уже после того, как он покинул Тифлис и Баку. В этих сборниках использованы материалы, оставшиеся от кавказских изданий. Внешне они сделаны точно «по-кавказски», с той лишь разницей, что обложка для одного из них выполнена художником А. Родченко уже в Москве.

 

 

Введение

Известно, что впоследствии поэт неоднократно повторял некоторые издания кавказского периода. Например, в одной из частных московских коллекций хранятся сборники, изготовленные, вероятно, в 1950-е годы. Они сделаны с помощью тех же «ручных технологий» и содержат ряд листов, привезенных с Кавказа. На некоторых из них указаны: место создания — Тифлис или Сарыкамыш, год издания, который соответствует времени пребывания поэта в этих городах, иногда издательство «41°». Музею принадлежит уникальный рукописный сборник Крученых «Ночные каракули» (Литутиль первый. Москва, 14 июня 1932 г.; 21,8x15,0 см, продукция 184). Книга изготовлена в 1932 году вручную, карандашом, в манере изданий кавказского периода и подарена коллекционеру М. С. Либерману, о чем свидетельствует собственноручная надпись автора. Подобные автографические издания Крученых из собрания музея в каталоге не представлены, так как при внешнем их сходстве с изданиями кавказского периода они создавались в новых культурно-исторических условиях для достижения во многом иных целей и задач. Всего в каталоге дано описание 58 экземпляров книг 42 наименований. О каждом экземпляре можно сказать, что он уникален, так как изготавливался вручную, штучно и поэтому не похож на другой — иногда составом включенных в него произведений, иногда оформлением и подбором иллюстраций, размером, фактурой и цветом листов. В дело шли обрывки бумаги, тетрадные листы, типографские листовки, текст на них наносился от руки карандашами с использованием копировальной бумаги различных цветов, а также с помощью гектографа и резиновых штампов.

Часть экземпляров скреплена нитью зеленого цвета, а иногда скрученными вместе белой и зеленой нитями. Встречаются экземпляры с белой нитью, скрепленные металлической скрепкой, а также экземпляры без следов скрепления. Например, сборник «Туншап» представлен в коллекции музея в трех вариантах, различающихся обложками, техникой исполнения и буквонаписанием. То же можно сказать о книгах «Ковкази», «Фолы фа», «Качилдаз» и других. Если сравнивать экземпляры одного и того же издания, хранящиеся в музее, с аналогичными из собрания известного коллекционера русской поэзии А. Тарасенкова в фондах Российской государственной библиотеки, то и здесь мы обнаружим некоторые различия. Это относится к сборникам «Фо лы фа», «Качилдаз» и особенно к книге «Голубые яйца» — первой из серии рукописных изданий Крученых на Кавказе. Так, в экземпляре РГБ на обороте обложки сборника «Голубые яйца» есть гектографированная надпись: «На Эрзерумской железной дороге станция Сарыкамыш, февраль-март 1917 г., тираж 6-10 экз.», под которой стоит подпись Крученых. На экземпляре музея этих данных нет. Интересны музейные экземпляры сборника «Из всех книг» (см. каталог №№18-I, 18-II). Сам поэт в своем списке 1932 года датирует сборник 1918 годом, однако имеющиеся на экземплярах автографы, выполненные рукой А. Ремизова, относятся к 1917 году, что позволяет уточнить дату выхода в свет этого издания. Собранные вместе, кавказские издания А. Крученых представляют неповторимое зрелище, воспринимаются как удивительно яркое и своеобразное явление искусства. Дополнительную ценность им придает то, что, кроме текстов и рисунков автора, в них были включены также стихи и рисунки друзей и единомышленников поэта, известных деятелей русского авангарда К. Зданевича, В. Каменского, О. Розановой, П. Филонова, В. Хлебникова, М. Ларионова, И. Терентьева, А. Родченко, Т. Вечорки. Подавляющее большинство сборников кавказского периода изготавливалось в количестве не более 10 экземпляров и сегодня по праву относится к разряду особых библиографических редкостей, малодоступных для большинства исследователей русского футуризма.

Не случайно исследователь жизни и творчества поэта С. Сухопаров в монографии «Алексей Крученых. Судьба будетлянина» (Мюнхен, 1992) приводит список его изданий, составленный Вольфгангом Казаком на основе многих публикаций, с примечанием: «известны только по библиографии Крученых, составленной им самим». Это, в частности, относится к таким сборникам, как «Ковкази», «Зугдиди», «Шбыц», «Саламак», а также к ряду других, экземпляры которых имеются в собрании Государственного музея В.В. Маяковского. Редкость и ценность автографических книг Крученых подтверждают торговые каталоги аукционов «Сотби» и «Кристи». За всю историю торгов было представлено немногим более десяти крученыховских сборников, стоимость которых часто превышала цены на самые редкие прижизненные издания классиков русской литературы. А. Тарасенков собирал свою коллекцию всю жизнь, но и в его фонде представлено лишь около 20 кавказских книжек поэта. Государственный музей В.В. Маяковского располагает одной из самых больших коллекций автографических изданий Крученых. Этому не приходится удивляться, так как целенаправленное комплектование осуществлялось несколькими поколениями сотрудников музея.

Пополнение книжного фонда музея происходило путем закупок, дарений, обменов. Большая часть изданий попала в музей в 1960-е годы через букинистический магазин №28 Мосбуккниги из собрания М.С. Либермана. Марк Соломонович Либерман, врач по профессии, имел богатую коллекцию редких книг, в том числе и рукописных изданий Крученых. Коллекционер долгое время общался с Крученых и получал от него книги. Характерные карандашные пометы владельца на каждом экземпляре указывают на то, что собрание было серьезным и систематизированным, проставленные им на обороте изданий «номера продукции», по-видимому, были сообщены самим поэтом. Интересно также отметить сборник «Замауль III», принадлежавший Андрею Акимовичу Шемшурину — московскому купцу-меценату, снабжавшему Крученых на протяжении всего кавказского периода важнейшими литературными новинками. Ряд книг был передан в музей известным исследователем и собирателем русского авангарда Николаем Ивановичем Харджиевым (1903-1996). В собрании музея имеются кавказские издания, попавшие в фонды и из других источников.

Так создавалась эта коллекция. Творчество Крученых времени его пребывания на Кавказе стало объектом пристального изучения относительно недавно. Пожалуй, единственным трудом, посвященным исключительно этому периоду, является интересный научный сборник «L’avanguardia a Tiflis», вышедший в Венеции в 1982 году. В нем в статье Розмари Циглер «Поэтика А.Е. Крученых поры «41°». Уровень звука» исследуются заумные тексты, изданные Крученых на Кавказе в виде «маленьких рукописных книжечек». В этой же работе она воспроизводит «Библиографию Крученых кавказского периода», составленную самим поэтом в 1932 году и приобщенную им к своим воспоминаниям «Наш выход. К истории русского футуризма». Важные сведения о творчестве Крученых этой поры содержатся в уже названной монографии С. Сухопарова, статьях Е. Бобринской, Т. Горячевой и других исследователей.

Необходимо также отметить недавно вышедшую книгу Т, Никольской «Фантастический город» (М., 2000), в которой воссоздана панорама культурной жизни Тифлиса 1917-1921 гг. И все-таки эти публикации далеко не исчерпывают тему и кавказский период творчества поэта — по-прежнему многообещающий предмет изучения. В это время Крученых разрабатывает теорию экономной поэзии («эко-эз»), занимается исследованием знака как самого экономного, универсального и конечного образа. Поэзию Крученых этого периода можно назвать супрематической по аналогии с живописью Малевича. В сборнике «Нособойка» (1917) он пишет: «Если нет заумной (беспредметной супремус) поэзии — то нет никакой! — п<отому> ч<то> поэзия в заумном (красота, музыка, интуиция)». Работа Крученых над звукословом совпадает с поисками цветоформы у Малевича в живописи. Оба мастера искали некий исходный модуль для построения поэтической и живописной систем. Аналогом черного квадрата в поэзии может служить заумная строка «хо-бо-ро» («Нособойка»). В своих произведениях Крученых разъединяет привычные слова на буквы и слоги, использует грузинские слова для создания заумного языка.

Творческий метод мастера предполагает активное сотворчество читателя, который должен прийти к пониманию и созданию собственного образа, заключенного в визуально-звуковых формах. «Где слово покойник безсилъно . Поможет там жаркий рисунок! Распяль глаза окурок» («ЦОЦ», 1918). Эффект усиливается за счет «заумного» расположения букв на странице — «у нас буквы летают» («Нестрочье», 1917). В своих рукописных книжках Крученых разрушает монополию смысла слов, выдвигая на первый план их заумное содержание, активно использует словесные сдвиги и звуковые ассоциации, достигая непосредственной связи звука с эмоцией. Пребывание Крученых в 1915-1921 гг. на Кавказе способствовало подъему футуристического движения в Тифлисе. Его творческая деятельность в соединении с самобытными поисками местных художников превратила Тифлис тех лет в один из центров современного искусства. Здесь творили поэт Илья Зданевич, его брат художник Кирилл Зданевич, художники Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе, Сигизмунд Валишевский и Сергей Судейкин, а также поэт-художник-драматург Игорь Терентьев и многие другие. Таким образом, каталог, подготовленный Государственным музеем В.В. Маяковского, предоставляет возможность познакомиться с автографическими изданиями Крученых одного из самых интересных и одновременно наименее изученных периодов его творчества. В каталоге описаны все хранящиеся в музее экземпляры, воспроизведены их обложки и наиболее показательные страницы. Это первый опыт такого рода — до настоящего времени не существовало ни одного описания книг Крученых, в котором были бы систематическим образом отражены многие значимые особенности указанных изданий.

В ряде случаев каталог не только дополнил существующие описания, но и уточнил их. Например, в публикации С. Сухопарова не были даны размеры автографических сборников поэта, во многих случаях ошибочно указана техника их исполнения. По его сведениям, все они изготавливались на гектографе, что в большинстве случаев не соответствует действительности. В этом можно убедиться, просмотрев коллекцию музея. В заключение хочется выразить надежду, что вводимый, большей частью впервые, в научный оборот материал привлечет к личности Крученых внимание новых исследователей, даст толчок для дальнейшего изучения творчества этого большого мастера, «иезуита слова», по определению В. Маяковского. Издания Крученых в каталоге даны в хронологической последовательности, которую предложил поэт в библиографическом списке 1932 года. В тех случаях, когда место и время издания в сборнике не указаны, они даются поэтому же источнику и взяты в квадратные скобки. Все экземпляры музейной коллекции описаны de visu в следующем порядке: выходные данные; технология издания; размер книги; общее количество листов; техника исполнения отдельных страниц; цвет, фактура и размер листов (в наиболее интересных случаях); надписи и пометы; наличие иллюстраций и текстов других авторов; порядковый номер издания, проставленный М. Либерманом; указание, от кого поступил экземпляр книги. Авторские и владельческие пометы выделены курсивом. Размеры сборников указаны в сантиметрах, объем рукописных книг — в листах (включая обложку), типографских и литографических изданий — в страницах (без учета обложки), техника исполнения — в страницах (количество незаполненных страниц при этом не указывается). Расшифровка сокращений дается в ломаных скобках. Принятые сокращения: л. — лист, лл. — листы, с. — страница, страницы, Т. — С. — Тифлис — Сарыкамыш.

Книги А.Е. Крученых кавказского периода.

Библиографический список, составленный поэтом в 1932 году:

1918. При участии В. Каменского. Цветные наклейки А. Крученых, рис. К. Зданевича.

(Тифлис, 1917).

Учитесь худоги. Рис. К. Зданевича. (Тифлис, 1917).

Голубые яйца. (Тифлис — Саракамыш, 1917).

Нособойка. (Тифлис — Саракамыш, 1917).

Балос. При участии О. Розановой. (Тифлис — Саракамыш, 1917).

Ковкази. (Тифлис — Саракамыш, 1917).

Туншап. (Тифлис — Саракамыш, 1917).

Город в осаде. (Тифлис — Саракамыш, 1917).

Нестрочье. (Тифлис — Саракамыш, 1917).

Клез сан ба. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Мае. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Фо-лы-фа. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Ра-ва-ха. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Бегущее. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Рябому рылу. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Цоц. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Восемь восторгов. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Из всех книг. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Наступление. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Зьют. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Ф-нагт. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Качилдаз. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Шбыц. (Тифлис — Саракамыш, 1918).

Ожирение роз. О стихах Терентьева и др. (Тифлис, 1918).

Малохолия в капоте. Рис. К. Зданевича. (Тифлис, 1918).

Речелом. (Тифлис, 1919).

Тушанчик. (Тифлис, 1919).

Зугдиди (Зудачества). (Тифлис — Зугдиди, 1919).

ЗамаулЪ. (Тифлис, 1919).

Двухкамерная ерунда. (Тифлис, 1919).

Миллиорд. (Тифлис, 1919).

Сабара. (Тифлис, 1919).

Железный франт. (Тифлис, 1919).

Саламак. (Тифлис, 1919).

Ксар сани. (Тифлис, 1919).

Избылец. (Тифлис, 1919).

Пролянский перископ. (Тифлис, 1919).

Коксовый зикр. (Тифлис, 1919).

Аппендицит. (Тифлис, 1919).

Лакированное трико. Юзги А. Крученых, примечания Терентьева. (Тифлис: 41°, 1919).

Малохолия в капоте. Изд. 2-е. (Тифлис, 1919).

Миллиорк. Обл. К. Зданевича. (Тифлис: 41°, 1919).

Замауль. Вып. 1. (Баку: 41°, 1919).

Замауль. Вып. 2. (Баку: 41°, 1919).

Замауль. Вып. 3. (Баку: 41°, 1919).

Замауль. Вып. 4. (Баку: 41°, 1920).

Цветистые торцы. (Баку: 41°, 1919).

Мир и остальное. При участии В. Хлебникова и Т. Вечорки. (Баку, 1920).

Мятеж. Книга I. При участии В. Хлебникова. (Баку: 41°, 1920).

Мятеж. Книга II. Двенадцать баллад о яде Карморане и др. (Баку: 41°, 1920).

Мятеж. Книга III. Неприличь. (Баку: 41°, 1920).

Мятеж. Книга IV. Стихи. (Баку: 41°, 1920).

Мятеж. Книга V. Богоматерная. (Баку: 41°, 1920).

Мятеж. Книга VI. Лирика. (Баку: 41°, 1920).

Мятеж. Книга VII. Чудовища. (Баку: 41°, 1920).

Мятеж. Книга VIII. Стихи. (Баку: 41°, 1920).

Мятеж. Книга IX. Козел-американец. (Баку: 41°, 1920).

Мятеж. Книга X. Стихи. (Баку: 41°, 1920).

О женской красоте. Доклад. (Баку: Изд. лит.-изд. отд. политотдела Каспфлота, 1920).

Биель. Сотр. с Хлебниковым. (Баку, 1920).

Декларация заумного языка. Листовка. (Баку, 1921).

1. [1918]: Василий Каменский. ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ПОЭМЫ; А. Крученых. СТИХИ; Кирилл Зданевич, РИСУНКИ-КАРТИНЫ; А. Крученых. НАКЛЕЙКИ. Цена 25 рублей. [Тифлис, 1917]. На обложке название книги «1918» отсутствует. Литографированное издание. 26,5x34,0. 13 л.л.: 2 литографии В. Каменского, 4 литографии с цветными наклейками К. Зданевича, 7 коллажей А. Крученых. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


2. УЧИТЕСЬ ХУДОГИ. Стихи А. Крученых, картины Кирилла Зданевич. Цена 2 рубл., г. Тифлис, 17 г.

Литографированное издание. 22,5x18,0. 26 лл.

3. А. Крученых. ГОЛУБЫЕ ЯЙЦА. [Т. — С., 1917]. 16,7x11,2. 10 лл.: 3 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 7 с. — под черную копировальную бумагу. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 40. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


4. А. Крученых. НОСОБОЙКА. На правах рукописи. [Т. — С., 1917]. 16,0x11,0. 12 лл.: 7 с. отпечатаны на гектографе, 4 с. написаны под синюю копировальную бумагу. На четвертой странице обложки помета карандашом: продук<ция.> 41. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


5. А. Крученых, Ольга Розанова. БАЛОС. На правах рукописи. [Т. — С., 1917]. 15,9x11,5. 12 лл.: 8 с. написаны простым карандашом, 4 с. — под синюю копировальную бумагу. 10 лл. — тетрадная бумага в клетку. Текст предположительно выполнен О. Розановой. На четвертой странице обложки вертикальная надпись простым карандашом: Супремус. Здесь же помета карандашом: пр<о>дукц<ия> 42. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


6. А. Крученых. КОВКАЗИ. На правах рукописи. [Т. — С., 1917]. 15,5x10,9. 14 л.л.

I. Первый экземпляр.

14 лл.: 13с. написаны под синюю копировальную бумагу. На четвертой странице обложки надпись карандашом под синюю копировальную бумагу: ц. 1 р. Там же помета карандашом: продукц<ия> 43. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

II. Второй экземпляр.

Отличается графикой текста. Книга поступила от Н. Харджиева.

7. А. Крученых. ТУНШАП. На правах рукописи. 15,8x10,9. 12 л.л.

I. Первый экземпляр. 12 л.л.: 2 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 1 с. — под фиолетовую копировальную бумагу, 8 с. отпечатаны на гектографе. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 44. Экземпляр из коллекции М. Либермана.

I. Второй экземпляр. 12 лл.: 6 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 1 с. — под фиолетовую копировальную бумагу, 4 с. отпечатаны на гектографе. 2 лл. — тетрадная бумага в клетку. Книга поступила от Н. Харджиева.

III. Третий экземпляр. Является разделом книги «Цоца» (см. №41). 12 лл.: 2 с. написаны простым карандашом, 1 с. — под синюю копировальную бумагу, 8 с. отпечатаны на гектографе. 2 лл. — тетрадная бумага в клетку.

8. А. Крученых. ГОРОД В ОСАДЕ. На правах рукописи. [Т. — С., 1917]. 16,0x11,2. 12 лл.: текст на обложке выполнен синим карандашом, 10 с. — простым карандашом. 4 лл. — тетрадная бумага в линейку, 10 лл. — тетрадная бумага в клетку. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 45. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

9. А. Крученых. НЕСТРОЧЬЕ. На правах рукописи. [Т. — С., 1917]. 16,3x11,0. 12 лл.: 4 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 8 с. отпечатаны на гектографе. В книгу вошли стихи О. Розановой. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 46. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


10. А. Крученых. КЛЕЗ САН БА. На правах рукописи. [Т. — С., 1918]. 15,6x10,8. 12 лл.: текст и рисунок на обложке выполнены простым карандашом и под синюю копировальную бумагу, 10 с. написаны под синюю копировальную бумагу. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 47. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


11. А. Крученых. МАЕ. На правах рукописи. [Т. — С., 1918]. 16,0x11,0. 12 лл.: 11 с. написаны под синюю копировальную бумагу. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 48. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


12. А. Крученых. ФО ЛЫ ФА. [Т. — С., 1918]. 16,5x11,0. 12 лл.

I. Первый экземпляр. 12 лл.: 1 с. написана фиолетовым карандашом, 7 с. — под синюю копировальную бумагу, на 3-х страницах текст нанесен наборными штампами. Обложка — тетрадный лист в линейку. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 49. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

II. Второй экземпляр. Отличается обложкой, выполненной под синюю копировальную бумагу, а также порядком следования листов и графикой текста. Книга поступила от Н. Харджиева.

«Ужасно не люблю бесконечных произведений и больших книг их нельзя прочесть зараз,

нельзя вынести цельного впечатления.

Пусть книга будет маленькая, но никакой лжи;

все своё, этой книге принадлежащее, вплоть до последней кляксы». А. Крученых


13. А. Крученых. РА ВА ХА. На правах рукописи. [Т. — С., 1918]. 16,2x11,0. 12 лл.: 7 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 2 с. отпечатаны на гектографе, на 2-х страницах текст нанесен наборными штампами. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 50. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


14. А. Крученых. БЕГУЩЕЕ. На правах рукописи. [Т. — С., 1918]. 16,2x10,8.12 л.л.: 11с. отпечатаны на гектографе. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 51. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

15. А. Крученых. РЯБОМУ РЫЛУ. [Т. — С., 1918]. 16,0x11,0. 14 лл.: 14 с. написаны под синюю копировальную бумагу. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 52. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


16. А. Крученых. ЦОЦ. На правах рукописи. [Т. — С., 1918]. 12 лл.

I. Первый экземпляр.

16,0x11,0. 12 лл.: 9 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 2с.- под фиолетовую копировальную бумагу. В нижней части обложки гектографированная надпись: Чарджуйный А. Крученых. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 53. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

II. Второй экземпляр.

16,5x11,2. 12 лл.: 4 с. написаны простым карандашом, 4с.- фиолетовым карандашом, 1 с. — простым и фиолетовым карандашами, 2 с. — под синюю копировальную бумагу. Все листы — тетрадная бумага в клетку. Книга поступила от Н. Харджиева.


17. А. Крученых. ВОСЕМЬ ВОСТОРГОВ. [Т. — С., 1918]. 16,0x10,9. 10 лл.: 6, с. написаны под синюю копировальную бумагу, 3 с. — под фиолетовую копировальную бумагу. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 54. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

18. А. Крученых. ИЗ ВСЕХ КНИГ. [Т. — Р., 1918]. 12 лл.

I. Первый экземпляр.

16,1x11,5. 12-лл.: 12 с. отпечатаны на гектографе. Экземпляр вставлен в дополнительную неавторскую обложку из тонкой сиреневой бумаги. На первой странице дополнительной обложки надпись синим карандашом: Ивану Александровичу Рязановскому передаю в книгохранилище. Алексъй Ремизовъ. Ессентуки, 29.У1П.1917. Иванъ Постигелъ. На авторскую обложку наклеена полоска бумаги с надписью: от А. Крученых, Сарыкамыш. В верхнем правом углу обложки надпись: 19.У1П.1917. Ессентуки. На второй странице авторской обложки наклейка с надписью: Алексъю Михайловичу Ремизову. Ниже наклейка с оттиском печати: Начальникъ 1 участка. Постройка Эрзерумской военной жел<езной> дор<оги>. Аналогичная наклейка с печатью на третьей странице обложки.

На второй странице дополнительной обложки помета карандашом: продук<ция> 55.

Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

II. Второй экземпляр.

16,2x10,9. 12 лл.: 1 с. написана под синюю копировальную бумагу, 1 с. — под синюю и фиолетовую копировальную бумагу, 8 с. отпечатаны на гектографе. 2 лл. — тетрадная бумага в линейку. На первой странице обложки в верхнем правом углу наклейка с надписью: А. Ремизову. В верхнем левом углу надпись: 1917 г. 19. IX. Петербургъ. На второй странице обложки наклейка с надписью: Алексъю Михайловичу Ремизову и оттиском печати: Начальникъ 1 участка. Постройка Эрзерумской военной жел<езной> дор<оги>. Экземпляр отличается оформлением обложки и содержанием. На первой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 55. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


19. А. Крученых. НАСТУПЛЕНИЕ. [Т. — С., 1918]. 15,6x11,0. 12 лл.

I. Первый экземпляр. 12 лл.: 7 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 2 с. — под фиолетовую копировальную бумагу, 2 с. отпечатаны на гектографе. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 56. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

II. Второй экземпляр. 12 лл.: 10 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 2 с. отпечатаны на гектографе. Книга поступила от Н. Харджиева.


20. А. Крученых. ЗЬЮТ. На правах рукописи. [Т. — С., 1918]. 15,8x11,0. 12 лл.: 8 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 1 с. — под фиолетовую копировальную бумагу, 2 с. отпечатаны на гектографе. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 57. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

21. А. Крученых. Ф-НАГТ. [Т. — С., 1918]. 16,1x10,9. 12 лл.

I. Первый экземпляр.

12 лл.: 1 с. написана под синюю копировальную бумагу, 1 с. — под фиолетовую копировальную бумагу, 10 с. отпечатаны на гектографе. На четвертой странице обложки помета  карандашом: продукц<ия> 58. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

II. Второй экземпляр.

12 лл.: 1 с. написана под синюю копировальную бумагу, 10 с. отпечатаны на гектографе, на одной странице текст нанесен наборными штампами. Книга поступила от Н. Харджиева.

III. Третий экземпляр.

Является разделом книги «Заумь». (см. № 40-I). 12 лл.: 2 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 8 с. — отпечатаны на гектографе, на 2-х страницах текст нанесен наборными штампами.

IV. Четвертый экземпляр.

Является разделом книги «Заумь» (см. № 40-II). 12 л.л.: 10 с. отпечатаны на гектографе, на 2-х страницах текст нанесен наборными штампами.


22. А. Крученых. КАЧИЛДАЗ. [Т. — С., 1918]. 16,1x11,0. 12 лл.

I. Первый экземпляр.

12 лл.: 4 с. написаны под синюю копировальную бумагу, Зс. — под фиолетовую копировальную бумагу, 4 с. отпечатаны на гектографе. 2 лл. — тетрадная бумага в клетку. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 59. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

II. Второй экземпляр.

12 лл.: 4 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 3 с. — под фиолетовую копировальную бумагу, 4 с. отпечатаны на гектографе. Отличается графикой текста и оформлением обложки. Книга поступила от Н. Харджиева.

III. Третий экземпляр,

Является разделом книги «Замауль -II» (см. № 34). 12 лл.: 3 с. написаны простым каранда-шом, 3 с. — под синюю копировальную бумагу, 1 с. — под фиолетовую копировальную бумагу, 1 с. написана под синюю копировальную бумагу и отпечатана на гектографе, 6 с. отпечатаны на гектографе. 2 лл. — тетрадная бумага в клетку.

23. А. Крученых. ШБЫЦ. [Т. — С., 1918]. 16,1x10,9. 12 лл.: 10 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 2 с. — под фиолетовую копировальную бумагу. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 60. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

24. А. Крученых. ОЖИРЕНИЕ РОЗ. [Тифлис, 1918]. На титульном листе: А. Крученых. «Ожирение роз. О стихах Терентьева и других». Книга отпечатана типографским способом. 20,0x14,7. 32с.

I. Первый экземпляр.

Обложка из плотной бумаги коричневого цвета. На обложке рисунок И. Терентьева (тушь, белила, акварель). Подпись под рисунком рис. К. Зданевич исправлена: По рис. К. Зданевича нарисовал. Иг. Терёнтьев. На титульном листе надпись: Рузан. И. Терёнтьев. 14-15/ IV -18 г., г. Тифлис. К имени Рузан проведена стрелка с припиской: это жена Шахназарова. Иг. Терёнтьев.

II. Второй экземпляр.

Обложка из плотной бумаги белого цвета, раскрашена И. Терентьевым (тушь, акварель). На титульном листе карандашная запись М. Либермана: обложка раскр<ашена> И. Терентьевым. Там же помета карандашом: продукция № 78. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

25. А. Крученых. МАЛОХОЛИЯ В КАПОТЕ. Рис. К.Зданевича. [Тифлис, 1918].

Обложка — 22,3x17, 0. 20 лл.: обложка отпечатана типографским способом, 1 с. — типографским способом зеленой краской, 2 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 10 с. отпечатаны на гектографе, 4 с. — на пишущей машинке. Листы отличаются фактурой. 2 лл. — меньшего размера из темной оберточной бумаги. На четвертой странице обложки надпись, нанесенная с помощью наборных штампов зелеными чернилами: Нумерованное издание в 50 экз. Цена 5р. На следующем за обложкой листе помета карандашом: продукция № 79. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

26. А. Крученых. ЗУГДИДИ. [Тифлис, 1919]. 16,0x11,1. 12 лл.: 2 с. написаны под черную копировальную бумагу, 10 с. — под фиолетовую копировальную бумагу. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 63. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

27. А. Крученых. САЛАМАК. [Тифлис, 1919].

В нижней части обложки гектографированная надпись: Чарджуйный А. Крученых. 16,4x11,1. 12 л.л.: 10 с. написаны под черную копировальную бумагу, на 1 странице текст нанесен наборными штампами. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 69.


28. А. Кру<ченых>. КСАР САНИ. [Тифлис, 1919]. 16,5x11,1. 14 лл.: 1 с. написана простым карандашом, 8 с. — под черную копировальную бумагу. 3 с. — под фиолетовую копировальную бумагу, 1 отпечатана на пишущей машинке. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 70. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


29. А. Кру<ченых>. ИЗБЫЛЕЦ. [Тифлис, 1919]. 16,3x11,1. 10 лл: 9 с. написаны под черную копировальную бумагу, на 1 странице текст нанесен наборными штампами. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 71. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


30. А.Кру<ченых>. АПЕНДИЦИТ. [Тифлис, 1919]. 16,4x11,0. 14 лл.: 2 с. написаны простым карандашом, 1 с. — под синюю копировальную бумагу, 9 с. — под черную копировальную бумагу, 1 с. — под фиолетовую копировальную бумагу. На некоторых листах имеются пометы, сделанные тушью. На четвертой странице обложки помета карандашом: продукц<ия> 74. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


31. А. Крученых. ЛАКИРОВАННОЕ ТРИКО. [Тифлис: 41°, 1919]. На титульном листе: Лакированное трико Юзги А. Крученых, запримечания Терентьева. Книга отпечатана типографским способом. 20,0x15,0. 32с. На титульном листе помета карандашом: продукция № 75. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


32. А. Крученых. МАЛОХОЛИЯ В КАПОТЕ. Рис. К. Зданевича. 2-е доп. издание. [Тифлис, 1919].

21,6x17,5. 32 лл.: обложка отпечатана типографским способом, а надпись 2-е доп. издание сделана на ней под фиолетовую копировальную бумагу; 1 с. отпечатана типографским способом зеленой краской, 4 с. написаны простым карандашом, 1 с. — красным карандашом, 20 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 6 с. отпечатаны на гектографе. Листы отличаются фактурой. 2 лл. — меньшего размера из темной оберточной бумаги. На четвертой странице обложки надпись, нанесенная с помощью наборных штампов зелеными чернилами: Нумерованное издание в 50 экз. Цена 5 р. Во второе издание добавлены новые рукописные и изготовленные под копирку листы.

«Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык), этим достигается наибольшая выразительность, и этим именно отличается язык стремительной современности, уничтожившей прежний, застывший язык». А. Крученых.


33. А. Крученых. ЗАМАУЛЬ I. [Баку: 41°, 1919].

16,5x11,5. 22 лл.: обложка отпечатана типографским способом, 21 с. отпечатана на гектографе. Листы отличаются фактурой и размером. В книгу включены 2 портрета работы М. Ларионова, отпечатанных на гектографе, а также поэма Т. Вечорки «Нечаянно». На второй странице обложки помета карандашом: продук<ция> 86. Экземпляр из коллекции М. Либермана


34. А. Крученых. ЗАМАУЛЬ II. [Баку: 41°, 1919].

Переплет — 16,5x11,3; листы — 15,7x10,4. 31 лл.: обложка отпечатана типографским способом, 10 с. написаны простым карандашом, 4 с. — под синюю копировальную бумагу, 2 с. — под фиолетовую копировальную бумагу, 1 с. написана под синюю копировальную бумагу и отпечатана на гектографе, 14 с. отпечатаны на гектографе, на 6 страницах текст нанесен наборными штампами. В сборник вошли листы из разных книг, а также полный экземпляр книги «Качилдаз» (см. №22 — III). На первой странице обложки чернилами: Из библиотеки А. А. Шемшурина.


35. А. Крученых. ЗАМАУЛЬ III. [Баку: 41°, 1919].

Переплет — 16,5x14,5; листы — 15,8x13,8. 21 лл.: обложка отпечатана типографским способом, 16 с. — на гектографе, на 8 страницах текст нанесен наборными штампами с использованием зеленых и фиолетовых чернил. 6 лл. — тетрадная бумага в линейку. В книгу включены 4 рисунка П. Филонова и 1 рисунок В. Бурлюка, отпечатанные на гектографе. На первой странице обложки чернилами: Из библиотеки А. А. Шемшурина.


36. Крученых. ЗАМАУЛЬ ЮБИЛЕЙНАЯ. [Баку, 1920]. 22,1x18,2. 18 лл.: 4 с. написаны простым карандашом, 9 с. — под синюю копировальную бумагу, 4 с. — под черную копировальную бумагу. Листы отличаются фактурой и цветом.


37. А. Крученых. МЯТЕЖ. КНИГА VI. 1920 г. [Баку: 41°, 1920]. На титульном листе: А. Крученых. Лирика (зима 1920/21 гг.). 23,0x17,6. 26 лл.: обложка отпечатана типографским способом, 24 с, написаны под синюю копировальную бумагу, 1 с. — под черную копировальную бумагу, 1 с. — под фиолетовую копировальную бумагу. На первой странице обложки частично утрачен номер в заглавии книги, установлен по титульному листу и библиографическому списку Крученых. На титульном листе помета карандашом: продукция 97. Экземпляр из коллекции М. Либермана.

38. В. Хлебников, А. Крученых. БИЕЛЬ. Баку, 1921 г.

Обложка — 22,8x18,8. 18 лл.: обложка выполнена фиолетовым карандашом, 11 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 4 с. — под черную копировальную бумагу. Листы отличаются фактурой и размером. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


39. А. Крученых. ДЕКЛАРАЦИЯ ЗАУМНОГО ЯЗЫКА. Баку, 1921 г.

Листовка. Отпечатана типографским способом. 30,2x25,0. Экземпляр из коллекции М. Либермана.


40. Крученых. ЗАУМЬ. [Москва, 1921].

I. Первый экземпляр.

Переплет — 19,4x13,5; листы — 16,0x11,0. 24 лл.: рисунок на обложке выполнен тушью, красным и синим карандашами, 2 с. написаны под синюю копировальную бумагу, 19 с. отпечатаны на гектографе, на 3-х страницах текст нанесен наборными штампами.

В сборник вошли листы из разных книг, в том числе полный экземпляр книги «Ф-нагт» (см. № 21-III), а также вставлена листовка «Декларация заумного языка».

II. Второй экземпляр.

Обложка — 18,3x15,7; листы — 15,9x11,0. 22 лл.: рисунок на обложке выполнен простым и синим карандашами, черной и красной тушью, 1 с. написана простым карандашом, 2 с. -.под синюю копировальную бумагу, 1 с. — под фиолетовую копировальную бумагу, на одной странице — рисунок карандашом и текст, нанесенный наборными штампами, на 4-х страницах текст нанесен наборными штампами, 10 с. отпечатаны на гектографе. В сборник вошли листы из разных книг, в том числе полный экземпляр книги «Ф-нагт» (см. № 21-IV), а также вставлена листовка «Декларация заумного языка». На второй странице обложки помета карандашом: продукция № 64. Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

41. А. Крученых. ЦОЦА. Обложка Родченко. [Москва, 1921].

Обложка — 17,8x13,9; листы — 16,0x11,0. 26 лл.: обложка — цветная бумага, гуашь, цветной карандаш, коллаж, 2 с. написаны простым карандашом, 1 с. — под синюю копировальную бумагу, 20 с. отпечатаны на гектографе. 2 лл. — тетрадная бумага в клетку. В сборник вошли листы из разных книг, в том числе полный экземпляр книги «Туншап» (см. №7 — III), а также вставлена листовка «Декларация заумного языка». Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.


42. А. Крученых. ЗЗЗУДО. [Москва, 1922].

I. Первый экземпляр.

Обложка — 16,0x14,0. 14 лл,: обложка и 2 с. выполнены черной тушью, 2с.- под синюю копировальную бумагу, 4 с. отпечатаны на гектографе, на 2-х страницах текст нанесен наборными штампами, 4 с. отпечатаны типографским способом. Обложка из плотной розовой бумаги. Листы отличаются фактурой, размером и цветом. 2 лл. — тонкая розовая бумага. На первом листе стоит штамп: Политотдел Главного Управления Государственного Издательства и печати разрешает. Завед. Политотделом. Подпись неразборчива. На обороте последнего листа надпись: Р. В. Шабага. Верно: Секретарь политотдела Госиздата С. Рубинчик. 16/11.22 г. 4 страницы, отпечатанные типографским способом, взяты из книги Крученых «Голодняк». Экземпляр из коллекции М. Либермана с автографом владельца.

II. Второй экземпляр.

Обложка — 16,0x14,0. 12 лл.: обложка выполнена черной тушью, желтой и фиолетовой гуашью, 1 с. написана фиолетовым карандашом и гуашью, 1 с. — гуашью, 4 с. отпечатаны на гектографе, на 2-х страницах текст нанесен наборными штампами, 4 с. отпечатаны типографским способом. Обложка из плотной розовой бумаги. Листы отличаются фактурой, размером и цветом. 2 лл. — тонкая розовая бумага. Иная последовательность листов. 4 страницы, отпечатанные типографским способом, взяты из книги Крученых «Голодняк». На второй странице обложки помета карандашом: продукция 111. Экземпляр из коллекции М. Либермана.

III. Третий экземпляр.

Обложка — 18,5x14,0. 14 лл.: обложка выполнена черной и зеленой тушью, 2 с. написаны фиолетовым карандашом и гуашью, 4 с. — отпечатаны на гектографе, на 2-х страницах текст нанесен наборными штампами, 8 с. отпечатаны типографским способом. Листы отличаются фактурой, размером и цветом. 2 лл. — тонкая розовой бумага. Иная последовательность листов. На второй странице обложки надпись карандашом: Лиле Ю. Б. З/Ш-22. А. Крученых. 8 страниц, отпечатанных типографским способом, взяты из книги Крученых «Голодняк».

Из собрания А. Крученых

Листая старые книги

Русские азбуки в картинках
Русские азбуки в картинках

Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение, а затем на прямоугольник слева внизу. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки.

Русские изящные издания
Русские изящные издания

Ваш прогноз

Ситуация на рынке антикварных книг?